Русская линия
Московский журнал01.09.2002 

ЛЕВ ПАВЛОВИЧ КАТАЕВ
Некролог

Два года назад он ушел из жизни, оставив после себя на земле построенные по его проектам здания, а в сердцах всех, кто его знал, — светлую и радостную память о себе. Еще остались акварели. Собранные вместе на выставке в Центральном Доме архитектора, они произвели, не побоимся сказать, ошеломляющее впечатление. Все знали, что Лев Павлович — не только крупный архитектор, но и замечательный художник. Но чтобы так… Книга отзывов стремительно заполнилась восторженными отзывами самых разных людей, среди которых было немало истинных знатоков, тонких и строгих ценителей.

В предисловии к каталогу? Акварели Льва Катаева? (М., 2001) кандидат искусствоведения Андрей Толстой пишет, что извечный спор об акварели — разновидность графики или живопись? — ?в отношении таких мастеров, как Лев Катаев, лишается остроты и актуальности?, ибо он в своем творчестве попытался осуществить некий их синтез, создавая то, что мы назвали бы акварельными полотнами.

Творческий метод художника охарактеризован А. Толстым как? экзистенциальный реализм? — ?воплощение средствами искусства изначальных основ материальности?. Определение довольно меткое, но вряд ли исчерпывающее. Однако оно представляет собой хороший запев, позволяющий завершить фразу о воплощении основ материальности словами? и духовности? (конечно, памятуя о пределах, положенных человеческим проникновениям в сферу духа). Недаром кто-то на выставке заметил, что? у Катаева пейзажи и натюрморты духовны в той же степени, что и портреты?. Потому-то его работы не просто запоминаются — они в буквальном смысле западают в душу, их желаешь видеть вновь и вновь. Воистину, не насытится око зрением…

И.И.Магер


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru