Московский журнал | Л. Барановская | 01.09.2000 |
В запасниках Музея героической обороны и освобождения Севастополя хранится немало графических работ русских и зарубежных художников — старых мастеров и наших современников, — изображающих эпизоды славной истории Черноморского флота.
Самая ранняя из них — очень редкая сегодня гравюра «Севастополь в 1795 г.» (то есть через двенадцать лет после его основания) немецкого акварелиста и рисовальщика Генриха Гейслера, работавшего в России в конце XVIII века. В 1790-е годы он сопровождал известного путешественника П.С.Палласа в поездке по Крыму и сделал ряд зарисовок (пейзажи, бытовые сцены, портреты, костюмы), в том числе и в Севастополе. А.А.Федоров-Давыдов называет Гейслера «рассказчиком и документатором, полуперспективистом — полужанристом"1. Гравюра подтверждает это определение: точно рассчитанный масштаб фигур на переднем плане и редких построек вдали передает обширность бухты; классически правильная линейная перспектива композиции уводит взгляд зрителя к горизонту. Изображение заставляет вспомнить слова первого командующего Черноморским флотом адмирала Ф.А.Клокачева: «Во всей Европе нет подобной сей гавани — положением, величиной и глубиной. Можно в ней иметь флот до ста линейных судов"2… Художник и в самом деле скрупулезен до документальности — у самой воды хорошо различимы дом адмирала Ф.Ф.Мекензи, пристань, кузница и часовня святителя Николая Чудотворца; выше по берегам — казармы, склады, жилые дома. Рисовальная техника филигранна: кружева переплетений корабельных снастей, едва уловимое отражение судов в спокойной воде, мастерские контрасты светотени…
Во время создания гравюры Черноморским флотом командовал адмирал Ф.Ф.Ушаков. То были годы бурного становления и роста. Флот являлся предметом насущной державной заботы. Каждый корабль имел свою пристань, казарму, баню и док для ремонта. В 1794 году были увеличены флотские штаты: 15 кораблей, 18 фрегатов, 3 катера, до 140 гребных судов. Расцветал и юный Севастополь благодаря системе льгот при покупке земельных участков и строительстве жилья для поселенцев. Этот дух становления и роста хорошо передан Г. Гейслером.
Автор большой гравюры рубежа XVIII — XIX веков «Вид эскадры Императорского Российского Черноморского флота под командою вице-адмирала Ушакова, расположенной при местечке Буюкдер в проливе Черного моря августа 25 дня 1798 г.» Козьма Ческий взял за основу картину с тем же названием пейзажиста Семена Щедрина, который руководил ландшафтным классом в Академии художеств, где братья Иван и Козьма Ческие получили первые уроки гравирования, став впоследствии известными граверами.
Если работа Гейслера, тонкая, но суховатая и рассудочная, создана любознательным и дотошным иностранцем из чисто «краеведческого» интереса, то рукой Ческого, несомненно, водило патриотическое чувство восхищения мощью и великолепием Черноморского флота. Событие, его вдохновившее, — средиземноморский поход русской эскадры 1798 — 1800 годов.
Около двух веков отделяют гравюру «Вид эскадры…» от произведения на ту же тему современного московского художника Н.Н.Благоволина, выполнившего в 1979 году в редкой технике шелкографии портрет Ф.Ф.Ушакова. Организованное пространство фона воссоздает один из важнейших эпизодов Средиземноморской экспедиции — штурм Объединенной русско-турецкой эскадрой острова Корфу — «подлинного ключа Адриатики», по словам Наполеона. «В Европе не могли прийти в себя от удивления: флот взял сильнейшую крепость! Едва ли не лучшей оценкой действий Ушакова и его моряков были слова поздравления, посланного А.В.Суворовым: «Ура! Русскому флоту!.. Зачем не был я при Корфу хотя мичманом!"3 За этот подвиг вице-адмирал Ф.Ф.Ушаков был удостоен в Греции титула «Спаситель всех Ионийских островов».
Через тридцать лет Турция вновь вернулась в разряд всегдашнего соперника России на Черном море. В 1828 году началась очередная русско-турецкая война. 14 мая 1829 года бриг Черноморского флота «Меркурий» вступил в сражение с двумя турецкими линейными кораблями, имевшими десятикратный перевес в артиллерии. Умело маневрируя, русский экипаж под командованием капитан-лейтенанта А.И.Казарского вел меткий ответный огонь. Около четырех часов длился неравный бой. В конце концов турецкие корабли вынуждены были прекратить преследование «Меркурия». Бриг, получивший 22 попадания в корпус и около 300 — в паруса и рангоут, не потерял хода и на следующий день присоединился к своей эскадре.
Подвиг капитана и команды «Меркурия» нашел живой отклик в народном изобразительном жанре — лубке. Один из них — перед вами: при свойственном лубку наивном примитивизме и затейливой декоративности — удивительны цельность и законченность композиции, ритмичность деталей, согласие пропорций. Русский корабль — в центре. Врагов — великое множество. Подчеркнуты повреждения, нанесенные кораблям неприятеля: у каждого сломано по мачте. Надпись на картинке говорит, что подвигу «Меркурия» «в летописях морских держав нет подобного».
Уже в наше время Г. Черкашин написал об этом событии книгу-балладу. Высокому слогу текста соответствуют иллюстрации — линогравюры, созданные в 1981 году петербургским художником Р.М.Яхниным. На одной из них бриг — маленький гордый победитель, хоть и весь израненный, к которому можно отнести слова, сказанные в другое время и о другом судне: «Пробоины и повреждения составляют его лавры, его почетные отличия, столь лестные для каждого военного корабля"4.
Особая страница в истории Черноморского флота — Наваринское сражение 1827 года и героизм, проявленный в нем линейным кораблем «Азов» под командованием капитана I ранга М.П.Лазарева, участника трех кругосветных путешествий, открывателя Антарктиды, воспитателя П.С.Нахимова, В.А.Корнилова, В.И.Истомина. К 200-летию со дня рождения М.П.Лазарева (ноябрь 1988 года) владимирский художник В.И.Рузин, земляк флотоводца, выполнил его портрет в технике офорта (из серии «Замечательные владимирцы»), решенный лаконично и обобщенно, — только лицо на фоне необъятного морского простора: адмирал и море.
Ряд морских эпизодов Крымской войны запечатлен на литографиях 1850-х годов, отпечатанных с рисунков А.П.Боголюбова, одного из самых значительных русских маринистов. Морской офицер и художник Главного штаба флота, Боголюбов был точен в показе количества и порядка построения кораблей, деталей их оснастки, очертаний берегов. Его литографии имеют, кроме художественной, значительную историческую ценность.
Литография «Фрегат «Флора». Нападение трех турецких пароходов ночью у берегов Пицунды 6-го ноября 1853 г.» лишена батального драматизма. Художник не преминул передать живописность южной ночи, гладь штилевого моря, отражающего луну и огни пушечных залпов, стройность и четкость корабельных контуров. Композиция выверена, рисунок точен5.
18 ноября 1853 года в большом морском сражении с турками при Синопе русские одержали победу, вошедшую в анналы отечественной военной истории. Эскадра из трех кораблей под командованием вице-адмирала П.С.Нахимова, крейсировавшая у южных берегов Черного моря, заметила стоявшую на рейде Синопа турецкую эскадру, которую Нахимов решил заблокировать и, дождавшись подкреплений, разгромить быстрой атакой. Неприятель имел 16 судов, 510 орудий и находился под защитой береговых батарей, насчитывавших 38 орудий. Подошедшее подкрепление увеличило силы Нахимова до 8 кораблей и 720 орудий6. В результате боя турки потеряли 15 из 16 судов и свыше 3000 тысяч человек убитыми и ранеными. В плен попали около 200 человек, в том числе командующий турецкой эскадрой вице-адмирал Осман-паша7. Потери русских составили 37 убитыми и 235 ранеными.
Синопское сражение также запечатлено А.П.Боголюбовым. По обыкновению художник передает все подробно и достоверно: город, который, скорее всего, рисовал с натуры, так как в Синопе бывал, превосходную бухту — одну из лучших и безопасных на Черном море, расположение эскадр, шлюпки со спасающимися экипажами, турецкая батарея на крепостной стене и бегущие в панике ее защитники, русские корабли, которые при желании можно сосчитать.
После Крымской войны завершился «парусный» этап развития Черноморского флота. С 1870-х годов началось строительство броненосцев. Черноморский флот «возникает вновь» — и обретает новых художественных летописцев.
1Федоров-Давыдов А. Русский пейзаж XVIII — нач. XIX вв. М., 1953. С. 162.
2Головачев В.Ф. История Севастополя как русского порта. СПб., 1872. С. 71.
3Тарле Е.В. Адмирал Ф.Ф.Ушаков на Средиземном море. М., 1948. С.117−118.
4Тимм Г.-В. Русский художественный листок. СПб., 1854. № 33.
5Там же. № 15.
6Там же. № 6.
7Там же. № 3,4.