Русская линия
Московский журналПротодиакон Сергий Голубцов01.03.2003 

ЯКОВ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЧМЕЛЕВ

Среди радостных песнопений в заключительной части вечерни Рождественской Всенощной, исполняемых в больших храмах, особое внимание привлекает стихира «Ликуют ангели» в композиции Якова Александровича Чмелева (1877−1944). Ему же принадлежит еще несколько замечательных вещей. К сожалению, до сих пор об их творце мало что известно — о нем никогда нигде не писали, если не считать скупого некролога. А между тем Яков Александрович был не только даровитым композитором, но и талантливым регентом, которого известный регент Елоховского Богоявленского собора Виктор Степанович Комаров (скончался в 1974 году) считал своим главным учителем1.
В выписке из метрической книги2 Сергиевской церкви в слободе Меженки Острогожского уезда3 Воронежской губернии за 1877 год говориться, что 22 октября родился, а 23-го крещен Яков, сын государственного крестьянина Александра Ивановича Чмелева4 и его законной жены Марии Васильевны, оба православного исповедания. Выписка выдана 22 марта 1895 года Воронежской Духовной Консисторией А.И.Чмелеву, числившемуся тогда уже мещанином, то есть горожанином — вероятно, Павловска5. У него было несколько детей, из них заметный след в музыкальной культуре России оставили двое сыновей — Иван6 и Яков.
Первоначальное образование Яков получил дома, специальное, согласно заполненной им в 1929 году анкете, — «в Моск. Хоровом Обществе7, аттестат в 1899 г. (N 64), а с сент. 1906 по май 1910 — изучал музыкальные предметы при Моск. Синодальном училище Хорового пения, удостоверение N 36».
О том, где трудился в молодые годы Яков Чмелев, никаких сведений до нас не дошло. Вероятнее всего, в Павловске, а затем в Москве: устроиться впервопрестольной регентом было тогда несложно. В семейном архиве Чмелевых сохранилась фотография, запечатлевшая Я.А.Чмелева с друзьями в Ташкенте 10 октября 1903 года, так что не исключена его работа и там8.
Последующая жизнь Якова Александровича известна довольно фрагментарно.
6 июня 1907 года в Онуфриевской церкви города Анапы (Сухумская епархия) он обвенчался с учительницей тамошнего трехклассного училища Марией Александровной Лушниковой (1878−1976) — дочерью анапского 2-й гильдии купца9. Несколько лет посещал в качестве платного вольнослушателя Синодальное Училище Церковного пения10 и 29 января 1913 года сдал экзамен на звание регента частного хора. В свидетельстве от 9 февраля того же года, выданном училищным Наблюдательным Советом, говорится, что он «выдержал испытания по всем установленным программой… теоретическим и вспомогательным предметам: теории музыки, сольфеджио, игре на фортепиано и скрипке, чтению партитуры, церковному пению, управлению хором, методике начального обучения пению, знанию церковного устава, истории церковного пения в России — с общей оценкой по всем предметам — «хорошо». В обзоре московских церковных хоров за 1913−1914 годы11 среди второстепенных коллективов упомянут, видимо, и его хор, но как «хор Шмелева (? — С.Г.) в храме [Великомученика] Никиты за Москва-рекой"12, который «по своему характеру приближался к хору Иванищева (что в Сергиевской церкви на Дмитровке), но во многом и уступал ему из-за недостаточности средств». Позднее Яков Александрович управлял хором в Троицкой церкви на Грязях у Покровских ворот и в Казанской церкви у Калужских ворот (ныне здесь, на Октябрьской площади, недавно выстроена часовня). В период массового закрытия церквей Яков Александрович, вероятнее всего, потерял работу и вынужден был искать место школьного учителя пения. Для этого требовался документ о светском образовании. В 1920 году Я.А.Чмелев окончил музыкально-инструкторские курсы при «Худож. П (едагогическом?)/отд (еле?) МОНО"13. Кроме того, он вступил в Ленинградское Общество драматических и музыкальных писателей (Драмсоюз), где мог получать хоть какое-то вспомоществование и как композитор. 30 марта 1925 года Я.А.Чмелев подал соответствующее заявление, в котором указан его тогдашний адрес: Москва, Щипок, 12 (то есть школа N 35), перечислив при этом только свои духовные произведения14 (возможно, других у него в то время еще не было):
«На всенощной
1. Блажен муж N 1* и N 2*15, (**)16,
2. Свете тихий * N 1 и N 2,
3. Шестопсалмие N 1*, N 2*, N 3 (N1 и N 2**),
4. Хвалите имя Господне* (**),
5. От юности моея * N 1 и N 2,
6. Господи, воззвах 8 гл. (Переложение обихода),
7. Бог Господь 8 гл. (Переложение обихода).
На литургии
1. Велик. ектения и 1-й антифон *,
2. Велик. ектения (Киев. распева) и 1-й антифон,
3. Господи, спаси… и Св. Боже N1 и N 2,
4. Сугубая ектения.
Песнопения Страстной седмицы
1. К Тебе утреннюю,
2. Разбойника N 1 (для женск. хора),
3. Разбойника N 2 (для мужск. хора, соло — бас),
4. Похоронное «Св. Боже»,
5. Стихира на литии Рождества Хр.»
В анкете, заполненной Я.А.Чмелевым 17 апреля 1929 года при подаче заявления в Правление Драмсоюза с просьбой об охране авторских прав с января 1925 года, есть уже перечень его светских произведений, который мы приводим ниже (о себе в этой анкете Яков Александрович сообщает, что по социальному положению как до, так и после 1917 года он — учитель пения в московских школах и детских садах; по состоянию на 1929 год работает в 4-й школе II-й ступени, в 29-й школе-семилетке и в 35-й школе I ступени, в помещении при которой и живет:
«1.Парус17, — 4-х голос. муж. и 2-х голос. жен. + рояль,
2. Слезы (слова Миляева) — для 4-х муж. гол.,
3. Волны и люди (сл. Лермонтова) — для 4-х гол. муж. хора,
4. Гамалiя (сл. Т. Шевченко), для 4-голосн. смеш. хора,
5. Весна (Украинская песня) — для смеш. хора,
6. Веселые кузнецы*18 (сл. М. Савина) — для муж. хора,
7. 1 Мая — для однород. или смеш. хора,
8. Гимн 1-му Мая — для массов. хора,
9. Воля коллектива (сл. Арского) — для однор. или смеш. хора,
10. Призыв* (сл. Ф. Гаврилова) — для однор. хора,
11. То не ветер ветку клонит — для 4 гол. муж. хора,
12. В поле чисто серебрится (сл. А. Пушкина) — для 3 гол. жен. хора,
13. Не плачьте над трупами — для 4 гол. смеш. хора,
14. Ой, да из-под камышка* и Зеленая роща (русск. песни, запись с голоса),
15. Сени* (народ. песня) — в свободной обработке,
16. Песни юности веселой (сл. И. Ерошина) — муж. хор,
17. 30−40 школьных песен для 2-гол. и 3-гол. хоров,
18. Около 30 народ. песен, записанных в разных губерниях».
В 1930-е годы — вряд ли только в силу политических условий того времени — Я.А.Чмелев много времени и сил отдает работе со светскими хоровыми коллективами, в том числе и с детскими — в школах и Домах пионеров Москвы (в частности, в школе I-й ступени N 17 19 и в Москворецком районном Доме пионеров20. Для получения права заниматься педагогической деятельностью в госучреждениях Якову Александровичу пришлось заручиться Аттестатом за N 155 894-а* от 19 мая 1938 года: «Чмелев Яков Александрович, окончивший в 1899 году курс Московского Хорового Общества и в 1927 году прослушавший курс хороведения при Государственной Консерватории и прошедший установленный испытательный стаж педагогической работы в школе, удостоен на основании Постановления ЦИК СНК Союза ССР о введении персональных званий для учителей от 10 апреля 1936 года звания учителя начальной школы».
Вероятно, в начале мая21 1938 года Я.А.Чмелев уехал в Киргизию по приглашению композитора В.Г.Фере22. Как сказано в одной из газетных заметок23, «в 1938 году при филармонии (г. Фрунзе) был организован этнографический хор. Хористов в нем было мало. Они исполняли народные песни в один или два голоса. С 1939 года хором руководит главный хормейстер Я.А.Чмелев… Сейчас хор насчитывает 50 человек. В репертуаре 22 вещи на киргизском и 18 — на русском языках. Хор состоит из колхозной молодежи, которая еще совсем недавно не имела никакого представления о многоголосом пении, о нотной грамоте и т. д. Сейчас хористы изучают сольфеджио, хоровые упражнения, нотную грамоту… Летом этого года этнографический хор выступал в районах Иссык-Кульской области. Было дано более 60 концертов… Хор непрерывно пополняется. Осенью этого года приняты еще 12 певцов из колхозной молодежи».
Помимо этого, Я.А.Чмелев работал с хором Киргизского музыкального театра — в частности, при постановке на его сцене оперы П.И.Чайковского «Евгений Онегин"24.
Несомненно, именно упомянутый выше этнографический хор стал вскоре Национальным хором Киргизской ССР, а впоследствии получил статус Государственного хора Киргизской ССР, поскольку в некрологе Я.А.Чмелева говорится, что с 1939 года он возглавил Киргизский государственный хор, организованный им, «несмотря на отсутствие навыков и традиций хорового пения (в республике. — С.Г.). В короткое время создал полноценный хоровой национальный коллектив, исполнявший сложные произведения"26.
В 1943 году Я.А.Чмелев получил Почетную Грамоту Комитета по делам Искусств при СНК СССР и ЦК профсоюза работников искусств СССР «за отличную работу по культурно-шефскому обслуживанию частей Красной Армии и Военно-морского Флота». 18 августа того же года указом Президиума Верховного Совета Киргизской ССР он был удостоен звания Заслуженного деятеля искусств республики.
В марте 1944 года тяжело заболевший Яков Александрович Чмелев возвратился в Москву, где и скончался 28 августа. Похоронили его на Немецком кладбище.
1Труды Московской регентско-певческой семинарии, 2000−2001. М. 2001. С. 241 (в это издание вкралось ошибочное примечание по поводу фамилии «Чмелев»).
2Семейный архив Чмелевых.
3Острогожск находится в 115 км к югу от Воронежа.
4Он был регентом, очевидно, либо в своей сельской церкви, либо в одной из церквей Павловска (расположен на берегу Дона в 162 км к югу от Воронежа). Кроме того, работал в поместье какого-то пана, уничтожая сусликов на его полях. Эти сведения приводит внук А.И.Чмелева Борис Яковлевич в своих воспоминаниях о дяде Иване Александровиче (семейный архив Чмелевых, машинопись).
5Это следует из аттестата о сдаче экзамена при классах Хорового общества, полученного в 1899 г. мещанином г. Павловска Яковом Чмелевым.
6Старший брат Якова Чмелева Иван Александрович Шмелев (1873−1965), талантливый дирижер (уже в 15 лет управлял архиерейским хором в Воронеже), музыкант, педагог, заслуженный учитель РСФСР, был награжден орденами Ленина и Знак Почета. Его именем названа одна из музыкальных школ в Сочи.
Изначальную фамилию «Чмелев» при получении Иваном Александровичем паспорта исказили в «Шмелев». Он же так это и оставил, чтобы отличаться от брата, с которым в годы учебы был неразлучен. Вскоре по получении начального педагогического образования И.А.Шмелев переехал на Северный Кавказ, а потом в Сочи, где и подвизался в качестве дирижера и педагога. Затем (?) была Московская консерватория. В 1910 г. Иван Александрович получил право открыть филиал Московского хорового общества в Сочи. По-видимому, нет никаких оснований отождествлять его с регентом Шмелевым, работавшим в одном из московских церковных хоров в 1913—1914 гг. (см. в кн. «Синодальный хор и Училище Церковного пения». М., 1998). Скончался И.А.Шмелев в доме престарелых под Туапсе. Родных детей у них с супругой Анной Ефремовной не было — было десять приемных. В 1973 г. в Сочи отмечался его 100-летний юбилей.
7Упомянутая выше метрическая выписка дана, очевидно, в связи с поступлением Якова в хоровой класс Московского Хорового Общества. В том же документе указывается, что Яков Александрович со второй половины 1896 г. переведен из крестьянского сословия в мещанское.
8Фотоснимок смешанного хора с участием военных (стоят в белых гимнастерках в последнем ряду) позволяет сделать интересное предположение. Здесь Я.А.Чмелев примерно в том же возрасте, что и на ташкентском фото 1903 г. Более того: он тоже — в военной форме. На погонах некоторых персонажей просматривается вензель «Т» — не Ташкентский ли гарнизон он обозначает? Сидящий рядом с Чмелевым юноша очень похож на одного из трех «фигурантов» ташкентского снимка. Весьма вероятно, Яков Александрович отбывал в Ташкенте воинскую повинность по своей «дирижерской» специальности.
9Метрическая выписка от 14 июля 1908 года (семейный архив Чмелевых).
У Якова и Марии Чмелевых был сын Борис (1913−1995), окончивший Гнесинское училище по классу фортепиано и аккордеона. Он работал концертмейстером в Москонцерте, а с 1936 г. служил в НКВД; в 1954 г. во время хрущевского «погрома» КГБ был уволен в звании подполковника и исключен из партии; последние годы преподавал в школе.
10Об этом вскользь упоминает А.П.Смирнов в своих воспоминаниях об Училище (см. Синодальный хор и Училище Церковного пения. М., 1998. С. 472).
11Кр — в. Церковные хоры Москвы и характер их. Домашнее чтение. 1914. N 8. С. 451.
12Имеется в виду разрушенный в 1930-х гг. храм, находившийся на месте существующего ныне дома N 4/12 по Новокузнецкой ул.
13Удостоверение N 119 (анкета 1929 г.).
14Ноты не приложены.
15Звездочками в этом перечне отмечены произведения, которые были или есть сейчас в обиходе хора московского Богоявленского собора (по сведениям Г. Я.Скопцовой).
16Двумя звездочками отмечены произведения, ноты которых имеются в Московской регентско-певческой семинарии.
17Очевидно, «Белеет парус одинокий».
18Звездочками обозначены произведения, ноты которых находятся в РГАЛИ (ф. 653, оп. 1, д. 2122). Там же есть ноты еще двух произведений Я.А.Чмелева: «Песня рабочего» (слова И. Назарова) — для смешанного хора и «Песня — наша сила» (слова И. Белоусова) — для однородного или смешанного хора, на мелодию казацкой песни «Пыль клубится по дороге» (с небольшими изменениями).
19Грамота «ударника соцсоревнования» от 21 января 1933 г. за подписью зав. школой (семейный архив Чмелевых).
20Газетная фотография 1938 г. (там же).
21Вероятно потому, что вряд ли он мог уехать до окончания учебного года, а в июне 1938 г. уже руководил хором Киргизской филармонии, выступавшим, как сказано в газетной заметке от 25 июня, в клубе конезавода Чолпон-Ата (город на северном берегу озера Иссык-Куль): «Концерт прошел с большим успехом, особенно порадовало нас выступление хора под управлением Я.А.Чмелева. Хор исполнял народные киргизские песни, произведения советских и великих русских композиторов прошлого. Нас порадовала слаженность хора: такое трудное произведение, как «Соловушка» Чайковского, было исполнено с большим художественным вкусом».
22Владимир Георгиевич Фере (1902−1971) — советский композитор и педагог, ученик Н.Я.Мясковского и А.Б.Гольденвейзера, работавший в Киргизии в 1936—1944 гг. и одновременно состоявший профессором Московской консерватории. Один из основоположников киргизской профессиональной музыки, народный артист Киргизской ССР (1944), заслуженный деятель искусств РСФСР (1963) и Таджикской ССР (1957) (Музыкальный энциплопедический словарь. М., 1990. С. 572).
23Эта не датированная газетная вырезка относится, скорее всего, к осени 1940 г., поскольку в ней говорится о подготовке хором репертуара к 15-летию Киргизской ССР (семейный архив Чмелевых).
24Вырезка из газеты «Советская Киргизия» за 4−5 июня 1940 г. (там же).
25"Литература и искусство». 5 августа 1944 г. С. 4. Некролог подписали ряд известных деятелей искусства и культуры: Н.С.Голованов, А.В.Свешников и др. Более пространный некролог от Совнаркома Киргизской ССР и коллективов Киргизской филармонии был помещен в одной из центральных республиканских газет, выходящей на киргизском языке, — в нем зафиксирована дата смерти Я.А.Чмелева.

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru