Русская линия
Московский журнал Галина Аксенова01.12.2002 

ПЕРВЫЙ ДИРЕКТОР СТРОГАНОВСКОГО УЧИЛИЩА.

Речь пойдет о Викторе Ивановиче Бутовском (1815−1881). Он не был писателем, художником или архитектором. Но в то же время серьезный разговор о русском искусстве второй половины XIX века невозможен без упоминания его имени.

В.И.Бутовский занимал достаточно высокое положение в обществе, будучи действительным статским советником, егермейстером двора Его Императорского Величества, членом Московского отделения Совета торговли и мануфактур, а в последние годы жизни — председателем Комитета по сооружению зданий предстоящей в Москве в 1882 году Всероссийской художественно-промышленной выставки. Его отец, Иван Григорьевич, писатель и переводчик, известен, среди прочего, своим переводом? Мыслей? Паскаля и историческим исследованием? Фельдмаршал князь Кутузов при конце и начале своего боевого поприща. Первая война императора Александра I с Наполеоном I в 1805 году?. Один из братьев, Александр Иванович, долгое время возглавлял департамент торговли и мануфактур министерства финансов, впоследствии стал членом Государственного совета; в период подготовки крестьянской реформы 1861 года опубликовал работы? Общинное владение и собственность? и? Опыт о народном богатстве, или О началах политической экономии?, спровоцировавшие широкую полемику, в русле которой, в частности, появились нашумевшие статьи Ю.Ф.Самарина ?О поземельном общинном владении?, ?О теперешнем и будущем устройстве помещичьих крестьян в отношениях юридическом и хозяйственном?, ?Общинное владение и собственность?. Другой брат, Леонид Иванович, был поэтом, автором духовных стихов.

С именем Виктора Ивановича Бутовского в первую очередь и теснейшим образом связана история Строгановского училища и основанного им училищного Художественно-промышленного музея, которые он возглавлял без малого 20 лет. Таким образом, В.И.Бутовский сыграл в истории российской культуры весьма значительную роль, ?содействуя эстетическому образованию промышленного сословия?. Тем не менее до сегодняшнего дня его личность, жизнь и деятельность внимания исследователей практически не привлекали. Не написано ни одной работы, специально посвященной В.И.Бутовскому. К счастью, сохранился достаточный объем источников, позволяющих сделать это сейчас: прежде всего, опубликованные сочинения и письма, а также материалы, хранящиеся в государственных архивах.

Виктор Иванович Бутовский происходил из дворян Рязанской губернии. Воспитывался в частном пансионе Курнанда, учился на историко-филологическом факультете Петербургского университета, который окончил в 1835 году со степенью действительного студента. Служил в Семеновском полку, затем в канцеляриях морского министра и главноуправляющего путями сообщения, но вскоре вышел в отставку по семейным обстоятельствам1. Вернулся на службу в 1850-х годах — уже? под крышу? министерства финансов, а точнее, департамента мануфактур и торговли (Московское отделение мануфактурного и коммерческого совета)2. В 1861 году В.И.Бутовский назначается директором? Строгановки?. Об этом учебном заведении здесь необходимо сказать хотя бы несколько слов3.

Граф С.Г.Строганов открыл свою школу 31 октября 1825 года, стремясь заложить прочную базу художественно-промышленного образования в России, что позволило бы воспитывать квалифицированные отечественные кадры художников-прикладников. По словам Сергея Григорьевича, главная его цель заключалась в? доставлении ремесленникам и торговым людям возможности улучшать изделия при содействии науки и искусства?. Идея Строганова была принята правительством, и в 1843 году школа перешла в ведение государства.

Экономические реформы конца 1850-х годов, в частности принятие в 1857 году торгового тарифа, повлекли за собой реорганизацию художественно-промышленного образования. Поэтому в 1860-е годы из двух существовавших к тому времени строгановских рисовальных школ образовали учебное заведение более высокого уровня — Строгановское училище технического рисования, призванное готовить? рисовальщиков и орнаментщиков для мануфактур и мастерских?4. Директором реорганизованного училища и стал В.И.Бутовский. Историк по образованию и экономист по профессии, он как нельзя лучше подходил на этот пост. Безусловно, свою роль сыграл и факт родства Виктора и Александра Бутовских (Строгановское училище находилось в ведении департамента мануфактур и торговли при министерстве финансов, возглавляемого А.И.Бутовским).

?В систему образования Строгановского училища входит оттенок, который, по мнению экспертов, будет особенно важен по последствиям своим для художественной стороны русской промышленности?5, — утверждал В.И.Бутовский, считавший, что развитию производства в значительной степени благоприятствует именно элемент художественности. Причем для промышленности российской последний должен стоять под знаком всемерно изучаемого и распространяемого русского стиля6. Эти лозунги и лежали в основе деятельности Строгановского училища. Ими Бутовский руководствовался, начиная работу по созданию Художественно-промышленного музея, о котором впоследствии писал как о вместилище? почти всего, что у нас до сих пор сделано в видах содействия эстетическому образованию промышленного сословия?7.

Русский стиль необходим, ибо? наши фабрики и ремесла не могут поддерживаться только чужими моделями и рисунками да копиями с чужих произведений; это вечное заимствование составляет нашу слабость и являет резкую противоположность с нашими техническими успехами; оно не согласно с условиями быта молодого и могучего народа, стремящегося снискать себе полную и всестороннюю самостоятельность?8.

В 1864 году было утверждено положение о музее9, а в 1868 году он открылся. В связи с этим событием высказывались надежды, что? музеум воспитает и разовьет в наших ремесленниках и фабричных самобытное чувство изящного и… потому желательно, чтобы он имел главною задачею — ознакомить русских с оригинальным творчеством русского художества допетровских времен?10.

А годом раньше Строгановское училище приняло участие в Парижской Всемирной выставке. Его экспозиция — образцы древнерусских орнаментов — стала сенсацией и удостоилась серебряной медали. Копии с орнаментов старинных рукописных книг и слепки со скульптурно-орнаментальных украшений тщательно выполнялись учащимися и педагогами по инициативе и под руководством В.И.Бутовского, писавшего Ф.И.Буслаеву в 1865 году: ?Вам небезызвестно, что, желая с самого начала обогатить Художественно-промышленный музеум в Москве образцами орнаментаций стилей византийского или романского, сделавшимися оба почти народными в России, я предпринял снять слепки с орнаментных украшений замечательного собора св. Димитрия во Владимире-на-Клязьме. Труд мой увенчался успехом. Первый экземпляр слепков я поднес в дар Московским отделениям мануфактурных и коммерческих советов в знак благодарности устроить при Строгановском училище Художественно-промышленный музеум. Второй экземпляр куплен у меня за пятьсот рублей Санкт-Петербургскою Императорскою Академиею Художеств… За сим, проникаясь мыслью, что весьма полезно было бы познакомить Европу с нашими произведениями 12-го столетия, я возымел мысль испытать, не примет ли в дар Император Наполеон III, полагая, что если мне удастся заинтересовать Париж, то и вся Европа последует его примеру?11.

Проведенные в Москве и Петербурге выставки собранных материалов нашли отклик как в торгово-промышленной среде, так и в профессиональных художественных кругах12. О необходимости устраивать подобные выставки и в дальнейшем заговорили члены Общества древнерусского искусства: Г. Д.Филимонов, заведующий рукописным отделом Московского публичного музея А.Е.Викторов, вице-президент Академии художеств Г. Г.Гагарин, граф С.Г.Строганов, князь В.Ф.Одоевский, Ф.И.Буслаев, Д.И.Иловайский, искусствовед Н.П.Кондаков, архитектор Л.В.Даль и другие. В протоколах Общества от 11 декабря 1866 года зафиксировано: ?Действительный член В.И.Бутовский представил… собрание снимков и слепков с разных предметов церковной древности, изготовленных учеными рисовальщиками Строгановской школы в Москве и других городах. По рассмотрении упомянутых снимков, в видах ознакомления с ними публики, Общество признало необходимым устроить из них выставку в залах Московского Музея?13.

Успех Русского отдела истории труда в Париже в 1867 году вдохновил французского издателя Мореля14 на выпуск в свет одновременно в Москве и Париже книги В.И.Бутовского ?История русского орнамента с XI по XVI век по древним рукописям?15. В предисловии автор подчеркивал: ?Цель настоящего издания исключительно технико-промышленная. Она клонится к указанию русским мастерам и художникам по мануфактурам и ремеслам образцов и источников самобытного стиля?16.

Идея В.И. Бутовского? указать… образцы и источники самобытного стиля? касалась не только орнаментов. В 1865 году он направил в адрес Общества древнерусского искусства письмо, где говорилось: ?По совершенному мною обзору некоторых иконописных мастерских я пришел к заключению, что в настоящее время главнейшая потребность оказывается не столько в изменении технического писания икон, сколько в точном определении самых изображений. Ныне ни потребитель, ни мастер точно не знают своего и не уверены, правильно ли они: первый — заказывает, а последний исполняет… потому лишь, что нет определенной точности в их объяснениях?17. Тогда же Бутовский предложил Обществу проект организации на основе вышеупомянутого? точного определения? иконописной мастерской, но осуществление проекта затянулось и не было доведено до конца18. В 1879 году Виктор Иванович вновь возвращается к теме иконы: ?Нет никакого сомнения, что иконописание, представленное ныне полному произволу, вопиет, так сказать, о внимании к нему и о принятии мер к его благому направлению?19. Очевидно, именно эта мысль, высказанная печатно только в 1879 году, подтолкнула его к изданию в 1869 году? Строгановского иконописного лицевого подлинника?. Виктор Иванович поначалу намеревался привлечь к подготовке Подлинника виднейших профессионалов (самого себя к таковым он из скромности никогда не причислял, хотя был настоящим специалистом). Пояснительный текст и вступление вызвался написать Ф.И.Буслаев. Буслаев же обещал выполнить оформление титульного листа20. Но сотрудничества не получилось21 (о причинах можно только догадываться). Все пришлось делать самому. Свой замысел В.И.Бутовский в заявлении Обществу древнерусского искусства от 19 января 1870 года объяснял так: ?Необходимость его (Строгановского иконописного подлинника. — Г.А.) ощущалась, потому что ни одного Лицевого Подлинника не было в печати. Толковые подлинники не могли и не могут удовлетворить требованиям иконописца и публики. Нет возможности все описать в подробности и растолковать, как это сделать. Необходимо видеть. Он (иконописный подлинник. — Г.А.) может отвратить то неудовлетворительное направление в иконописании, которое причиняет раскол и индифферентизм. Благодаря твердости веры, существующей еще в народе русском, единство святых изображений для него необходимо. Потребность эту… следует поддерживать?22.

Первые же шаги В.И.Бутовского на посту директора училища и музея вызвали всеобщее одобрение. Члены 6-й экспертной комиссии назвали его? главным двигателем на новом пути преуспевания? ?Строгановки?: ему? одному принадлежит возбуждение… полезных начал будущего художественного развития русской промышленности. Мысль привить художество к русской мануфактурной производительности и тем самым одушевить ее и осмыслить, — мысль дать этому художественному направлению характер национальный, отмечающий промышленность в России печатью самобытности, несколько уже лет занимает многих русских людей, — но была выяснена и, что всего важнее, приведена в действие В.И.Бутовским?23. Репутация? Строгановки? как учебного заведения резко пошла вверх. Директор Эдинбургского Художественно-промышленного музеума профессор Т.С.Арчер писал в своем рапорте в Британский департамент наук и художеств: ?В Москве произошла большая перемена, и департаменту приятно будет знать, что там образовалось училище рисования по плану Соут-Кенсингтонского училища и что в нем обратили внимание на красоты древнерусского искусства и уже собрали тысячу рисунков, а равно приступили к снятию слепков с архитектурных украшений. Дмитровский собор во Владимире был избран для первого опыта, и успех этого дела вполне оправдался?24.

Успехи Строгановского училища на Парижской (1867), Венской (1873) и вновь Парижской (1878) Всемирных выставках способствовали росту коммерческого, научно-познавательного и профессионального интереса к культуре допетровской России. Среди тех, кто под впечатлением от этих экспозиций увлекся древнерусским искусством и стал серьезно изучать его, был французский ученый-реставратор Э.Э.Виолле-ле-Дюк, автор капитального многотомного? Словаря французской архитектуры XI—XVI вв.еков?. В результате он написал работу25, вызвавшую критические отклики В.В.Стасова и Ф.И.Буслаева26. В связи с этим В.И.Бутовский весьма справедливо рассудил: ?Одного недоставало нам — чтобы все эти изданные орнаменты и памятники русской старины были систематически обобщены мастерски связанным очертанием прошедшего, настоящего и будущего нашего искусства. Такого труда, конечно, всего естественнее и законнее следовало бы нам ожидать от кого-либо из наших русских ученых деятелей; но обстоятельства сложились так, что пока они? медленно поспешали? на этом пути — известный французский ученый архитектор и знаток искусств Е. Виолле-ле-Дюк подарил нас роскошно изданным в Париже в 1877 году сочинением? L'Art Russe?, в котором самостоятельность нашего искусства впервые систематически доказана и торжественно провозглашена?27.


+ + +

Незадолго до кончины В.И.Бутовского в связи с начавшимися министерскими реорганизациями встал вопрос о передаче Строгановского училища в ведение министерства народного просвещения, что, по мнению и директора, и многих преподавателей, могло принести лишь вред. Об этом, в числе прочего, Виктор Иванович говорит в своей? Предсмертной записке?, датированной 3 июня 1881 года, которую мы приводим с незначительными сокращениями:

?Благодаря Бога голова свежа, но боль в правом боку чрезвычайно сильна, так что дух захватывает и невольные вызывает вскрикивания… сон прерывистый и даже нет сна.

Крайне озабочен. Наступил день конференции, последнего публичного экзамена Строгановского училища технического рисования… и я быть не могу. Это крайне для меня больно. Нынешнее собрание должно быть очень значительное, и мне предстоял случай выяснить значение училища и ожидаемую его будущность. Составленную записку передал секретарю конференции М.А.Саблину для прочтения.

…Покуда я чувствую себя в совершенном уме и памяти, считаю долгом моим указать, что по кончине моей, по моему убеждению, директором Строгановского училища и состоящих при нем заведений мог бы быть отличным зять мой генерал-майор Е.В.Богданович; но если он не пойдет, то служащий в Политехническом музее Александр Иванович Кельсиев. Этот молодой человек на месте директора училища принесет несомненную пользу всему государству, так как он наверное последует по широко открытой дороге, опираясь на начала, положенные в основание развитию эстетического народного образования в приложении к промышленности.

К делу Строгановского училища по обязанности заведования или наблюдения за рисовальными школами и классами необходимо привлечь Константина Васильевича Рукавишникова. …С помощью его можно надеяться на открытие весьма многих рисовальных школ и классов в разных местностях государства.

Последнее распоряжение по докладу… А.А.Абазы — об обращении учебных заведений Министерства торговли… в Министерство народного просвещения есть гибель этих учреждений. Брат мой А.И.Бутовский посвятил лучшую часть своей административной деятельности для размножения и укрепления этих учреждений и с большим трудом довел их число до 57. Цифра довольно почтенная, и хотя всеми ими заведование не занимало даже одного стола в Департаменте, тем не менее, между ними была водворена тесная и систематическая связь. Все эти учреждения главнейше направлялись к выполнению их специального назначения, каждое в своей среде. В них заключалась при том самая существенная опора всего Министерства торговли. Все это должно быть ведено с большим знанием дела и никак не должно быть слито с общим преподаванием, направление которого зависит от одного лица, могущего извратить все, что придумано практичного и целесообразного.

Прискорбно сказать, но неминуемо погибнут эти рассадники технического образования, если к ним отнесутся с совершенным индифферентизмом, как это совершилось со стороны г. Абазы?28.

Газета ?Порядок?, сообщая о смерти В.И.Бутовского, поместила рассказ о прощании с ним учащихся Строгановского училища: ?Несмотря на праздничный день, все ученики, слишком 300 человек, собрались к панихиде, украсив венками и цветами портрет усопшего. Ученики исполнили превосходно молитвенное пение. По отслужении панихиды присутствующий в собрании молящихся зять Бутовского, генерал Богданович, произнес речь, в которой высказывал удовольствие, что такое трогательное и единодушное молитвенное памятование живо доказывает оценку заслуг славного русского работника, отдавшего свой разум и свою душу попечению той огромной семьи, судьбы которой были ему вверены высшим правительством. Опираясь на массу документов и рукописей, принадлежавших усопшему деятелю и находящихся ныне в руках Богдановича, оратор высказал обещание составить подробное повествование об успешном развитии под непосредственным руководством Бутовского Художественно-промышленного музея и Строгановского училища?29.

Итог деятельности В.И.Бутовского в сфере профессионального художественно-промышленного образования подвел журнал? Зодчий?, писавший в некрологе, что Бутовский? немало способствовал настоящему процветанию… этого полезного учреждения (?Строгановки? и музея. — Г.А.)… Просвещенному же содействию В.И.Бутовского следует приписать и появление следующих изданий: а) художественно-промышленного музея: 1) история русского орнамента с X по XV столетие, по древним рукописям, 2 тома по 100 листов рисунков, частью хромолитографированных, с текстом на французском и русском языках; 2) элементарная часть истории русского орнамента; 3) строгановский иконописный лицевой подлинник; 4) практическое общедоступное руководство к элементарному изучению начертательных искусств; 5) руководство к сочинению орнаментов в русском стиле и 6) собрание орнаментных украшений из греческих и древнерусских рукописных книг с X по XVI в. включительно и б) Строгановского центрального училища технического рисования: коллекции 1) линейного рисования; 2) контурных цветов; 3) тушеванных цветов и 4) контурных орнаментов?30.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика