Русская линия
Московский журнал С. Ярославцева01.04.2004 

Куда вела дорога каменка

Во многих справочниках упоминается, что Ленинский проспект наполовину пролегает по древней дороге Каменке. Но что это за дорога, почему носит такое название, куда она вела — ни один из известных мне источников не разъясняет. По аналогии с тем, что Калужская дорога шла в Калугу, Боровская — в Боровск, Серпуховская — в Серпухов, можно предположить, что Каменка вела в Каменск. Однако поблизости от Москвы городка с подобным названием мы не находим.
Между тем факт, что Каменка использовалась людьми несколько веков, вполне подтвердился, когда я увидела ее на геометрических специальных планах Генерального межевания села Воронцова (1770) и села Тропарева (1766). На этих планах она обозначена как проселочная, в отличие от Большой Боровской и Большой Калужской дорог. Каменка ответвлялась от последней у сельца Семеновского, минуя Воронцовские пруды, огибала северо-западнее парковый комплекс, затем пересекала воронцовские пашни, Туреевский овраг, по которому текла речка Челядинка, и шла к саду Новодевичьего монастыря близ села Тропарева. На Тропаревском плане Каменка между расходящимися в стороны Большими Боровской и Калужской дорогами пересекает это самое Тропарево, раскинувшееся по обе стороны огромного оврага, и далее по плотине — пруд, образованный в овраге речкой Раменкой. Обозначена же она как «дорога из села Каменского в Москву». За тропаревским землями начинались земли села Передельцы.
Следовательно, конечным пунктом дороги был вовсе не городок, а село. Село Каменское, расположенное южнее Москвы и настолько важное, что к нему вел особый путь.
Недавно от одного из историков узнала о древнем селе Каменском на речке Наре, и мне сразу пришло в голову, что оно-то и может считаться бывшим конечным пунктом Каменки. Само село я знаю хорошо, поскольку больше десяти лет езжу через него на дачу. Дорога проходит мимо храма, стоящего над крутым склоном оврага, выводящего к Наре. Храм казался мне всегда очень маленьким — по неведению я принимала его за часовню. Он много лет был закрыт и только в последние годы ожил.
Изучив карту Московской области, я сообразила, что дорогу из Тропарева в Передельцы вполне можно мысленно продлить дальше на юго-запад, и тогда на предполагаемой трассе окажутся Зименки, Валуево, Староселье, Марьино, Клоково, Птичное, Кукшево, Лисинцево, Белоусово, Хмылово, Голохвастово, Могутово. В промежутках между названными селениями имеются отрезки дорог либо с покрытием, либо грунтовых проселочных. На последнем перегоне — от Могутово до Каменского — есть и старая проселочная, и заасфальтированная дорога до дач. По таким вот фрагментам и угадывается древний путь на Каменское.
Чем же знаменито это село? С давних пор оно принадлежало великим московским князьям, а первое упоминание о нем, относящееся к 1325 году, читаем в духовной грамоте Великого князя Ивана Даниловича Калиты. Впоследствии село встречается в духовных грамотах великих князей Ивана Ивановича (1356) и Дмитрия Ивановича (1389).
В эти временные рамки заключен сравнительно недолгий и мало исследованный историками период в истории Московской Руси, когда река Нара (левый приток Оки) приобрела важное стратегическое значение. Здесь проходил южный рубеж Великого Московского княжества, здесь смыкались границы Черниговского и Литовского княжеств. Тогда Москве угрожала не только Орда, но и Литва; частые нашествия литовцев были даже более жестокими и разрушительными, чем набеги татар. И без того сложная обстановка усугублялась междоусобицей русских князей, сражавшихся между собой за великокняжеский ярлык, получаемый в Орде.
При Дмитрии Ивановиче, в 1359 году после кончины отца ставшем в девятилетнем возрасте Великим князем, по южной границе княжества строятся каменные укрепления, монастыри и храмы. На 70-е годы XIV века приходится пик этого строительства: в Коломне основаны Голутвин и Бобренев монастыри, возведены Воскресенская церковь и Успенский собор, в Серпухове вырос мощный дубовый кремль, и там же, в устье Нары, заложены Владычный и Высоцкий монастыри. К тому времени исследователи относят и строительство в нашем селе каменных укреплений, а также белокаменного храма во имя святителя Николая Чудотворца — вероятно, на месте имевшейся там деревянной церкви, поскольку только ее наличие издавна придавало Каменскому статус села.
В правление Великого князя Московского и Владимирского Димитрия Донского Каменское оставалось приграничным укреплением, и, очевидно, как раз тогда возникла дорога Каменка. Побудительной причиной к ее устройству могло стать обыкновение князя выезжать для осмотры рубежей княжества.
Сейчас в Каменское едешь по асфальтовой дороге, сворачивающей влево от Киевского шоссе у Наро-Фоминска. Возможно, когда-нибудь будет восстановлена и стародавняя Каменка, многие века дававшая жизнь здешним местам…
Что касается Никольской церкви в великокняжеском селе Каменском, то это — жемчужина древнерусского зодчества. Хотя летописи ничего не говорят о времени ее сооружения, детальные исследования архитекторов и археологов позволили отнести ее к 70-м годам XIV века. Тут уместно заметить, что на Руси каменные церкви в селах стали строить лишь несколько веков спустя.
Никольский храм — небольшой по размерам (10×10 метров), одноглавый, бесстолпный, с тремя апсидами — имеет в плане редкую для русского зодчества форму вписанного в квадрат равноконечного креста. Ветви креста перекрыты наклонными арками параболического очертания. Над ними расположен конический свод, на который опирается световой барабан с восемью узкими щелями. Сходные план и внутренний объем имеют сербские и болгарские церкви XII—XIV вв.еков, что представляет особый интерес для истории отечественной архитектуры.
После того, как границы Великого княжества Московского к началу XV века отодвинулись далеко на юг, село Каменское потеряло свое значение важного пограничного укрепления, и архивы за следующие два столетия не сохранили никаких упоминаний о нем. В марте 1599 года по завещанию царя Федора Ивановича Каменское — с церковью, деревнями и пустошами — получил в вотчину Архангельский собор Московского Кремля. Права собора на село подтвердил своей грамотой от 20 июня 1601 года Борис Годунов, затем — Василий Иванович (1607) и Михаил Федорович Романов, причем последний дважды — в грамотах от 28 октября 1613 года и 7 октября 1623 года.
Смутное время тяжело сказалось и на Никольской церкви. Разорение после польского нашествия было столь сильным, что в ней на продолжительный срок прекратилось богослужение. Дозорная книга Боровского уезда 1613 года говорит, что в селе Каменском «храм великого Чудотворца Николая камен ветх». А в писцовой книге того же уезда в записи 1629 года сказано: «В селе Каменском храм каменный Николы Чудотворца стоит пуст обвалился… Двор поповский пуст». Лишь при царе Алексее Михайловиче церковь восстановили. Новое ее освящение состоялось 1 октября 1649 года, как о том свидетельствует надпись на найденном впоследствии антиминсе.
Впоследствии маленький древний храм уже не вмещал прихожан из села Каменского и ближних деревень, и в 1763 году в нем «был устроен придел во имя мученика Уара тщанием московского купца Бобылева при пособиях приходских людей». Посвящение именно этому святому легко объясняется наличием подобного придела в Архангельском соборе, вотчиной которого Каменское по-прежнему являлось. Тогда же появились обширная трапезная и высокая трехъярусная колокольня, а храм покрыли четырехскатной кровлей, надстроив над световым барабаном еще один, меньшего размера и увенчанный «луковкой». Существует подробное описание Никольской церкви, обновленной и расширенной, составленное в 1803 году ее бывшим настоятелем, а в то время уже благочинным Боровского уезда священником Сергием Федоровым.
С 1764 года, когда императрица Екатерина II провела секуляризацию церковной и монастырской собственности, Каменское перестало быть вотчиной Архангельского собора, а два года спустя Боровский уезд включили в Калужское наместничество.
Во время Отечественной войны 1812 года бежавшие из Москвы войска Наполеона встречали близ Каменского посты генерала И. С. Дорохова: первый пост в самом селе на реке Наре, второй — на той же Наре в Слизневе. Еще два поста предупреждали отступление неприятеля по Боровской дороге: около Котово и в Башкине. В Каменском действовал также партизанский отряд, состоявший из тысячи конных и пеших крестьян, наголову разбивший наткнувшийся на него отряд французов численностью в 500 человек. Впрочем, военные действия не нанесли Каменскому большого урона: Никольская церковь не подверглась разграблению, а во всем приходе сгорело лишь 20 домов из 300.
Приход, в который, кроме села Каменского, входили еще деревни Клово и Мельниково, а также сельца Романово, Чичково, Рыжково и Курапово, насчитывал около трех тысяч прихожан. В начале XIX века Никольская церковь в Каменском была самой большой в округе. Неподалеку от нее находится Зосимова пустынь — место, где старец Зосима Верховский основал в 1826 году Троице-Одигитриеву женскую обитель. Несомненно, священство и прихожане Никольской церкви и старец Зосима с насельницами пустыни посещали друг друга.
В конце ХIХ века на пожертвования крестьян колокольню украсили пятитонным колоколом, возле церкви возвели каменную часовню, а всю храмовую территорию обнесли оградой с железной решеткой. Несколько позже к церкви пристроили придел Рождества Христова.
Евстафий Сокольский, рукоположенный в сан священника к Никольской церкви 15 декабря 1896 года, продолжал служить и в смутное послереволюционное время. Впервые его арестовали в 1927 году, обвинив в контрреволюционной агитации, но после трех месяцев заключения в Бутырской тюрьме выпустили. В январе 1938 года, во время массовых арестов духовенства, он был арестован вторично, а в феврале — расстрелян на Бутовском полигоне под Москвой. Церковь закрыли.
В конце октября 1941 года немцы подошли к реке Наре. На рубеже Чичково-Каменское-Рыжково им противостояла 113-я дивизия 33-й армии, бывшая 5-я дивизия Народного ополчения Фрунзенского района Москвы. Несмотря на то, что Никольский храм находился фактически на передовой и немцы били по нему из орудий прямой наводкой, он не был разрушен.
В послевоенные годы храмовое здание использовали для хранения зерна, молока. В 1958 году в нем начались «консервационно-восстановительные» работы. В 1963-м работы закончили, фасад украсили табличкой «памятник архитектуры союзного значения», а само здание снова надолго оставили в забвении. И только в апреле 1999 года, после официального учреждения прихода в селе Каменском, в Никольском храме возобновились богослужения.

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru