Русская линия
Московский журнал О. Никитин01.11.2002 

ИЗ ИСТОРИИ СВЯТО-ТРОИЦКОГО АНТОНИЕВО-СИЙСКОГО МОНАСТЫРЯ

>В 2002 году исполнилось 10 лет со дня возобновления Свято-Троицкого Антониево-Сийского монастыря — одного из древнейших монастырей России, находящегося в Архангельской земле. Своим рождением обитель обязана преподобному Антонию, который в 1520 году, придя с шестью учениками на мыс Михайловского озера у реки Сии, водрузил там деревянный крест и поставил келью. Тому предшествовали знамения: местные жители еще до появления монахов слышали то колокольный звон, то церковное пение.

Преподобный Антоний (в миру — Андрей) был уроженцем села Кехта Двинского уезда Архангельской губернии. Еще ребенком его отдали учиться грамоте и иконописному делу. После смерти родителей в возрасте 25 лет Андрей отправился в Новгород и поступил в услужение к одному боярину. По повелению хозяина вступил в брак, но скоро, овдовев, вернулся в родные места. В возрасте 30 лет он принял монашество в Пахомиевой пустыни на реке Кена (Каргопольский край). В Житии преподобного Антония, Сийского чудотворца, сказано: ?Имел… смирение великое, так что последним и худшим у всей братии себя считал. Когда трудился он в поварне, то сам воду носил и дрова рубил, готовя пищу братии, а духом в небесах пребывал… Беседовал же со всяким со смирением, и, встречаясь с кем-нибудь из братии, первым кланялся до земли и брал благословение, и был всеми любим и почитаем?1.

Через несколько лет Антоний с монахами Александром и Иоакимом отправился в пустынь на реку Шелекса, где построил церковь во имя святителя Николая и основал монастырь. Однако? корыстолюбивые крестьяне… жалея уступить часть земли для кельи незнакомого инока, отказали ему в приюте и настойчиво просили удалиться. Преподобный же, удаляясь от них, сказал: ?Живите ни голо, ни богато?, и предсказание его сбылось?2.

В 1520 году Антоний с братией поселился близ Михайловского озера на реке Сии (ныне Холмогорский район Архангельской области), в своей келье? скудость с благодарением терпя и скорби от лукавых бесов и неправедных людей принимая с радостью, страсти же телесные искореняя?3. Однажды нагрянули в пустынь разбойники, желая ограбить ее. Они застали Антония молящимся — ?и поразила молитва преподобного разбойников страхом, как оружием сильным… и бежали они оттуда…?4

Вскоре благословил Антоний старцев Исайю и Александра ехать в Москву к Великому князю Василию Иоанновичу с прошением построить на этом месте монастырь. Тот, выслушав иноков, повелел дать преподобному Антонию грамоту начальную и церковную утварь. Это случилось в 1525 году.

Первым храмом новой обители стал деревянный собор во имя Живоначальной Троицы. Тяготясь игуменской должностью и ища уединения, Антоний удалился было из монастыря, но монахи упросили его вернуться. ?Его работы икона св. Троицы прославлена чудесами: когда церковь деревянная сгорела, одна сия икона осталась невредимою среди пламени?5.

Перед кончиной Антоний поучал братию: ?Имейте страх Божий в сердцах ваших и не ослабевайте в молитвах своих. Между собой имейте любовь о Христе и единомыслие друг ко другу… да не будете Богу противны. Склоняю я, отцы и братия, мои чада духовные, голову сию и молю вас всех иметь во Христе любовь и послушание, о Господе покорение к наставникам духовным и игуменам вашим. Не сопротивляйтесь им, пекущимся о душах ваших, ибо они воздадут слово за вас в день судный, и если судят они вас и искушают, любите это и почитайте их заповеди, как волю Божию о себе. Прежде всего же храните чистоту душевную и телесную, хмельного же пития не велите варить и держать по преставлении моем, и пищу имейте не мечтательную и не смутную?6.

Антоний преставился 7 декабря 1557 года. В 1579 году его причислили к лику святых; царевич Иоанн, сын Иоанна Грозного, написал его Житие. Святые мощи преподобного почивают до сего дня под спудом в Троицком соборе Свято-Троицкого Антониево-Сийского монастыря.

Пятикупольный Троицкий собор был возведен в монастыре в 1589—1606 годах — это одно из первых каменных сооружений столь внушительных размеров в Двинском крае. В 1601—1606 годах здесь отбывал ссылку боярин Федор Никитич Романов, отец основателя династии Романовых Михаила Федоровича и будущий патриарх Московский и всея Руси. Здесь по воле царя Бориса Годунова он принял монашеский постриг с именем Филарет…

В XVII столетии в Антониево-Сийском монастыре подвизаются уже более 200 монахов, строятся каменные Благовещенский храм, Сергиевская надвратная церковь, храм-колокольня Трех святителей Московских, келейные корпуса. Монастырь владеет обширными землями, деревнями, промыслами, солеварнями по берегам Белого моря, Северной Двины и на Кольском полуострове; имеет подворья в Москве, Вологде и Архангельске. В обители активно занимаются переписыванием книг, здесь работает небольшая типография, граверная и иконописная мастерские.

В XVIII веке происходит изъятие монастырских земель, сокращение числа монашествующих. В историко-биографическом очерке епископа Макария об Антониево-Сийском монастыре этот период освещен довольно кратко. Наиболее часто встречаются имена двух архимандритов — Гавриила (Огинского) и Парфения (Петрова). Гавриил (21-й по счету настоятель со времени основания обители) происходил из малороссиян, был ректором духовной семинарии в Архангельске. В архимандрита произведен 2 февраля 1762 года и состоял в этой должности до своей кончины 27 ноября 1779 года7. Ему наследовал Парфений. Уроженец Великого Новгорода, он обучался в новгородской семинарии, преподавал богословие и греческий язык, также был ректором Архангельской духовной семинарии. Поставлен в архимандрита в 1779 году. Исполнял настоятельскую должность по 1790 год, затем его перевели в Александро-Свирский монастырь, далее — в Николаевский Вяжицкий и, наконец, в первоклассный Юрьевский Новгородский. В Архангельск отец Парфений вернулся уже в сане епископа Архангельского и Холмогорского8.

В конце XVIII века настоятелем Антониево-Сийского монастыря был архимандрит Аполлос (Перешкевич). Его жизненный путь епископ Макарий описывает так: родом из казаков, после обучения в Киевской духовной академии — преподаватель богословия и греческого языка, ректор Архангельской духовной семинарии, игумен Александро-Невского монастыря. Произведен в архимандрита Антониево-Сийского монастыря 28 июня 1790 года. В 1803 году переведен в Курский Богородицкий Знаменский монастырь и рукоположен во епископа Слободско-Украинского и Харьковского9.

В XIX столетии настоятели монастыря одновременно занимают должности ректора Архангельской духовной семинарии. Особо следует отметить миссионерскую деятельность архимандрита Вениамина (Смирнова). Он родился в Архангельской губернии, обучался в семинарии, а затем здесь же был префектом, потом — смотрителем уездного и приходского духовных училищ и семинарским инспектором. По пострижении в монашество произведен во игумена в Николаевский Корельский монастырь, откуда 5 апреля 1820 года переведен в Антониево-Сийскую обитель. С 1825 по 1830 год отец Вениамин возглавлял самоедскую духовную миссию, за что и был награжден орденом Св. Владимира III степени. Впоследствии он занялся переводом Нового Завета на самоедский язык, а также составлением лексикона и грамматики этого языка. В 1839 году отца Вениамина перевели в Крестный монастырь, а в 1848-м — в один из монастырей Черниговской епархии, где он и скончался в 1850 году10.

В начале XX века Антониево-Сийский монастырь разделил участь многих обителей. В 1920 году в нем разместили детскую колонию, в 1923-м окончательно закрыли. Позже здесь были дом отдыха лесозаготовителей, дом детей-инвалидов и интернат для престарелых, пионерский лагерь, дача Архангельского облисполкома. Монастырские постройки постепенно разрушались и приходили в негодность. В 1992 году пожар уничтожил кровлю над Благовещенской церковью, трапезной палатой и ризницей. Чудом уцелели святые мощи основателя обители преподобного Антония Сийского.

В августе 1992 года монастырь вернули Русской Православной Церкви. Началось его возрождение. 14 октября в надвратной церкви преподобного Сергия Радонежского была совершена первая после почти 70-летнего перерыва Божественная литургия. Осенью 1995 года возобновила работу иконописная мастерская. В 1997 году в Архангельске открывается небольшое подворье монастыря.

Сразу же после возвращения монастыря Церкви (август 1992 года) его наместником, игуменом, а затем настоятелем был назначен архимандрит Трифон (Плотников), не жалеющий времени и сил для восстановления обители. В настоящее время завершается реставрация разрушенной до первого яруса храма-колокольни Трех святителей Московских. Братия возрождает традиции северного церковного пения, собирает монастырские реликвии, занимается изучением истории монастыря. В октябре 2001 года вышел в свет церковно-исторический альманах? Сiйскiй хронографъ?. Летопись Свято-Троицкого Антониево-Сийского монастыря продолжается…

О.В.Никитин


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика