Московский журнал | Иеромонах Даниил (Сычев) | 01.01.2002 |
?Креста Tвоего древу поклоняемся человеколюбче, яко на нем пригвоздился еси животе всех?.Через год после Первого Вселенского Собора в 326 году от Рождества Христова равноапостольная Елена, царица Константинопольская, обрела в Иерусалиме Честной Крест и гвозди, которыми Спаситель был пригвожден ко Кресту. По преданию, возвращаясь в 327 году со Святой земли в Византию, царица Елена из-за непогоды приказала остановиться на острове Кипр. Уставшие мореплаватели погрузились в глубокий сон, а когда проснулись, Честной Крест исчез. В результате долгих поисков он был обнаружен парящим над одной из горных вершин. Явившийся во сне святой Елене ангел Господень повелел свергнуть с горы стоящие там храм и статую языческой богини Афродиты, и вместо них заложить храм христианский. Так возникла на Кипре Крестовоздвиженская обитель — монастырь Ставровуни. Прошли века. Несмотря на невзгоды и разрушения, здесь до сих пор непрестанно творится монашеская молитва. В ?Житии и хождении Даниила, игумена русской земли?, постриженика Киево-Печерской лавры, совершившего паломничество на Святую землю в 1104—1107 годах, Кипр упоминается как остров? обилен всем добром?. Поклонившись его святыням, игумен Даниил посетил и монастырь Ставровуни, ?где царица Елена поставила большой кипарисовый Крест на изгнание бесов и на исцеление всяких недугов; вложила в этот Крест гвоздь, которым был прибит Христос при распятии. Бывают у этого Креста знамения и чудеса. Стоит на воздухе этот Крест, ничем не скреплен с землею, только Духом Святым держится на воздухе?.Главная святыня обители — небольшой, чуть более метра в длину, кипарисовый крест в серебряном окладе. Он установлен в специальной нише в южной части первого яруса иконостаса соборного храма Воздвижения Честнаго Животворящего Креста. Эта часть иконостаса богато украшена резьбой, инкрустацией из перламутра, расшитой золотом темно-красной бархатной завесой и множеством серебряных лампад. В центре святыни, под окладом, находится часть Животворящего Креста Господня со следами от гвоздей. Справа от нее — древний образ святых Константина и Елены. Монастырь Ставровуни стоит в стороне от трассы Ларнак-Лимассол на вершине Крестовой горы (высота 668 метров), господствующей над всем побережьем, — она видна на сотни километров вокруг. Обитель словно охраняет юго-восточную часть острова. Сюда ведет всего одна дорога, вьющаяся серпантином по горным склонам. У основания темно-бурой скалы на специально устроенной площадке паломники оставляют машины и проходят в маленькую современную крестово-купольную часовню, освященную в честь Всех святых, на Кипре просиявших. По древней традиции, берущей начало со времен царицы Елены, вход в монастырь женщинам запрещен. В часовне они могут поклониться деревянному кресту с частицей Креста Господня. Через корпус привратника и иконную лавку, расположенные к северу от нижних ворот, мужчины-паломники поднимаются по высеченной в скалах крутой лестнице, переходящей в вымощенную камнем дорогу. За верхними воротами открывается небольшая площадь перед главным корпусом. Массивный, лишенный всяких украшений, сооруженный из золотисто-серого местного камня, он напоминает средневековую крепость и включает в себя не только храм, но и множество монастырских служб. Обитель неоднократно разрушалась. К восстановленному в XVIII веке на древнем основании Крестовоздвиженскому храму с запада пристроена небольшая двухъярусная колокольня; с севера и юга к нему примыкают келии для братии и паломников, ризница, кухня, трапезная, зал для приемов, канцелярия и другие служебные и хозяйственные помещения; с юга пристроены покои настоятеля с часовенкой. Дверь покоев выходит прямо в храм и почти всегда открыта, так что настоятель одновременно является и хранителем Креста, видя всех подходящих к нему на поклонение. С 1982 года монастырь Ставровуни возглавляет высоко почитаемый в православном мире архимандрит Афанасий. Сменив почившего архимандрита Германа, управлявшего обителью 30 лет, отец Афанасий продолжил славные традиции монастыря, благодаря чему все здесь ощущают особую благодать, любовь и внимание. На смотровой площадке, находящейся за алтарем, в хорошую погоду насельники собираются на вечернее правило. Тихо, неспешно течет молитва. Все стоят лицом на восток у перил площадки, лишь пожилой отец настоятель сидит у алтарного окна. Видны только небо, поросшие мелким кустарником и редкими деревьями склоны гор, море у горизонта — и больше ничего. Умиротворение, тишина, покой… Медленно садится солнце, появляются звезды, загораются огни далеких городов и поселков, а молитва все длится. Снующие по автострадам машины, взлетающие из аэропорта Ларнака самолеты, гигантский турецкий флаг на оккупированной территории — мирская суета постепенно тонет в серовато-голубых сумерках. Наступает короткая летняя ночь. При последних словах отпуста монахи берут благословение у настоятеля и расходятся по келиям, чтобы через несколько часов после удара била вновь встать на молитву. Правило, часы, утреня — все идет по установленному веками порядку. Первый луч восходящего солнца освещает престол, чередной иеромонах произносит: ?Благословенно царство…? Божественная литургия. Начинается новый день. В стенах обители Ставровуни понимаешь, что Господь не случайно избрал для молитвенного хранения части своего Креста именно это место. Православный человек, особенно монашествующий, чувствует себя здесь в родной стихии. Человек гордый и самолюбивый, привязанный к миру, зайдет в храм на несколько минут — из любопытства, часто даже не заметив Креста. Но, в отличие от других обителей, Ставровуни живет по строгим афонским правилам и такие люди оказываются здесь крайне редко. Для туристов монастырь практически недоступен; даже многие киприоты почти ничего о нем не знают. В первом ярусе корпуса, к северу от главного храма, находится небольшая церковь в честь святых Константина и Елены. В настоящее время вход в нее устроен в стене, а раньше в храм можно было попасть только через отверстие в своде, с верхнего яруса. По преданию, именно в церкви Константина и Елены в дни невзгод собирались святители Кипрской Церкви для поста и молитвы. К юго-западу от главного находится двухэтажный братский корпус — с библиотекой и швейной мастерской. Библиотека насчитывает несколько тысяч томов православных сочинений на многих языках, в том числе и на русском. В ней хранятся не только современные книги, но и редкие рукописные и печатные издания XVI—XIX вв.еков. С севера к фасаду братского корпуса примыкает часовня в честь святителя Николая чудотворца; на южной стороне в конце 1990-х годов было построено трехэтажное здание — с новым храмом в честь святителя Спиридона Тримифунтского, с келиями, бытовыми и хозяйственными помещениями. На втором этаже, под алтарем Спиридоньевского храма, сооружен небольшой домовой храм-часовня в честь Всех святых, в Константинопольской Церкви просиявших. На первом этаже корпуса — оснащенная самым современным оборудованием переплетная мастерская. Площадка перед главным корпусом одновременно является и смотровой, и миниатюрным археологическим музеем под открытым небом, и крышей для хозяйственных служб и мастерских. Необходимость отвоевывать у природы каждый квадратный метр заставляет братию использовать территорию очень бережно, рационально, а потому можно несколько раз посетить обитель, так и не побывав в доброй половине имеющихся в ней помещений. Просторные светлые иконописные мастерские под смотровой площадкой всегда заполнены в часы послушаний. Иконопись для Ставровуни — традиционное церковное искусство. Ею занимается почти половина насельников. Иконы и фрески, созданные ими в византийской манере, известны далеко за пределами острова. В обители написан образ тринадцати преподобномучеников монастыря Кантара, подвергнутых пыткам и сожженных латинянами в 1231 году за исповедание православной веры. На подворье в честь великомученицы Варвары у подножия горы Святого Креста живет и трудится во славу обители и Кипрской Церкви монах Калинник Ставровуниотис, в миру Константин Мамус, автор книги? Техника иконописи?, переведенной и на русский язык. С древних времен Ставровуни славится своим ладаном. ?Здесь рождается фимиам и изготавливается ладан, его берут с деревьев. По горам много низких деревцев не ниже травы, с них падает добрый фимиам, который собирают в июле и августе?, — писал уже упоминавшийся игумен Даниил. И в наши дни широко известен производимый в монастыре ладан с характерным изображением главного храма обители на упаковке. Обходя небольшие огороды, возделываемые на искусственных террасах, поражаешься, сколько труда и терпения сюда вложено: землю приходится приносить снизу; каждый участок необходимо укрепить каменными подпорными стенками; каждый литр питьевой воды — привозной… Но растут цветы, плодоносят деревья, действует небольшой искусственный источник. Сельскохозяйственные работы ведутся в основном на подворьях, где выращивают овощи, цитрусовые, оливки, миндаль, виноград. На Кипре много монастырей, но Ставровуни вспоминаешь с особой теплотой и любовью. Честной Животворящий Крест налагает на эту обитель сугубый подвиг — предстоять в молитвенных трудах за весь православный мир: ?Кресте Христов, христиан упование, заблудших наставниче, обуреваемых пристанище, в бранех победа, вселенныя утверждение, недужных врачу, мертвых воскресение, помилуй нас?.
В статье использованы рисунки автора