Русская линия
Московский журнал Н. Ширинский01.02.2002 

ПЕРВЫЙ ГЕРМАН

Николай Николаевич Фигнер — это целая эпоха в истории русской музыкальной культуры. Он родился в 1857 году в дворянской семье. Учился в Морском кадетском корпусе, служил на флоте. А мечтал только об оперной сцене — брал частные уроки пения и даже поступил в Петербургскую консерваторию. Однако природа, наградив его волей и целеустремленностью, поскупилась на качества, в первую очередь необходимые певцу: вокальные данные Н.Н.Фигнера были более чем скромны. Из консерватории его отчислили с убийственной формулировкой: ?За полным отсутствием голоса и таланта?! В это трудно поверить, но, работая без устали, меняя педагога за педагогом в России и Европе, Николай Фигнер настолько укрепил свой небольшой (и это еще мягко сказано!) голос, так расширил его диапазон, что в 1882 году смог довольно удачно дебютировать в Неаполе и затем несколько лет пел в итальянских оперных театрах. Вскоре ему стали предлагать гастроли. Он покорил публику Испании, Англии, Южной Америки. В 1887 году его пригласили в Россию — уже в качестве европейской знаменитости. Вот, надо полагать, были удивлены консерваторские профессора! Образы, воплощенные Н.Н.Фигнером на сцене Императорской Мариинской оперы, — подлинная энциклопедия сценического и вокального мастерства. И прежде всего в истории оперного искусства он останется как первый исполнитель партии Германа в? Пиковой даме? П.И.Чайковского. Партия эта создавалась специально? под Фигнера? и даже в сотрудничестве с ним.?Поздравляем сердечно днем ангела. Очарованы партиями Лизы, Германа. Ждем, ждем Вас нетерпением, ибо необходимо свидеться интересах оперы. Вчера имел несчастье упасть с лошади; сломал себе плечо, палец. Это не помешает учить партию. Кланяемся, целуем Вас. Фигнер?Такую телеграмму отправили П.И.Чайковскому Николай Николаевич и его супруга, примадонна Мариинской оперы Медея Ивановна Фигнер — первая исполнительница роли Лизы.?Я вернулся третьего дня вечером из поездки к Фигнеру. Он в восторге от партии; говорит о ней со слезами на глазах — хороший признак! Отчасти партию уже знает, и я убедился, как он умен и понятлив. Все его намерения вполне соответствуют моим желаниям?, — писал Чайковский незадолго до премьеры, состоявшейся 7 декабря 1890 года. Позже Петр Ильич преподнес певцу клавир? Пиковой дамы? с автографом: ?Виновнику существования этой оперы от благодарного автора?.Успех нового творения Чайковского рос от спектакля к спектаклю. И на протяжении почти десяти лет со дня премьеры Н.Н.Фигнера в роли Германа не мог превзойти никто. Его характер и темперамент, особенности его природного дара как нельзя более подходили для заглавной партии. Выше уже говорилось о скромности голосовых данных? Германа № 1?. Он сам прекрасно это знал. Однажды на званом обеде генерал-меломан, близорукий и без очков не узнавший певца, сидевшего на другом конце стола, завел разговор о последнем представлении? Пиковой дамы?: ?Ваш Фигнер — шулер, он торгует голосом, которого у него нет?! Воцарилось неловкое молчание, после которого Николай Николаевич поспешил успокоить гостей: ?Напрасно смущаетесь, генерал в значительной мере прав?! Триумф за триумфом Фигнеру обеспечивали высочайшая музыкальная культура, точнейшая дикция, когда галерка слышала каждое произнесенное им даже шепотом слово, тщательная настройка голосового аппарата, энергичная подача звука. И, конечно, исключительный актерский талант. ?Должен сказать, что я практически знаком со всевозможными случаями проявления сумасшествия по должности члена судебного присутствия. Но когда увидел Фигнера, я был поражен. Я поразился, до какой степени он правильно, верно и глубоко изображал сумасшествие с навязчивыми идеями и как последовательно оно у него развивалось… Если бы я был профессором-психиатром, я сказал бы своим слушателям: идите посмотрите Фигнера, он вам покажет гениальную картину развития сумасшествия с навязчивыми идеями, которой вы нигде не встретите и не найдете?, — писал в своих мемуарах известный юрист А.Ф.Кони.Но и в лирических сценах — в дуэтах с Лизой — Николай Николаевич был столь же убедителен. Между тем время шло. Кончался XIX век. Вкусы публики менялись. На музыкальном небосклоне появлялись новые звезды. Сын своего столетия, Николай Фигнер вынужден был уступать им дорогу. Уже заставил говорить о себе молодой Шаляпин, пожинал первые лавры Собинов. В 1900 году на сцене Мариинки появился А.М.Давыдов с новой яркой трактовкой роли Германа…Карьера Николая Николаевича Фигнера заканчивалась. К трудностям чисто творческим прибавились неудачи личного плана. Он разводится с женой и в 1907 году, торжественно отметив 25-летие своей сценической деятельности и 20-летие работы на Императорской сцене, покидает Мариинку, фактически начав жизнь заново: гастролирует, возглавляет собственное оперное дело в Нижнем Новгороде. Однако прежних триумфов уже не добивается. Друг семьи Н.Н.Фигнера О. Гардер 14 мая 1911 года записал в дневнике: ?В понедельник была? Пиковая?. Вначале пел неважно, слегка форсировал. Мне показалось, что уже все кончено, что он бросит петь и т. д. Но со второго акта мне все эти ужасы показались смешны. Он пел все лучше и лучше; сцену в спальне, мою любимую, провел чудно, в казармах — еще лучше. Последнюю песню бесподобно спел?.После революции солист Его Величества Николай Николаевич Фигнер оказывается на Украине, где в 1918 году тихо оканчивает свои дни скромным преподавателем пения. Как отзвук былой его славы до нас дошло безыскусно-трогательное стихотворение оставшегося неизвестным поклонника: Посвящается Н.Н.ФигнеруТы поешь — и той песнью своейБудишь лучшие струны сердец, Заставляя звучать их сильней. Пой же чаще, волшебник-певец!Ты поешь, и всесилен твой дар, Если чарами песни твоейОколдованы все — млад и стар. Пой же дольше, наш маг-чародей, Наш любимый волшебник-певец!Погляди: ведь от песни твоейДаже черствый здешний купецПозабыл о наживе рублей. Ты умолк… но восторги людейЛьются шумной волной без конца;Всех растрогал ты песнью своей. О! Завидная доля певца. Фотографии из коллекции автора


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика