Московский журнал | Н. Коростелев, А. Недоступ | 01.09.2002 |
Пример добрых дел есть лучшее, что мы можем даровать тем,
кто живет вместе с нами; память добрых дел есть лучшее,
что можем оставить тем, кто будет жить после нас.
В.А. Жуковский
Марьина рощаѕ Милое русское — чисто московское — название, опоэтизированное В.А.Жуковским: ?Проезжая по Троицкой дороге, взойдите на Мытищинский водопровод — вправе представится глазам вашим синеющий лес; там, где прозрачная река Яуза одним изгибом своим прикасается к роще и отражает в тихих волнах и древние сенистые дубы, и бедные хижины, рассыпанные по берегам ее, — там некогда погибла несчастная Мария…?
Марьина роща начинает упоминаться в документах с ХIV века. В XVII веке эти леса, болота, озерца, пойменные просторы были охотничьими угодьями князя Якова Куденовича Черкасского, троюродного брата царя Алексея Михайловича. Езживал сюда охотиться и сам государь. Отдыхал со свитою в деревне (слободе, имении — называли по-разному) Марьина, или Княжья роща: поселение не маленькое — 148 дворов.
С незапамятных времен славилась Марьина роща обитавшими в ней разбойниками-налетчиками1. Позже славилась своими народными гуляньями, еще позже — в начале XX века — рабочими маевками.
Постепенно вырубались здешние леса, уступая место садам и огородам, начали появляться первые дачи. К концу 1870-х годов в Марьиной роще уже стояло несколько фабрик и заводиков. Историк и бытописателъ С.М.Любецкий с горечью отмечал: ?Деревня Марьино стоит обнаженная на солнцепеке; кое-где около нее высятся тощие березки, рябинник и запыленные акации, а сзади пролегает Николаевская железная дорога, оглашаемая пронзительными свистками и пыхтением огнедышащих паровозовѕ много вырублено дерев… земля вся вытоптана… остался какой-то остов рощи… Какая разительная противоположность между минувшим и настоящим?.
…Сущим бедствием для Марьиной рощи были пожары. То и дело полыхали ее большей частью деревянные постройки. Много горя принес грандиозный пожар 1902 года.
Однако жизнь продолжалась. Продолжались и народные гулянья, для которых теперь выбиралась преимущественно территория Немецкого, или Лютеранского кладбища2. В 1910—1920-х годах на надгробиях еще можно было разобрать надписи: доктора, полковники, их фрау и фройлен. А.Т.Саладину, автору поэтичнейшей книги? Прогулка по кладбищам Москвы?, подготовленной к печати в 1916-м, но изданной лишь в 1997 году под названием? Очерки истории московских кладбищ?, так и не удалось найти среди них имени Эрнста Глюка — вероятно, самого известного человека, погребенного здесь. Он основал первую в Москве гимназию для разночинцев; в его семействе выросла Марта Скавронская — будущая императрица Екатерина I.
Тут же неподалеку когда-то было устроено и первое, как считается, православное кладбище в Москве3.
Когда? В 1758 году (А.Саладин)? В 1750-м (К.Сивков)? Или даже в 1748-м (В.Остроухов)? Во всяком случае, гораздо раньше кладбищ, основанных в 1770—1772 годах или чуть позднее, во время эпидемии чумы: Преображенского, Пятницкого, Ваганьковского, Дорогомиловского и других, получивших название исторических.
В 1732 году Синод распорядился? лежащие в Москве близ Марьиной рощи в Убогом доме, в вырытой яме, мертвые тела по отпевании в землю зарыть и впредь по отпевании погребать в то же самое время?.
Постепенно на этом месте, первоначально предназначенном для погребения неопознанных трупов, стали хоронить своих близких люди простого звания. Образовалось кладбище. А где кладбище — там и храм.
В 1750 году здесь построили и освятили деревянную церковь во имя праведного Лазаря Четверодневного, просуществовавшую 50 лет. Кладбище получило название Лазаревского, или Лазаревого.
Лука Иванович Долгов (1722−1783) был, во-первых, незаурядным купцом, во-вторых, деятельным администратором, выказавшим большое мужество во время московской эпидемии моровой язвы (чумы) 1770−1772 годов, в-третьих, известным благотворителем. Своих дочерей Долгов выдал замуж: Аграфену — за архитектора В.И.Баженова, Марию — за архитектора же E.С.Назарова, Прасковью — за профессора-медика С.Г.Зыбелина (о нем мы еще будем говорить).
В 1782 году Л.И.Долгов ходатайствует о строительстве на Лазаревом кладбище каменной церкви о трех престолах: Сошествия Святого Духа на Апостолов, праведного Лазаря Четверодневного и святого Апостола Луки, а также богадельни, и получив дозволение, вносит на это в банк значительную сумму денег.
Автором проекта храма Сошествия Святого Духа на Апостолов был зять Долгова E.С.Назаров (хотя высказывались авторитетные предположения об авторстве другого зятя — В.И.Баженова). Храмовые образа писал художник Скотти, стены расписывал Клаудио. На одном из столбов трапезной была мраморная доска с надписью? Тут погребено тело Луки Ивановича Долгова. Родился 1722 года Октября 10 дня. День ангела 18 октября. Скончался 1783 года апреля 19 дня. Был по выборам Гражданства Президентом Московского магистрата, во время заразительной болезни в Москве членом Предохранительной комиссии. За сии усердные труды имянным указом пожалован титулярным советником. В жизнь свою расположась на сем месте создать Храм Сошествия Св. Духа с двумя приделами — Луки Евангелиста и Воскресения Праведного Лазаря, в последний год своей жизни оный сам расположил по плану и фасаду, согласно своему намерению, проектированному затем его зятем Статским советником и Правительствующего Сената архитектором Елизвоем Семеновичем Назаровым, предназначена в исполнении привести по кончине его. Вследствие чего сия святая церковь и сооружена оставшими и по нем?.
В 1903—1904 годах по проекту С.Ф.Воскресенского трапезную значительно расширили. Стены храма украсила новая живопись. Были сделаны богатые пожертвования: церковные сосуды, паникадила, подсвечники, облачения и многое другое.
Бедствия обрушились на храм летом 1917 года, когда грабители убили настоятеля отца Николая Скворцова (кандидата богословия, профессора Московской духовной академии, автора многих трудов по церковной археологии, председателя Церковно-археологического отдела Общества любителей духовного просвещения) и супругу его матушку Евгению. Их погребли у южной стены храма. После закрытия Лазаревского кладбища нетленные, по свидетельствам очевидцев, останки отца Николая и матушки Евгении перенесли на Ваганьковское кладбище, где их могила сохраняется по сей день.
В апреле 1922 года из храма изъяли золотую и серебряную церковную утварь общим весом 7 пудов 9 фунтов.
В 1929 году сломали обелиск, воздвигнутый на месте алтаря разобранной в 1800 году деревянной церкви.
В 1932 году храм закрыли. Здание пришло в запустение. Впоследствии здесь разместили общежитие, а затем — мастерские Театра оперетты.
В 1937 году на Бутовском полигоне были расстреляны последний настоятель храма протоиерей Иоанн Смирнов и диакон Федор Смирновѕ
Нужно сказать, что в чиновных коридорах даже было принято решение храм и вовсе снести, но — все в руках Божиих.
В декабре 1991 года в храме Сошествия Святого Духа на Апостолов возобновились богослужения. А сегодня…
Апрель 2002 года.
Мы стоим у церковных врат. Отсюда хорошо видна вся территория бывшего Лазаревского кладбища; невысокие холмики безымянных могил без надгробий, кустарник, кое-где старые деревья. Справа от храма — недавно выстроенная часовенка в честь Владимирской иконы Божией Матери и в память о всех? зде лежащих православных?.
Заходим в храм. Высокое светлое пространство, великолепные резные алтарные преграды, дивные иконы, большая часть которых написана в здешней иконописной мастерской, так и называющейся — ?Диво?. Пение хора — стройное, слаженное, как говорили в прежние времена, умилительное. Далее процитируем краткий путеводитель, составленный прихожанами.
?Первые тяжкие труды по возрождению страшно разрушенного храма выпали на долю отца Иоанна Мазова, который теперь настоятельствует в другой церкви.
С 1994 года настоятелем храма является иеромонах Сергий (Рыбко).
В короткое время в [храме] собраны великие святыни — частицы Честнаго и Животворящего Креста Господня, Гроба Господня и Божией Матери, частица ризы Божией Матери, свыше четырехсот частиц Святых мощейѕ
При входе справа — маленькая витрина, где хранятся вещи, принадлежавшие подвижникам благочестия, мученикам и исповедникам XX века; некоторые из этих людей уже прославлены в лике святыхѕ
Также в музее находятся личные вещи убиенного настоятеля нашего храма протоиерея Николая Скворцова?.
Нельзя не обратить особого внимания на? расстрелянную икону? преподобного Серафима Саровского.
Помимо уже упоминавшейся иконописной мастерской? Диво?, при храме имеются столярная мастерская, пекарня? Хлебодар?, магазин православной литературы — один из самых крупных в Москве. Дети прихожан посещают воскресную школу.
Волею Божией храм Сошествия Святого Духа на Апостолов возрожден. А Лазаревское кладбище? Оно было уничтожено в 1930—1940-х годах. Сегодня на его месте разбит Детский (ранее — Пионерский) парк, теснятся гаражи, еще какие-то строенияѕ Между тем недра исчезнувшего кладбища продолжают хранить останки тысяч погребенныхѕ
+ + +
Вернемся к его истории. С конца XVIII века на Лазаревском кладбище хоронят уже не только бедноту, но и дворян, купцов, артистов и ученых. Вид многих захоронений позволяют сегодня представить сохранившиеся документы, старые фотографии.
Дорожка, что вела от храма вглубь кладбища, называлась Сандуновской. Могила основателя рода Сандуновых Николая Моисеевича и его супруги Марфы Силишны в течение столетия привлекала внимание необычностью надгробия: две большие змеи, обвивающие крест. Есть разные толкования символики этого изваяния.
Один из сыновей Н.М.Сандунова — Сила Николаевич — стал известным актером, претерпел на своем жизненном пути множество превратностей и вошел в московскую историю тем, что в 1808 году построил знаменитые бани на Неглинной улице. На его надгробии значилось:
?Под сим камнем почиет прах придворного актера Силы Николаевича САНДУНОВА.
Другу и благотворителю от сердец ему преданных и им сблаготворенных.
Родился в Москве в 1756 году, а скончался в 1820 году марта 27 дня?.
На Лазаревском кладбище были погребены очеркист и издатель И.Н.Кушнерев (1827−1896), профессор эстетики и древней словесности Императорского Московского университета П.А.Сохацкий (1765 ?/-1809), профессор греческой и латинской словесности ИМУ Р.Ф.Тимковский (1785−1820).
Вновь обратимся к книге А.Т.Саладина: ?У алтарной стены церкви нельзя не заметить огромный полуразвалившийся мавзолей с круглыми и готическими окнами во всю стену… Под сим погребен г. подполковник Михаил Родионович Хлебников и две дочери его в нежных летах во едином м-це марте 1796 года скоро одна за другоюѕ скончавшихся?. А.Т.Саладин пишет, что ему не удалось выяснить, чем заслужил подполковник Хлебников столь величественный памятник? Фундамент мавзолея много помог нам в наших поисках, но об этом ниже.
На Лазаревом кладбище похоронили жену В.Г.Белинского и мать Ф.М.Достоевского (останки которой при ликвидации кладбища эксгумировали и передали в анатомический музей; сейчас предполагается восстановить ее могилу), а также нашего выдающегося художника В.М.Васнецова (ныне его прах покоится на Введенском кладбище).
28 июня 1923 года здесь состоялось погребение настоятеля храма святителя Николая в Кленниках, что на Маросейке, известного старца в миру протоиерея Алексия Мечева (причислен к лику святых в 2000 году). Все обстоятельства этого события подробно описаны. Скажем только, что честные останки батюшки при ликвидации Лазаревского кладбища перезахоронили на Введенском, где они и были обретены в июне 2001 года, а в конце сентября их торжественным крестным ходом перенесли в Николу в Кленниках — так в Маросейский храм вернулся его небесный настоятельѕ
+ + +
На Лазаревом кладбище нашли последний приют и многие крупные московские медики. Назовем лишь некоторых.
Алексей Григорьевич Терновский (1792−1852) — адъюнкт анатомии, произвел за девять лет 600 судебно-медицинских вскрытий. Он сделал первое в Москве вскрытие умершего от холеры — в борьбе с этим бедствием Терновский проявил себя знающим и мужественным врачом, за что был удостоен от Государя бриллиантового перстня.
Николай Федорович Миллер (1847−1897) — доцент педиатрии, доктор медицины, автор ученых трудов. Занимал должности главного доктора Московского воспитательного дома и пост председателя Общества русских врачей. Скончался в Ялте, но был перевезен в Москву и похоронен рядом с отцом — поэтом и переводчиком Ф.Б.Миллером.
Михаил Петрович Черинов (1838−1905). Сегодня его имя известно лишь узкому кругу историков медицины. Между тем в свое время его знала вся Россия. Среди учителей Черинова на медицинском факультете ИМУ был Ф.И.Иноземцев; первые уроки терапии ему преподал молодой Г. А.Захарьин. Окончив факультет, Черинов совершенствовался у западных светил медицины: Вирхова, Гельмгольца, Мюллера. После возвращения в Россию он поступает ординатором в клинику самого Г. А.Захарьина. В 1869—1901 годах — профессор, возглавляет клинику общей терапии и врачебной диагностики, при которой в 1891 году его стараниями открывается бактериологическая лаборатория, где работали Г. Н.Габричевский и Н.М.Берестнев. Помимо терапии, Черинов преподавал? Энциклопедию и историю медицины?. Принимал самое активное участие в строительстве Клинического городка на Девичьем поле.
И, наконец, Семен Герасимович Зыбелин (1735−1802). Первый русский профессор медицинского факультета ИМУ, первый терапевт и детский врач России, первый? социал-гигиенист?, первыйѕ
(Заметим в скобках, что, строго говоря, первых русских профессоров-медиков в ИМУ было двое: С.Г.Зыбелин и П.Д.Вениаминов. Речь идет не о? порядковом номере? Зыбелина, а о значимости этой фигуры в истории отечественной медицины.)
Родился С.Г.Зыбелин в семье священника (кстати, почти все русские профессора медицины второй половины XVIII — первой половины XIX века были выходцами именно из этой среды, что наводит на определенные размышления). Окончил Славяно-греко-латинскую академию при Заиконоспасском монастыре. В числе лучших выпускников в мае 1755 года был зачислен на философский факультет ИМУ, потом учился в так называемом Академическом университете в Петербурге под непосредственным руководством M.В.Ломоносова. Далее последовал почти шестилетний период обучения за рубежом — в Кенигсберге, в славном Лейденском университете (Голландия). В Лейдене Семен Зыбелин защитил докторскую диссертацию на тему? О естественных целебных мылах, добываемых из трех царств природы? (1764). Через год он возвращается в Москву, в 1767 году получает право врачебной практики и на врачебном поприще приобретает широкую известность. В 1768 году С.Г.Зыбелин уже профессор, а в 1784-м — академик.
Огромная зыбелинская библиотека, подаренная им Университету, а также рукописи погибли во время московского пожара 1812 года. Сохранились лишь его? Слова?.
Традиция публичных выступлений крупных ученых со? Словами? сложилась в России во второй половине XVIII века. Обычно? Слово? читалось на латинском языке, но тут же переводилось на русский и быстро становилось общим достоянием. ?Слова? Зыбелина поражали современников своей мудростью и, как бы сейчас сказали, актуальностью. Судите сами: ?Слово о способе, как предупредить можно немаловажную между прочими медленного умножения народа причину, состоящую в неприличной пище, младенцам даваемой в первые месяцы их жизни?; ?Слово о правильном воспитании с младенчества в рассуждении тела, служащем к размножению в обществе народа?, ?Слово о вреде, проистекающем от содержания себя в теплоте излишней?ѕ
Во время эпидемии чумы 1770−1772 годов С.Г.Зыбелин находился в первых рядах борцов с? черной гостьей?, ?не щадя живота своего?, по выражению князя Голицынаѕ
До нас не дошло ни одного живописного портрета Семена Герасимовича. Есть лишь краткое словесное описание, оставленное вышеупомянутым Р.Ф.Тимковским, в 1793 году слушавшим в ИМУ лекции Зыбелина: ?Роста ближе к среднему, стар, широкоплеч и сух, лица большого, длинного, белокур?. Вот и все.
Семен Герасимович Зыбелин умер 26 апреля (10 мая по новому стилю) ровно 200 лет назад и также был похоронен на Лaзаревском кладбище. На надгробии начертали редкую по своей проникновенности и, если в данном случае можно так выразиться, по своей точности эпитафию:
?По сердцу и уму се — истинный мудрец,
Он славы не искал, но был наук красою,
Любовь ко ближнему была его душою;
Из тихих дней его она сплела венец
Для Муз Отечества, который не увянет.
Зыбелин вечно жить своею пользой станет?.
+ + +
Поставив перед собою цель восстановить могилу С.Г.Зыбелина, авторы статьи прежде всего должны были установить как можно точнее место, где она находилась.
Что мы имели? Старый неотчетливый снимок надгробия, на котором, к счастью, хорошо видны сохранившиеся до наших дней здания в отдалении и часть апсиды храма.
В ЦГАЛИ был обнаружен план, где четко значилось, что могила С.Г.Зыбелина находилась рядом с мавзолеем упоминавшегося выше подполковника Хлебникова. И вот в апреле 2001 года мы пришли на бывшее Лазаревское кладбище вместе с настоятелем храма Сошествия Святого Духа на Апостолов иеромонахом Сергием (Рыбко).
Наше внимание привлекло небольшое возвышение напротив алтарной апсиды рукотворного характера. Под верхним слоем почвы — много камней, щебня и явно прослеживаются контуры мавзолея. Сомнений нет: могила Зыбелина находится немного правее. Здесь мы и устанавливаем деревянный крест и памятную гранитную плиту с выбитой на ней цитатой из вышеприведенной эпитафии.
Отец Сергий служит первую после долгих лет забвения панихиду на обретенной могиле великого русского медика. Проникновенно звучат слова молитвы: ?Во блаженном успении вечной покой подаждь, Господи, приснопоминаемому Симеону и сотвори ему вечную память?. Мы троекратно повторяем: ?Вечная памятьѕ?
Кадильный дымок плывет над могилой, солнечный зайчик на гранитной плите…
Слава Богу за все!
+ + +
10 мая 2002 года. В 200-летнюю годовщину со дня кончины С.Г.Зыбелина мы вновь пришли на его могилу. С нами врач и писатель В.Р.Николаев, аспирант-медик А.А.Струценко. Возлагаем венок от сотрудников Московской медицинской академии имени И.М.Сеченова. Панихиду служит отец Александр Ситников.
Мы верим: придет время и над устроенной нами скромной могилой Семена Герасимовича Зыбелина будет восстановлено прежнее надгробие — фотография-то сохранилась…
1. В книге? Московские легенды, записанные Евгением Барановым? (М., 1993. С. 94−115) сказано: ?Это название пошло от повелительницы разбойников Марьи, которая жила в лесу, стоявшем на месте нынешней Марьиной рощи?.
2. Здесь хоронили со второй половины XVII до начала XVIII века. По-видимому, это было второе по времени немецкое кладбище; первое находилось близ Донского монастыря.
3. И все же, скорее всего, второе. Ибо первым, очевидно, было Семеновское военное (солдатское) кладбище. В Москве до 1770−1772 годов православных хоронили только при монастырях и церквах.