Во многих справочниках упоминается, что Ленинский проспект наполовину пролегает по древней дороге Каменке. Но что это за дорога, почему носит такое название, куда она вела — ни один из известных мне источников не разъясняет. По аналогии с тем, что Калужская дорога шла в Калугу, Боровская — в Боровск, Серпуховская — в Серпухов, можно предположить, что Каменка вела в Каменск. Однако поблизости от Москвы городка с подобным названием мы не находим. Между тем факт, что Каменка использовалась людьми несколько веков, вполне подтвердился, когда я увидела ее на геометрических специальных планах Генерального межевания села Воронцова (1770) и села Тропарева (1766). На этих планах она обозначена как проселочная, в отличие от Большой Боровской и Большой Калужской дорог. Каменка ответвлялась от последней у сельца Семеновского, минуя Воронцовские пруды, огибала северо-западнее парковый комплекс, затем пересекала воронцовские пашни, Туреевский овраг, по которому текла речка Челядинка, и шла к саду Новодевичьего монастыря близ села Тропарева. На Тропаревском плане Каменка между расходящимися в стороны Большими Боровской и Калужской дорогами пересекает это самое Тропарево, раскинувшееся по обе стороны огромного оврага, и далее по плотине — пруд, образованный в овраге речкой Раменкой. Обозначена же она как «дорога из села Каменского в Москву». За тропаревским землями начинались земли села Передельцы. Следовательно, конечным пунктом дороги был вовсе не городок, а село. Село Каменское, расположенное южнее Москвы и настолько важное, что к нему вел особый путь. Недавно от одного из историков узнала о древнем селе Каменском на речке Наре, и мне сразу пришло в голову, что оно-то и может считаться бывшим конечным пунктом Каменки. Само село я знаю хорошо, поскольку больше десяти лет езжу через него на дачу. Дорога проходит мимо храма, стоящего над крутым склоном оврага, выводящего к Наре. Храм казался мне всегда очень маленьким — по неведению я принимала его за часовню. Он много лет был закрыт и только в последние годы ожил. Изучив карту Московской области, я сообразила, что дорогу из Тропарева в Передельцы вполне можно мысленно продлить дальше на юго-запад, и тогда на предполагаемой трассе окажутся Зименки, Валуево, Староселье, Марьино, Клоково, Птичное, Кукшево, Лисинцево, Белоусово, Хмылово, Голохвастово, Могутово. В промежутках между названными селениями имеются отрезки дорог либо с покрытием, либо грунтовых проселочных. На последнем перегоне — от Могутово до Каменского — есть и старая проселочная, и заасфальтированная дорога до дач. По таким вот фрагментам и угадывается древний путь на Каменское. Чем же знаменито это село? С давних пор оно принадлежало великим московским князьям, а первое упоминание о нем, относящееся к 1325 году, читаем в духовной грамоте Великого князя Ивана Даниловича Калиты. Впоследствии село встречается в духовных грамотах великих князей Ивана Ивановича (1356) и Дмитрия Ивановича (1389). В эти временные рамки заключен сравнительно недолгий и мало исследованный историками период в истории Московской Руси, когда река Нара (левый приток Оки) приобрела важное стратегическое значение. Здесь проходил южный рубеж Великого Московского княжества, здесь смыкались границы Черниговского и Литовского княжеств. Тогда Москве угрожала не только Орда, но и Литва; частые нашествия литовцев были даже более жестокими и разрушительными, чем набеги татар. И без того сложная обстановка усугублялась междоусобицей русских князей, сражавшихся между собой за великокняжеский ярлык, получаемый в Орде. При Дмитрии Ивановиче, в 1359 году после кончины отца ставшем в девятилетнем возрасте Великим князем, по южной границе княжества строятся каменные укрепления, монастыри и храмы. На 70-е годы XIV века приходится пик этого строительства: в Коломне основаны Голутвин и Бобренев монастыри, возведены Воскресенская церковь и Успенский собор, в Серпухове вырос мощный дубовый кремль, и там же, в устье Нары, заложены Владычный и Высоцкий монастыри. К тому времени исследователи относят и строительство в нашем селе каменных укреплений, а также белокаменного храма во имя святителя Николая Чудотворца — вероятно, на месте имевшейся там деревянной церкви, поскольку только ее наличие издавна придавало Каменскому статус села. В правление Великого князя Московского и Владимирского Димитрия Донского Каменское оставалось приграничным укреплением, и, очевидно, как раз тогда возникла дорога Каменка. Побудительной причиной к ее устройству могло стать обыкновение князя выезжать для осмотры рубежей княжества. Сейчас в Каменское едешь по асфальтовой дороге, сворачивающей влево от Киевского шоссе у Наро-Фоминска. Возможно, когда-нибудь будет восстановлена и стародавняя Каменка, многие века дававшая жизнь здешним местам… Что касается Никольской церкви в великокняжеском селе Каменском, то это — жемчужина древнерусского зодчества. Хотя летописи ничего не говорят о времени ее сооружения, детальные исследования архитекторов и археологов позволили отнести ее к 70-м годам XIV века. Тут уместно заметить, что на Руси каменные церкви в селах стали строить лишь несколько веков спустя. Никольский храм — небольшой по размерам (10×10 метров), одноглавый, бесстолпный, с тремя апсидами — имеет в плане редкую для русского зодчества форму вписанного в квадрат равноконечного креста. Ветви креста перекрыты наклонными арками параболического очертания. Над ними расположен конический свод, на который опирается световой барабан с восемью узкими щелями. Сходные план и внутренний объем имеют сербские и болгарские церкви XII—XIV вв.еков, что представляет особый интерес для истории отечественной архитектуры. После того, как границы Великого княжества Московского к началу XV века отодвинулись далеко на юг, село Каменское потеряло свое значение важного пограничного укрепления, и архивы за следующие два столетия не сохранили никаких упоминаний о нем. В марте 1599 года по завещанию царя Федора Ивановича Каменское — с церковью, деревнями и пустошами — получил в вотчину Архангельский собор Московского Кремля. Права собора на село подтвердил своей грамотой от 20 июня 1601 года Борис Годунов, затем — Василий Иванович (1607) и Михаил Федорович Романов, причем последний дважды — в грамотах от 28 октября 1613 года и 7 октября 1623 года. Смутное время тяжело сказалось и на Никольской церкви. Разорение после польского нашествия было столь сильным, что в ней на продолжительный срок прекратилось богослужение. Дозорная книга Боровского уезда 1613 года говорит, что в селе Каменском «храм великого Чудотворца Николая камен ветх». А в писцовой книге того же уезда в записи 1629 года сказано: «В селе Каменском храм каменный Николы Чудотворца стоит пуст обвалился… Двор поповский пуст». Лишь при царе Алексее Михайловиче церковь восстановили. Новое ее освящение состоялось 1 октября 1649 года, как о том свидетельствует надпись на найденном впоследствии антиминсе. Впоследствии маленький древний храм уже не вмещал прихожан из села Каменского и ближних деревень, и в 1763 году в нем «был устроен придел во имя мученика Уара тщанием московского купца Бобылева при пособиях приходских людей». Посвящение именно этому святому легко объясняется наличием подобного придела в Архангельском соборе, вотчиной которого Каменское по-прежнему являлось. Тогда же появились обширная трапезная и высокая трехъярусная колокольня, а храм покрыли четырехскатной кровлей, надстроив над световым барабаном еще один, меньшего размера и увенчанный «луковкой». Существует подробное описание Никольской церкви, обновленной и расширенной, составленное в 1803 году ее бывшим настоятелем, а в то время уже благочинным Боровского уезда священником Сергием Федоровым. С 1764 года, когда императрица Екатерина II провела секуляризацию церковной и монастырской собственности, Каменское перестало быть вотчиной Архангельского собора, а два года спустя Боровский уезд включили в Калужское наместничество. Во время Отечественной войны 1812 года бежавшие из Москвы войска Наполеона встречали близ Каменского посты генерала И. С. Дорохова: первый пост в самом селе на реке Наре, второй — на той же Наре в Слизневе. Еще два поста предупреждали отступление неприятеля по Боровской дороге: около Котово и в Башкине. В Каменском действовал также партизанский отряд, состоявший из тысячи конных и пеших крестьян, наголову разбивший наткнувшийся на него отряд французов численностью в 500 человек. Впрочем, военные действия не нанесли Каменскому большого урона: Никольская церковь не подверглась разграблению, а во всем приходе сгорело лишь 20 домов из 300. Приход, в который, кроме села Каменского, входили еще деревни Клово и Мельниково, а также сельца Романово, Чичково, Рыжково и Курапово, насчитывал около трех тысяч прихожан. В начале XIX века Никольская церковь в Каменском была самой большой в округе. Неподалеку от нее находится Зосимова пустынь — место, где старец Зосима Верховский основал в 1826 году Троице-Одигитриеву женскую обитель. Несомненно, священство и прихожане Никольской церкви и старец Зосима с насельницами пустыни посещали друг друга. В конце ХIХ века на пожертвования крестьян колокольню украсили пятитонным колоколом, возле церкви возвели каменную часовню, а всю храмовую территорию обнесли оградой с железной решеткой. Несколько позже к церкви пристроили придел Рождества Христова. Евстафий Сокольский, рукоположенный в сан священника к Никольской церкви 15 декабря 1896 года, продолжал служить и в смутное послереволюционное время. Впервые его арестовали в 1927 году, обвинив в контрреволюционной агитации, но после трех месяцев заключения в Бутырской тюрьме выпустили. В январе 1938 года, во время массовых арестов духовенства, он был арестован вторично, а в феврале — расстрелян на Бутовском полигоне под Москвой. Церковь закрыли. В конце октября 1941 года немцы подошли к реке Наре. На рубеже Чичково-Каменское-Рыжково им противостояла 113-я дивизия 33-й армии, бывшая 5-я дивизия Народного ополчения Фрунзенского района Москвы. Несмотря на то, что Никольский храм находился фактически на передовой и немцы били по нему из орудий прямой наводкой, он не был разрушен. В послевоенные годы храмовое здание использовали для хранения зерна, молока. В 1958 году в нем начались «консервационно-восстановительные» работы. В 1963-м работы закончили, фасад украсили табличкой «памятник архитектуры союзного значения», а само здание снова надолго оставили в забвении. И только в апреле 1999 года, после официального учреждения прихода в селе Каменском, в Никольском храме возобновились богослужения.