Московский журнал | 01.01.2002 |
Тысячу раз прав был Чехов, решив поселиться в Аутке, на южном берегу Крыма, куда, по словам Сергея Яковлевича Елпатьевского, в то время «поехала больная Россия с надорванными легкими, с истерзанными нервами, с пошатнувшимся здоровьем». После новоселья Чехов писал Соболевскому: «Я и Елпатьевский живем в собственных дачах, как магнаты, наши дачи далеко видно, и когда к Ялте подойдет английский флот, то начнет палить прежде всего в наши дачи». «Зато вид с нашего участка! Это не вид, а рахат-лукум», — сообщал он сестре. Радовал Антона Павловича и здешний климат. И еще: «Я думаю, что в Ялте никому не будет так удобно, как мамаше… В Аутской церкви звонят к обедне в 10-м часу. Возле нашей дачи живет извозчик, который будет возить по утрам очень дешево».Здесь имеется в виду церковь Успения Богородицы в Аутке. О ней, а также о других аутских храмах и пойдет речь ниже. В путеводителе по Крыму А.Я.Безчинского говорится, что Ялта с екатерининских времен долго оставалась маленьким поселением, в то время как Аутка «была тогда больше, богаче и населеннее Ялты». В самом деле: Аутку, одно из самых живописных мест Крыма, упоминали все российские путешественники, начиная с Палласа. Прошлое этого древнего крымского поселения в значительной мере позволяют уточнить и дополнить сравнительно недавно обнаруженный в архиве Крымского республиканского краеведческого музея и опубликованный А.В.Мальгиным свод материалов по истории христианства в Крыму, составленный в начале XIX века известным ученым А.Л.Бертье-Делагардом1, и приводимая ниже летопись Аутской Успенской церкви2. Летопись Таврической епархии Ялтинского уезда селения Аутки Успенской приходской церкви1870 года Генваря 1 дня в селении Нижней Аутки Успения древняя церковь; ныне во услужении находятся по положению один священник отец Иордан Иаков Паидаси, переведенный по указу Таврической Духовной консистории от 30 июня 1864 г., согласно его прошению, из Карасубазарской св. Николаевской соборной церкви в настоящую должность; из здешних уроженцев, российскоподданный, обучавшийся церковным требам по разным крымским церквам. Жалованье получает из казны в год по 68 руб. 52 коп., да общества 125 руб., а за нахождение в плену во время Крымской войны в 1856 году награжден набедренником и бронзовым наперстным крестом с медалью, а в 1857 году апреля 17-го за усердную службу Всемилостивейше награжден бархатною фиолетового цвета камилавкою. При этой церкви состоит один дьякон (ныне псаломщик) из духовного звания Иоанн Анастасьев Григорьев, с 1859 г. обучавшийся в Одесском духовном училище до класса словесности, жалованье получает из казны 26 руб. 30 коп. в год и от общества 60 руб. Пономарю же положено из кассы 16 р. 58 коп. в год. Церковный староста по выборам от общества землевладелец селения Аутки Ялтинский купец Николай Ефимьев Параскева с 1863 года по третьему выбору. Церковь эта построена из занепамятных времен до присоединения Крыма к Российской Державе крымскими греками во имя Успения пресвятой Богородицы весьма в малом виде из белого тесаного камня, в коей иконостас и престол, без колокольни, с двумя малыми колоколами. Утварь церковная из древних икон в малом размере, две иконы Успения Богородицы на кипарисном дереве, иконы же одна Спасителя и две Богородицы средней величины, Иоанна Предтечи, 1 Николая Чудотворца, 1 апостолов Петра и Павла, 1 бессребреников Космы и Дамиана, 1 апостолов, и в меньшем виде иконы: 1 12 Господних праздников, 1 Ильи Пророка. Прежний член причта священник отец Николай Грамматикаки выбыл в Керченскую Митридатовскую церковь в 1864 году, согласно его прошению. Церковь эта по случаю умножения прихожан и непомещения их в оной, по указу Таврической Духовной консистории от 6 мая 1866 года, не нарушая старый вид церкви с алтарем, прибавлена постройкой к ней <> каменными стенами еще в длину 5, а в ширину 3 сажень, с деревянным сводом и полами, покрытая черепицею с кумполом, общекатурена и побелена с внутри и снаружи, а пол и потолок покрашен масленою краскою. Древний алтарь покрыт железными листьями и покрыт зеленою масленою краскою, а сверх того устроен в переди церкви деревянный притвор, покрытый маслеными красками. <>Пристройка церкви сделана в 1866 г. пожертвованием от разных лиц и прихожан селения Аутки деньгами (употреблено всего 500 руб.). Иконостас с образами поставлен 1 числа октября 1870 г. пожертвованием Августейшею фамилиею, Его Императорского Величества придворным камер-фурьером Алексеевым, с пособием местных прихожан <> посвящен с престолом с разрешения Епископа Таврического и Симферопольского Гурия без перемены антиминса 18 числа октября того же 1870 года благочинным протоиереем Симферопольского и Ялтинского уездов Александром Демьяновичем совместно с протоиереем Ялтинской церкви Василием Сердюковым и местным священником Иорданом Паидаси. Временные посещения в этой церкви были: 4 сентября 1861 г. [и] 22 августа 1876 г. Его Императорское Величество Государь Александр III, Государыня Императрица Мария Александровна, Великий Князь Сергей Александрович и Великая Княгиня Мария Александровна, а 17 числа июля 1870 г. посетил эту церковь Великий Князь Константин Николаевич. <>
В приходе этом находится еще одна церковь <> во имя влкм-ка Феодора Тирона, построенная Аутинскими греками еще до переселения их из Крыма в 1790 году — с иконостасом, царскими вратами из соснового дерева, с кумполом без колокольни, с двумя малыми колоколами, в коей находятся иконы на иконостасе средней величины Спасителя и Богородицы, на боковых дверях архангел Михаил и Снятие с Креста Спасителя, без антиминса и церковной утвари. А по указу Таврической Духовной Консистории 1869 г. с благословения бывшего эпископа Таврического и Симферопольского Алексия с присылкой св. антиминса поставлен в алтаре Престол, посвящен Севастопольским и Ялтинским благочинным протоиереем Демьяновичем совместно с Ялтинским протоиереем Сердюковым и местным священником Паидаси того же года 1 числа ноября; по неимении в этой церкви собственной утвари, пользуется во время служения в оной таковою из Успенской церкви. <>Прихожане к церковному Богослужению, к Говению, Исповеди и причастию св. тайн и к слушанию бесед и поучений душеспасительных изрядно посредственны, и к поминовению Усобших приходят посредственно. Обращение из раскола или, наоборот, совращения вовсе не было, обращение из инославных христианских исповеданий в православие было в 1864 году — одна жена титулярного советника Василия Кондараки по имени Елисавета, и из могаметан обращен в 1866 г. один турок по имени Иоанн.<> Коренные жители селения Аутки частью происходят из скифского поколения, а прочие происходят из греческого и русских, сверх того, в этом селении находится Ялтинская гарнизонная команда, посему богослужение отправляется пополам по-гречески и по-российски <>.Аутинская дача по Высочайшему повелению блаженной памяти Императрицы Екатерины II в 1793 году пожалована 18 семействам греков, в 1789 году переселившимся из Мариупольской округи на первобытное жительство3. <>В пределах прихода живут в Верхней Аутке до 20-ти семейств татар могаметанского исповедания с одной мечетью, но наклонности к принятию христианской веры не имеют и не замечается. Дача эта получила название от [греческого] слова «ауто», то есть «эта"4 и <> отстоит от Ялты в 1 ½ верстах <>. Местами древние разваленные церкви св. Дмитрия Салунского, преподобномученицы Параскевы, преподобного Евфимия Великого и великомученицы Кириакии <>.В 1871 г. <> [в мае] церковь посетил Великий князь Николай Николаевич с придворными. 17 октября в восгуляние во время вечери проездом эту церковь посетил Его Императорское Величество Александр II. <>В 1873 г. сентября 2-го пред вечернего часу в 4-м Государь Император Александр II с королевою Греции Ольгой Константиновной соизволили посетить Ауткинскую Успенскую церковь. Христианство достигло Тавриды уже в первые века своего распространения по миру. В крымских храмах молились греки, потомки выходцев из Восточной Германии — готов, скифов и тавров, генуэзцы, армяне, грузины. Время тяжелых испытаний пришло после завоевания полуостровов в 1225 году монголо-татарами. С 1475 года мусульманство становится господствующей религией в Крыму. Однако продолжал теплиться свет веры Христовой в древнейшем Георгиевском монастыре, в Успенском скиту в Бахчисарае, в немногих старых приходах. Когда же мусульманский гнет стал окончательно невыносимым, митрополит Игнатий вывел большую часть единоверцев в Приазовье. Составленный им список выводимых, материалы Камерального описания Крыма 1783 года и ряд других источников позволили А.Л.Бертье-Делагарду в свою очередь составить «Ведомость христианского населения, вышедшего из городов и деревень Крыма в 1778 году, и оставшихся после него старых церквей в Крыму». Здесь уже значатся и ауткинская церковь Успения Богородицы, и упоминаемая в «Летописи» церковь великомученика Феодора Тирона. Если учесть, что с установления на полуострове мусульманского правления новые храмы христианам строить запрещалось, можно смело утверждать: обе эти церкви существовали действительно «с незапамятных времен», то есть как минимум с начала XV века! С присоединением Крыма к России засилье мусульман на полуострове не кончилось: одна мечеть здесь приходилась на каждые 155 душ татарского и ногайского населения — при считанном количестве православных храмов на всю губернию. Край долго имел статус викариата то при Одесской, то при Екатеринославской, то при Херсонской епархиях. И лишь после окончания Крымской войны здешние православные обратились к правительству с просьбой об учреждении в Крыму самостоятельной епархии. 16 ноября 1859 года император Александр II на докладе Синода начертал: «Быть по сему». В молодой Таврической епархии решено было возвести несколько храмов в казенных имениях и начать сбор пожертвований на постройку церквей в селениях славян-переселенцев.Крым, казалось, только этого и ждал. Масштабную деятельность развернуло созданное крымчанами Александро-Невское братство. Его активнейшим отделением стало ялтинское при Успенском храме в Аутке, попечителем которого являлась императрица Мария Александровна. При храме была организована богадельня, потом церковноприходская школа; в Верхней Аутке на месте старой возводилась новая приписная греческая церковь великомученика Феодора Тирона; рядом с архиерейским подворьем в Ялте купчиха Екатерина Михайловна Плещеева на свои средства построила Воскресенскую церковь — также приписную. Еще одна — во имя Всех святых — появилась взамен часовни на ауткинском кладбище. 15 октября 1894 года в ауткинской Успенской церкви служил отец Иоанн Кронштадтский, приезжавший к умиравшему в Крыму Александру III. Сопровождавший его причетник Кронштадтского собора И. Киселев вспоминал: «Храм наполняли не только православные, но также и греки, татары, типичные физиономии которых резко выделялись и обращали на себя общее внимание. Вдумчиво, сосредоточенно вглядывались они в священника, и видно было по их искрившимся глазам, что они так же, как и православные, исполнены благоговения и веры"5. После войны закрытый в 1920-х годах Успенский храм разобрали на камень. Несколько лет назад в Аутке перестраивали частный дом. Ломая стену, бульдозер вывернул ножом из кладки большой сверток в толстом стеганом одеяле. Там оказалась дарохранительница, поражавшая богатством отделки и тонкостью работы. Но дело в другом: в сохранившемся перечне имущества Успенской церкви числится дарохранительница, судя по описанию, очень похожая на найденную…*** Чеховых в их крымской жизни с аутскими храмами связывало многое. Антон Павлович присутствовал в Успенской церкви на отпевании ялтинского врача А. Кольцова и весьма популярного в то время литератора Григория Мачтета. Осенью 1898 года Чехов близко сошелся со священником Сергием Щукиным, который позже будет служить в Успенской церкви. Мать писателя Евгения Яковлевна по приезде к сыну несколько лет посещала службы в здесь, а затем до самой смерти — в находившейся рядом с дачей церкви великомученика Феодора Тирона, где ее и отпевали. Едва был куплен участок в Аутке, к Чехову обратились соседи-греки, желавшие иметь в возводимом ими Феодоровском храме греческого священника. Чехов побывал у тогдашнего архиепископа Таврического Николая, и тот просьбу удовлетворил: настоятелем назначили отца Василия Феодори. Именно он в 1904 году отслужил первую панихиду по рабу Божию Антону, когда в Ялту пришла из Германии срочная телеграмма со скорбной вестью о смерти писателя. Летом 1914 года в Ялту приехала Ольга Леонардовна Книппер-Чехова. Лютеранка, она не поменяла веру даже при венчании с Антоном Павловичем, но теперь, когда шла война с Германией, поступила иначе. В метрической книге аутской церкви Успения Пресвятой Богородицы, хранящейся в фондах Ялтинского историко-литературного музея, есть запись от 2 августа 1914 года: «Вдова лекаря, артистка Московского Художественного театра Ольга Леонардовна Чехова, 45 лет, лютеранского вероисповедания, через таинство св. миропомазания присоединилась к св. Православной Церкви с наречением ей имени Ольга, в честь святой княгини российской Ольги, празднуемой Церковью 11 июля». Храм был выбран Ольгой Леонардовной не случайно: обряд совершил друг ее покойного супруга отец Сергий Щукин. Без малого шесть десятилетий прожила в ялтинском доме Чехова его сестра Мария Павловна, сохранившая для потомков и дом, и архив брата. Эта сторона ее деятельности хорошо известна. Но мало кто знает, что Мария Павловна в течение многих лет возглавляла так называемую церковную двадцатку при храме великомученика Феодора Тирона. После освобождения Крыма советскими войсками греки были депортированы. Аутка, где они составляли значительную часть населения, опустела. По этой причине епархиальное начальство отказало общине храма в регистрации, сняло его с учета, а имущество рекомендовало передать в ялтинский Александро-Невский собор. Но двадцатка не подчинилась. Мария Павловна заперла храм и спрятала ключи. Между тем население Аутки пополнялось переселенцами с севера, среди которых было немало верующих. Двадцатка не переставала ходатайствовать о поставлении в храме священника и о возобновлении богослужений. Мария Павловна по этому поводу обращалась даже к влиятельным лицам, посещавшим дом друзей ее брата. И вот наконец 16 апреля 1946 года накануне Пасхи из Москвы пришла срочная правительственная телеграмма: «Советом делам церкви при Совете Министров СССР разрешено открыть церковь селе Чехово6 тчк Разрешается проведение пасхальной службы». Через три дня храм был открыт.
1. Из наследия А.Л.Бертье-Делагарда // Симферополь. «Крымский музей» N 1, 1994.
2. Летопись Таврической епархии Ялтинского уезда селения Аутки Успенской приходской церкви (Государственный архив Республики Крым. Ф.522, оп.1). Существует два варианта — от 1861 и 1870 года. Нами публикуется (с небольшими сокращениями) второй как более полный. Орфография и пунктуация по возможности приведены к современным нормам. Летопись была составлена двумя священниками-греками: о. Николаем Грамматикаки и о. Иорданом Паидаси, один за другим служившими в Успенской церкви. О. Николай, окончив Одесское духовное училище и Херсонскую духовную семинарию, состоял сначала при главном одесском храме — Воскресения Христова (его ныне всем миром восстанавливает Одесса). Во время Крымской войны он под артиллерийским огнем совершал молебны. Потом его посылают в самое пекло — в Севастополь — «для отправления духовных треб над ранеными, больными и убитыми воинами», и он делит все тяготы и опасности войны с защитниками города, вплоть до пролития собственной крови, удостоившись серебряной медали на георгиевской ленте и бронзовой медали на андреевской ленте. За участие в той же войне был награжден медалью и бронзовым наперсным крестом и священник Иордан Паидаси.
3. Незадолго до присоединения Крыма к России большая часть христиан под давлением мусульман с согласия Екатерины II переселилась в Приазовье. После завоевания полуострова русскими многие вернулись в Крым.
4. По одной из версий, во время посещения Крыма Екатериной II к ней обратились вышеупомянутые 18 греческих семей с просьбой возвратить им их исконную землю. Императрица потребовала карту и, указав перстом, спросила: «Это ваша земля?» Греки согласно закивали: «Эта, эта».
5. О. Иоаан Кронштадтский в Крыму. СПб., 1895.
6. После освобождения Крыма от немецких оккупантов в 1944 году Аутку переименовали в Чехово.