Русская линия
Московский журнал В. Погодин01.11.2002 

АВГУСТЕЙШАЯ ХУДОЖНИЦА

В музейно-выставочном комплексе Московской государственной специализированной школы акварели С.Н. Андрияки развернута уникальная экспозиция под названием? Искусство Великой княгини? — собрание живописных работ Ольги Александровны Романовой, а также исторические документы, фотографии, реликвии. Выставка, привезенная из Канады невесткой августейшей художницы, возглавляющей благотворительный фонд Великой княгини, дает представление не только о творчестве действительно незаурядного мастера, но и о судьбе дочери Александра III, которую Ольга Александровна, несмотря на все потрясения, сумела принять с благородным достоинством…

Ее детство прошло большей частью в Гатчине, где предпочитал жить Александр III. Рисовать девочка начала рано. Пробуждению и развитию врожденного художественного таланта способствовала поэтическая красота окрестностей и изысканность дворцовой обстановки, а также влияние отца, искренне любившего искусство. Дворец постоянно посещали известные живописцы М. Зичи и Л. Премацци, позднее — замечательный акварелист Альберт Бенуа. Уроки рисования вел художник-передвижник К.Лемох.

Из листов, созданных в Гатчине, на выставке представлены? Дворцовый привратник?, ?Русский ветеран Н.Г.Щегол?, ?Часовой?, ?Дворцовый арап? и другие. В них еще ощущаются приметы ученичества. Вместе с тем стремление передать характерность позы, выявить пластику модели — налицо.

После смерти отца гатчинский дворец опустел. Между тем жизнь шла своим чередом. Великая княжна подросла, вышла замуж за принца П.А.Ольденбургского. Однако брак не сложился, супруги разъехались. Ольга Александровна много сил и времени отдавала делу благотворительности — и, конечно, не прекращала занятий живописью. Характерный пример ее творчества этой поры — полотно? Осень в парке? (холст, масло), исполненное светлой грусти.

В 1914 году, с началом первой мировой войны, Великая княгиня уходит на фронт сестрой милосердия — работает в госпитале в Ровно, затем во Львове. Здесь застает ее Февральская революция. Ольга Александровна переезжает в Киев к матери — вдовствующей императрице Марии Федоровне. Время до эмиграции в Данию — время тревог и волнений. На выставке демонстрируются несколько произведений периода войны и революции, в их числе выполненные масляными красками? Сестра милосердия на прогулке?, ?Осенний ландшафт в Малороссии?, ?Река Днепр? и два акварельных листа? Станица Новоминская?.

Жизнь в Дании, в уютной резиденции матери Видор (Хвидер) в окрестностях Копенгагена и на купленной позже под Копенгагеном ферме, была наполнена заботой о семье, о детях (еще в 1916 году Ольга Александровна вышла замуж за гвардейского полковника Н.А.Куликовского). Ольга Александровна по-прежнему много пишет — в основном свои излюбленные цветочные натюрморты и пейзажи (?Пионы перед домом?, ?Цветочная клумба в саду?, ?Сад Видора?, ?Набережная с цветами?, ?Балкон?, ?Старинный итальянский колодец в саду летнего королевского дворца в Видоре?). Постепенно ее работы получают известность. Ольга Александровна посещает выставки, следит за художественной жизнью Европы. Однако столь модные тогда модернистские течения в живописи не затронули ее — она понимала искусство не как конъюнктурную суету, но как высокое служение, оставаясь в современной ей западной культуре художником для немногих.

В 1940 году Данию оккупировала гитлеровская Германия. Семье, известной своей любовью к оставленной Родине, приходится жить крайне замкнуто. В эти годы Ольга Александровна создает ряд композиций (маслом) на тему России — Руси: монашеские скиты, старинные церкви…

В 1949 году семья переезжает в Канаду. Новые впечатления воплощаются в традиционно любимых мотивах: склоненные над водой кроны деревьев, зелень трав, даль полей под светлым небом, изгиб русла небольшого ручейка, заснеженный дворик с прислоненными к стене детскими санками, горячий свет солнца на дорожках сада, прозрачная глубина летних теней, томный жар летнего дня (?Ландшафт?, ?Ручей?, ?Уютный уголок в саду?, ?Сноп?, ?Няня?, ?Весенний пейзаж с мать-и-мачехой?, ?После стирки?).

С возрастом Ольга Александровна, затрудняясь совершать поездки на этюды, все чаще работает в интерьере — пишет опять же преимущественно цветочные натюрморты (?Цветы на подоконнике?, ?Чайный столик?). В то же время память все чаще возвращается к образам далекого прошлого: лица давних друзей, дни безоблачного детства, липы Летнего сада, революционные потрясения, беженцы гражданской войны — одним словом: Россия (?Княгиня Вяземская?, ?Тихон Николаевич за пасхальным столом?, ?Красный угол? и другие работы). Чувство Родины с особой пронзительностью воплотилось в акварели? Елка с шарами и мишурой?. Стоит пушистая рождественская елка, сияют на ней гирлянды, рядом — неизменные букеты цветов, а в глубине, на каминной полке — небольшой портрет императора Александра III. В творческом наследии Ольги Александровны, с детства боготворившей отца, это — единственное его изображение.

Сегодня искусство Великой княгини вновь возвращается в Россию…


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru