Московский журнал | М. Иванова, Ольга Кирьянова | 01.02.2002 |
Въезжая в Москву по Реутовской эстакаде, справа над густыми кронами деревьев можно увидеть горящие золотом кресты и изящную колокольню. Это — храм Рождества Иоанна Предтечи в Ивановском. Его история неотделима от истории села Ивановского, ныне входящего в Восточный административный округ столицы. В XVII веке (а именно к этому периоду относится первое документальное упоминание о храме) Ивановское являлось частью дворцового хозяйства царя Алексея Михайловича в Измайлове — бывшей вотчине бояр Романовых. В период Смуты многие города и веси Русской земли были разорены. К середине XVII столетия Измайлово и его окрестности пребывали в запустении. Алексей Михайлович, к которому перешли эти земли, взялся за их обустройство, создав цветущее хозяйство с садами, огородами, пасеками, рыбными прудами и даже зверинцем. В 1663 году сюда переселили около тысячи крестьянских семей из других дворцовых волостей. В это время Ивановское представляло собой? приселок? царского села Измайлова. Тут имелась мельница? с земляною плотиною длиной 170, шириной 11, вышитой 2 сажени?, а также два пруда — в них откармливали карасей и линей к государеву столу. В 1666—1667 годах в Ивановском строится деревянная церковь в честь Рождества честного славного пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна с приделами во имя святителя Василия Великого, епископа Кессарии Каппадокийской, и святого великомученика и Победоносца Георгия. В писцовой книге под 1676 годом говорится: ?Обложка на Москве данью вновь новопостроенная церковь в Московском уезде, в Радонежской десятине, великого государя дворцового села Измайлова в приселке Ивановском, а на тою церковь, по указу Патриарха и по помете на выписке дьяка Перфилия Семенникова по сказке той церкви попа положено дани 10 алтын 2 деньги, заезда гривна и велено с той церкви данные деньги по тому окладу взять с 7178 (1670) года?. Иконы для храма — первоначально шатрового, как и в других окрестных селениях — Измайлове и Черкизове, писал изограф Сергий Рожков? с товарыщи?.До 1676 года Ивановское числилось в Приказе Тайных дел, а затем в Приказе Большого Дворца. Приход храма был немногочислен: согласно докладной записке, поданной местным священником с причетниками в 1700 году, ?крестьянских дворов и пустошей и лавок и иных доходов за ними нет, а приходских-де у них только 10 дворов?. 11 июля 1700 года царь повелел: ?Того приселка Ивановскому попу с причетниками ругу не давать и из окладу выложить, а довольствоваться им подаянием приходских людей?.Относительно служивших в храме в XVII-XVIII столетиях почти ничего не известно. В 1717 году здесь состояло три клирика, носивших фамилию Сидоров (по всей видимости, родственники): священник Дмитрий Сидоров, дьячок Иван Сидоров и пономарь Афанасий Сидоров. В 1712—1739 годах Ивановским приходом церковной дани платилось 23 алтына 4 деньги, что по тем временам являлось суммой незначительной — стало быть, он и тогда не относился к числу многолюдных. В 1801 году был выстроен ныне существующий храм, по своему архитектурному облику относящийся к стилю раннего классицизма. В 1812 году здесь, как и в окрестных селах, хозяйничали французы. Генерал-лейтенант князь Голицын писал фельдмаршалу М.И.Кутузову 17 сентября 1812 года: ?Адъютант мой, узнав от мужика, что в 11 верстах от Москвы в селе Ивановском французы грабят, дал знать казакам, кои, дождавшись ночи, на них напали и всех захватили в плен, из которых двух ранили. С нашей стороны никакой потери не было. Пленных 11 человек: 7 прусаков, 3 поляка, 1 француз; при конвое препровождены во Владимир к г. гражданскому губернатору?. Французские мародеры не щадили православных святынь. Об этом, в частности, свидетельствуют поступавшие в Московскую Духовную консисторию рапорты сельских священников Московской округи о готовности к освящению их церквей после отступления Наполеона. Вероятнее всего, печальная участь не миновала и храм в Ивановском. Около 1842 года внутреннее его убранство претерпело значительные изменения: бригада реставраторов, работавшая здесь в 1979 году, обнаружила, что именно в третьей четверти XIX века производилась полная запись первоначальной настенной живописи, с изменением композиции и колорита. Тогда же был перекрашен и частично позолочен иконостас. На картах XIX века к северу от храма указана часовня. Примерно в пятистах метрах к северо-западу находился святой колодец. Вокруг образовалось кладбище. К храму Рождества Иоанна Предтечи была приписана церковь Спаса Нерукотворного Образа близлежащего села Губино (Гиреево), построенная в 1718 году князем Иваном Алексеевичем Голицыным и не имевшая собственного причта. По данным на 1859 год, Ивановское насчитывало 570 жителей (84 двора). После отмены крепостного права село вошло в Пехорскую волость Московского уезда. В конце XIX века здесь имелось 138 дворов. Сельчане выращивали картофель, овощи и зерновые. Большинство работало на расположенных поблизости небольших фабриках, принадлежавших московским купцам. По переписи 1926 года, в Ивановском числилось уже 1275 человек. В ходе коллективизации в селе был организован колхоз? Вперед?. Храм же избежал участи многих московских церквей — его не закрыли. Более того, сюда был перенесен в качестве приставного престол разоренной церкви Спаса Нерукотворного Образа в Гирееве. В 1960 году Ивановское оказалось в черте Москвы, новые границы которой были определены кольцевой автодорогой. Скоро началось массовое жилищное строительство. Деревянные дома сносились, жители переселялись в новые микрорайоны. На страницах книги? Путешествие по новой Москве? журналист Лев Колодный бодро рапортовал: ?Десять лет тому назад бывал я тут (в Ивановском. — Авт.) и видел это большое село, над его избами возвышался каменный храм с колокольней, трапезной в стиле русского классицизма начала прошлого века. Тогда еще тут было правление совхоза, собиравшееся переезжать за пределы кольцевой дороги, разделившей село пополам… Вхожу в Ивановское и вижу: теперь его пересекают широкие улицы, где стоят высокие многоэтажные дома Москвы… Почти все застроено…? Один лишь уцелевший храм Рождества Иоанна Предтечи радовал глаз на фоне панельных коробок. Вплотную к ограде пролегла новая улица Сталеваров, святой колодец засыпали. В середине ХХ века настоятелями этой церкви поочередно являлись представители одной семьи Романеевых. Священники занимали небольшой одноэтажный бревенчатый дом, который сохранялся до 1990-х годов. Долгие годы в храме Рождества Иоанна Предтечи служили протоиереи Николай Ведерников и Михаил Шевченко — ревностные и добрые пастыри. В ноябре 1989 года настоятелем был назначен протоиерей Петр Захаров. Вскоре началась реконструкция церкви. К колокольне сделали две пристройки: за счет одной расширилась трапезная, а в другой разместилась ризница. В 1991 году состоялась закладка фундамента нового дома причта. Вскоре здесь возник целый комплекс: крестильный храм, воскресная школа, вспомогательные хозяйственные помещения. В церковном дворе появился магазин православной литературы. Существенно изменился и внутренний облик храма. Стены заново расписаны, пол, прежде крытый плитами желто-серого песчаника, ныне выстлан серым гранитом. В 1997—1998 годах ввиду тесноты левый придел в честь святителя Василия Великого был перенесен в крестильный храм, а правый, в честь великомученика и Победоносца Георгия, — в главный алтарь. 9 марта 1991 года на празднование обретения главы Иоанна Предтечи храм впервые посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В феврале нынешнего года настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в Ивановском протоиерей Петр Захаров отметил сразу два юбилея — 50-летие со дня рождения и свое 20-летие пастырского служения. Авторы статьи и коллектив? Московского журнала. История государства Российского? присоединяются ко всем поздравлениям, прозвучавшим в адрес отца Петра и желают ему крепкого здоровья и многая лета.