Московский журнал | О. Никитин | 01.11.2002 |
Преподобный Антоний (в миру — Андрей) был уроженцем села Кехта Двинского уезда Архангельской губернии. Еще ребенком его отдали учиться грамоте и иконописному делу. После смерти родителей в возрасте 25 лет Андрей отправился в Новгород и поступил в услужение к одному боярину. По повелению хозяина вступил в брак, но скоро, овдовев, вернулся в родные места. В возрасте 30 лет он принял монашество в Пахомиевой пустыни на реке Кена (Каргопольский край). В Житии преподобного Антония, Сийского чудотворца, сказано: ?Имел… смирение великое, так что последним и худшим у всей братии себя считал. Когда трудился он в поварне, то сам воду носил и дрова рубил, готовя пищу братии, а духом в небесах пребывал… Беседовал же со всяким со смирением, и, встречаясь с кем-нибудь из братии, первым кланялся до земли и брал благословение, и был всеми любим и почитаем?1.
Через несколько лет Антоний с монахами Александром и Иоакимом отправился в пустынь на реку Шелекса, где построил церковь во имя святителя Николая и основал монастырь. Однако? корыстолюбивые крестьяне… жалея уступить часть земли для кельи незнакомого инока, отказали ему в приюте и настойчиво просили удалиться. Преподобный же, удаляясь от них, сказал: ?Живите ни голо, ни богато?, и предсказание его сбылось?2.
В 1520 году Антоний с братией поселился близ Михайловского озера на реке Сии (ныне Холмогорский район Архангельской области), в своей келье? скудость с благодарением терпя и скорби от лукавых бесов и неправедных людей принимая с радостью, страсти же телесные искореняя?3. Однажды нагрянули в пустынь разбойники, желая ограбить ее. Они застали Антония молящимся — ?и поразила молитва преподобного разбойников страхом, как оружием сильным… и бежали они оттуда…?4
Вскоре благословил Антоний старцев Исайю и Александра ехать в Москву к Великому князю Василию Иоанновичу с прошением построить на этом месте монастырь. Тот, выслушав иноков, повелел дать преподобному Антонию грамоту начальную и церковную утварь. Это случилось в 1525 году.
Первым храмом новой обители стал деревянный собор во имя Живоначальной Троицы. Тяготясь игуменской должностью и ища уединения, Антоний удалился было из монастыря, но монахи упросили его вернуться. ?Его работы икона св. Троицы прославлена чудесами: когда церковь деревянная сгорела, одна сия икона осталась невредимою среди пламени?5.
Перед кончиной Антоний поучал братию: ?Имейте страх Божий в сердцах ваших и не ослабевайте в молитвах своих. Между собой имейте любовь о Христе и единомыслие друг ко другу… да не будете Богу противны. Склоняю я, отцы и братия, мои чада духовные, голову сию и молю вас всех иметь во Христе любовь и послушание, о Господе покорение к наставникам духовным и игуменам вашим. Не сопротивляйтесь им, пекущимся о душах ваших, ибо они воздадут слово за вас в день судный, и если судят они вас и искушают, любите это и почитайте их заповеди, как волю Божию о себе. Прежде всего же храните чистоту душевную и телесную, хмельного же пития не велите варить и держать по преставлении моем, и пищу имейте не мечтательную и не смутную?6.
Антоний преставился 7 декабря 1557 года. В 1579 году его причислили к лику святых; царевич Иоанн, сын Иоанна Грозного, написал его Житие. Святые мощи преподобного почивают до сего дня под спудом в Троицком соборе Свято-Троицкого Антониево-Сийского монастыря.
Пятикупольный Троицкий собор был возведен в монастыре в 1589—1606 годах — это одно из первых каменных сооружений столь внушительных размеров в Двинском крае. В 1601—1606 годах здесь отбывал ссылку боярин Федор Никитич Романов, отец основателя династии Романовых Михаила Федоровича и будущий патриарх Московский и всея Руси. Здесь по воле царя Бориса Годунова он принял монашеский постриг с именем Филарет…
В XVII столетии в Антониево-Сийском монастыре подвизаются уже более 200 монахов, строятся каменные Благовещенский храм, Сергиевская надвратная церковь, храм-колокольня Трех святителей Московских, келейные корпуса. Монастырь владеет обширными землями, деревнями, промыслами, солеварнями по берегам Белого моря, Северной Двины и на Кольском полуострове; имеет подворья в Москве, Вологде и Архангельске. В обители активно занимаются переписыванием книг, здесь работает небольшая типография, граверная и иконописная мастерские.
В XVIII веке происходит изъятие монастырских земель, сокращение числа монашествующих. В историко-биографическом очерке епископа Макария об Антониево-Сийском монастыре этот период освещен довольно кратко. Наиболее часто встречаются имена двух архимандритов — Гавриила (Огинского) и Парфения (Петрова). Гавриил (21-й по счету настоятель со времени основания обители) происходил из малороссиян, был ректором духовной семинарии в Архангельске. В архимандрита произведен 2 февраля 1762 года и состоял в этой должности до своей кончины 27 ноября 1779 года7. Ему наследовал Парфений. Уроженец Великого Новгорода, он обучался в новгородской семинарии, преподавал богословие и греческий язык, также был ректором Архангельской духовной семинарии. Поставлен в архимандрита в 1779 году. Исполнял настоятельскую должность по 1790 год, затем его перевели в Александро-Свирский монастырь, далее — в Николаевский Вяжицкий и, наконец, в первоклассный Юрьевский Новгородский. В Архангельск отец Парфений вернулся уже в сане епископа Архангельского и Холмогорского8.
В конце XVIII века настоятелем Антониево-Сийского монастыря был архимандрит Аполлос (Перешкевич). Его жизненный путь епископ Макарий описывает так: родом из казаков, после обучения в Киевской духовной академии — преподаватель богословия и греческого языка, ректор Архангельской духовной семинарии, игумен Александро-Невского монастыря. Произведен в архимандрита Антониево-Сийского монастыря 28 июня 1790 года. В 1803 году переведен в Курский Богородицкий Знаменский монастырь и рукоположен во епископа Слободско-Украинского и Харьковского9.
В XIX столетии настоятели монастыря одновременно занимают должности ректора Архангельской духовной семинарии. Особо следует отметить миссионерскую деятельность архимандрита Вениамина (Смирнова). Он родился в Архангельской губернии, обучался в семинарии, а затем здесь же был префектом, потом — смотрителем уездного и приходского духовных училищ и семинарским инспектором. По пострижении в монашество произведен во игумена в Николаевский Корельский монастырь, откуда 5 апреля 1820 года переведен в Антониево-Сийскую обитель. С 1825 по 1830 год отец Вениамин возглавлял самоедскую духовную миссию, за что и был награжден орденом Св. Владимира III степени. Впоследствии он занялся переводом Нового Завета на самоедский язык, а также составлением лексикона и грамматики этого языка. В 1839 году отца Вениамина перевели в Крестный монастырь, а в 1848-м — в один из монастырей Черниговской епархии, где он и скончался в 1850 году10.
В начале XX века Антониево-Сийский монастырь разделил участь многих обителей. В 1920 году в нем разместили детскую колонию, в 1923-м окончательно закрыли. Позже здесь были дом отдыха лесозаготовителей, дом детей-инвалидов и интернат для престарелых, пионерский лагерь, дача Архангельского облисполкома. Монастырские постройки постепенно разрушались и приходили в негодность. В 1992 году пожар уничтожил кровлю над Благовещенской церковью, трапезной палатой и ризницей. Чудом уцелели святые мощи основателя обители преподобного Антония Сийского.
В августе 1992 года монастырь вернули Русской Православной Церкви. Началось его возрождение. 14 октября в надвратной церкви преподобного Сергия Радонежского была совершена первая после почти 70-летнего перерыва Божественная литургия. Осенью 1995 года возобновила работу иконописная мастерская. В 1997 году в Архангельске открывается небольшое подворье монастыря.
Сразу же после возвращения монастыря Церкви (август 1992 года) его наместником, игуменом, а затем настоятелем был назначен архимандрит Трифон (Плотников), не жалеющий времени и сил для восстановления обители. В настоящее время завершается реставрация разрушенной до первого яруса храма-колокольни Трех святителей Московских. Братия возрождает традиции северного церковного пения, собирает монастырские реликвии, занимается изучением истории монастыря. В октябре 2001 года вышел в свет церковно-исторический альманах? Сiйскiй хронографъ?. Летопись Свято-Троицкого Антониево-Сийского монастыря продолжается…
1. Житие преподобного Антония, Сийского чудотворца. Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь, 1999. С. 7.
2. Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых. М., 1990. С. 31.
3. Житие преподобного Антония… С. 11.
4. Там же. С. 13.
5. Словарь исторический… С. 31.
6. Житие преподобного Антония… С. 27.
7. Епископ Макарий. Исторические сведения об Антониевом Сийском монастыре // ЧОИДР. 1878. Кн. 3. С. 101.
8. Там же.
9. Там же.
10. Там же. С. 102.
О.В.Никитин