Русская линия
Московский журнал Л. Савельева01.08.2000 

Акварели из собрания музея МХАТ
Барон М.Л.Боде-Колычев 25 лет собирал роскошно оформленный альбом? Боярский род Колычевых?, который сейчас хранится в музее МХАТа.

Бароны Боде — выходцы из французской провинции Турень, переселившиеся в Германию. Во времена французской революции, лишившись большей части своих владений, по приглашению императрицы Екатерины II они прибыли в Россию. Барон Карл Боде, присягнув на русское подданство, принял имя Карла Илларионовича1. Один из четырех его сыновей — Лев Карлович (1787 — 1859) воспитывался в Шкловском кадетском корпусе, стал портупей-юнкером в лейб-гвардии егерском полку, участвовал в сражении под Гутштадтом, а затем в битвах под Дрезденом и Лейпцигом, получил ранение, что не помешало ему завершить заграничный поход 1813 — 1814 годов; вышел в отставку в звании полковника. С 1831 года — камергер, с 1840-го — барон Российской империи, с 1842-го — гофмаршал. Был женат на Наталье Федоровне Колычевой.
В должности вице-президента Московской дворцовой конторы Лев Карлович Боде осуществлял надзор над строительством Большого Кремлевского дворца, по окончании которого в 1849 году получил золотую медаль с бриллиантами и чин обергофмейстера2.
Домашним учителем в семействе барона служил Ф.И.Буслаев. К моменту его появления в селе Покровском-Мещерском Подольского уезда3 у Льва Карловича было два сына — Лев и Михаил и шесть дочерей: Анна, Наталья, Марья, Екатерина, Елена и Александра. «Старший сын Лев Львович служил в лейб-гвардии, а старшая дочь Анна находилась в Зимнем дворце фрейлиною при особе императрицы Александры Федоровны, которая ее очень любила"4. Четырнадцатилетнего Михаила Ф.И.Буслаев готовил к поступлению в старший класс Пажеского корпуса, а Александру и Елену учил русскому языку.
Барон Михаил Львович Боде (1824 — 1888) по окончании Пажеского корпуса служил в придворном ведомстве, впоследствии был помощником начальника Оружейной палаты и вице-президентом Комитета по строительству храма Христа Спасителя. В 1864—1869 годы он — почетный член Общества любителей духовного просвещения. Впечатления детства, влияние Ф.И.Буслаева и председателя Общества истории и древностей Российских графа С.Г. Строганова (Михаил Львович был женат на его племяннице А.И.Чертковой) дали толчок к историческим изысканиям М.Л.Боде. Двадцать пять лет жизни посвятил он истории старинного боярского рода Колычевых, после смерти последнего представителя которого по мужской линии в 1876 году барон стал Боде-Колычевым. Объемный, роскошно оформленный его труд «Боярский род Колычевых» вышел в свет в 1887 году тиражом 200 экземпляров.
Михаил Львович собирал документы и предметы старины, связанные в основном с историей родов Боде и Колычевых. Коллекция, библиотека и собрание фамильных портретов размещались в подмосковном имении Лукино Звенигородского уезда и в доме Долгоруковых-Боде на Поварской улице в Москве, который, по выражению А.П.Бахрушина, представлял собой «музей средневековых достопримечательностей"5.
Вспоминая Лукино, Ф.И.Буслаев писал: «Это архив боярского дома Колычевых с присоединенным к нему Колычевским музеем. Здесь хранятся книги, рукописи, исторические документы в свитках и листах; фамильные мемуары и другие источники, которыми Михаил Львович пользовался впоследствии для своих исследований. Камзолы бояр Колычевых в течение всего XVIII века, дары Петра и другие семейные реликвии Колычевых… Некоторые из коллекций относятся к позднейшему времени и имеют много трогательного: туалетные принадлежности Натальи Львовны, четки, молитвенник, образок и другие благочестивые предметы из смиренной кельи Марии Львовны"6.
В начале 1930-х годов Комиссия по организации в Москве Центрального музея художественной литературы, критики и публицистики приобрела альбом, собранный Михаилом Львовичем и надписанный им: «Рисунки барона Льва Львовича Боде 1840 до 1850 годов». Сохранился и другой альбом — зеленой кожи с тиснением и бронзовыми застежками и с владельческой надписью печатными буквами на обороте крышки: «Альбом Боде». Вероятно, он принадлежал самому Михаилу Львовичу Боде-Колычеву. В него вклеены рисунки князя Г. Г.Гагарина, князя П.М.Волконского, А.Е.Тимашева, подписной акварельный рисунок баронессы Анны Львовны Боде, рисованное изображение ее фрейлинской комнаты в Зимнем дворце (1841), карандашный портрет Николая I, стоящего за рабочей конторкой, с сопроводительной надписью: «Списан с Чернышевского Гатчинского альбома б. Анны Львовны Боде», а также фотографии дома Боде на Поварской, виды Рима, фотопортреты самого Михаила Львовича и Марии Львовны (монахини Паисии)7.
Среди семейных документов архива Боде-Колычевых в ГАРФ хранятся три альбома: два из них, принадлежавшие барону М.Л.Боде-Колычеву, содержат фотографии, программки спектаклей, пригласительные билеты; в третьем собраны документы и рисунки, связанные со службой баронессы Анны Львовны при дворе.
В коллекциях М.Л.Боде-Колычева сохранились автографы императрицы Анны Иоанновны, Людовика XVIII, Вильгельма I, императрицы Евгении — жены Наполеона III, Фридриха Георга Августа, принца Гессен-Дармштадтского, А.В.Суворова, митрополита Московского Филарета, епископов и митрополитов Русской Православной Церкви (их письма к барону Л.К.Боде), а также карандашные портреты Николая I и Александра II с пометой: «Собственность Анны Львовны Боде"8.
В 1934 году был опубликован рисунок из альбома, принадлежавшего Наталье Федоровне Боде (урожденной Колычевой), приобретенный еще А.А.Бахрушиным для театрального музея: бал у Трубецких, среди персонажей — А.С.Пушкин. Автор публикации приписывает этот детский рисунок баронессе Наталье Львовне Боде (любительские рисунки в отличие от профессиональных обычно не подписывались)9.
Таким образом, облик собрания М.Л.Боде-Колычева как единого целого на сегодняшний день до конца не выявлен. Здесь мы подробнее расскажем о его части, оказавшейся в музее МХАТа. В 1926 году в издательстве Мосгубрабиса Музеем Московского Художественного театра была приобретена обтянутая красной объярью папка из архива Боде с 31 акварельным рисунком10 — большей частью интерьеры усадебного дома. Можно предположить, что это копии, среди которых есть и работы художника Ф.А.Клагеса (1814 — ?) — ученика А.П.Брюллова и М.Н.Воробьева, участвовавшего в постройке храма Христа Спасителя.
Зачем МХАТу понадобились рисунки «из архива Боде»? Возможно, имел значение факт знакомства К.С.Станиславского с бароном С.Л.Боде: оба принимали участие в гастрольном спектакле «Бесприданница», сыгранном в 1897 году в Туле Обществом искусства и литературы и артистами Малого театра. В записной книжке К.С.Станиславского за 1897 год упомянуто имя Марии Александровны Боде — актрисы, рекомендованной ему артистом Малого театра И.И.Геннертом. Театр мог заинтересоваться этими рисунками и в связи с возобновлением в 1925 году спектакля «Горе от ума».
В числе публикуемых рисунков из собрания Музея МХАТ — акварель художника К.И.Кольмана (1786 — 1847), датируемая (по подписи) 1814 годом: интерьер кабинета баронессы Елизаветы Дмитриевны Розен (урожденной графини Зубовой) — фрейлины, жены барона Григория Владимировича Розена, состоявшего в переписке с бароном Л.К.Боде11. Еще одна акварель — мастерски исполненная жанровая сцена — скорее всего, также принадлежит кисти профессионального художника. Кольмана?
На выставке Иконография интерьеров «Дом сороковых годов» в Бытовом музее 40-х годов, куда поступили экспонаты коллекций М.Л.Боде-Колычева из имения Лукино, экспонировались, очевидно, акварели того же Кольмана — «Спальня Александра I в Зимнем дворце» из собрания Исторического музея и «Каморка маляра» из частного собрания12.
Акварели «Свадьба баронессы Екатерины Львовны и Павла Александровича Олсуфьева», зарисовки интерьера кабинета баронессы Натальи Львовны в Кремле и комнаты, в которой она скончалась 30 ноября 1843 года, вероятно, выполнены Анной Львовной Боде, старшей сестрой М.Л.Боде, увлекавшейся акварелью, о чем свидетельствуют ее дневниковые записи13.
Рисунок черной тушью на голубоватой бумаге, изображающий сидящего в кабинете мужчину, сделан, скорее всего, с натуры и подписан двумя латинскими буквами: «С.В.» Можно допустить, что автором являлась баронесса Екатерина Львовна Боде или одна из двоюродных сестер детей Л.К.Боде — Климентина Андреевна или Климентина Климентьевна.
Все рисунки принадлежат к жанру так называемой «комнатной» живописи и имеют для нас сегодня ценность исторического документа, отражая взаимное влияние живописи, театрального искусства и литературы первой половины XIX века.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru