На большом озере, к которому мы перенеслись теперь, поднялась вдруг буря, и мелкое озеро заволновалось. Настоятель Кускоквимской миссии заговорил было о том, чтобы выждать, пока волнение утихнет, но владыка пожелал отправиться тотчас же. Поехали; волны, вздымаясь, захлестывали байдарку, но через два часа езды мы благополучно достигли противоположного берега. Местность была в высшей степени бедна растительностью; кроме нескольких маленьких кустиков тальника, не было ничего. Пристав к берегу в 9 часов вечера, только к 12 часам [мы] могли лечь спать, но и это благодаря комарам был не сон, а томление какое-то, ряд забытий на несколько минут.
18 июня. Воскресенье. По благословению преосвященного сотворили молитву. Невзирая на то, что комары не давали покоя, все молились усердно. Никогда еще голос архипастыря не оглашал этой дикой пустыни, да, думается, и не огласит уже более, ибо с открытием золота в Кускоквиме туда тоже будут ходить пароходы и, значит, теперешний путь туда будет оставлен.
Помолившись, отправились далее. Пришлось болеe мили пересовываться по болотам. Болота местами до 3−5 футов глубины. Прорвись байдара, задев за что-нибудь, и — Бог знает, когда и как выбрались бы из них: помощи ждать неоткуда, ибо путешествия тут редки в высшей степени.
Кое-как добрались до какой-то маленькой речушки и на высоком берегу ее остановились пообедать. Обед был праздничным, из двух блюд, хотя провизии у нас становилось уже, как здесь говорят, ?коротко?, так что хлеб и сахар пришлось сильно экономить и выдавать их по порциям. Продвинувшись несколько далее по реке, остановились на ночлег. Обнаружилось, что мы очень бедны одним из главнейших жизненных припасов: у нас осталось не более четырех ложек соли, а идти предстояло еще дней шесть, причем нигде и никак соли мы достать не можем; нельзя рассчитывать добыть ее даже и в Кускоквимской миссии <>
20 июня <> В 6 часов владыка проснулся. Пришли кускоквимцы, чтобы помочь сделать последний перенос. С собою они принесли своей рыбы юколы (сухой лососи); во время чая все отведали ее, хотя попахивала она уже довольно сильно.
Нам предстояло дальше переплыть небольшое, но глубокое озеро и затем опять переноситься к ближайшей речонке. Чтобы не затруднять спутников заботами об устройстве для него кое-каких удобств на байдарке, владыка решил переехать озеро на туземном каяке. Перевез владыку туземец Квихпакской миссии, церковный сторож Евфим Авивов. Все следили за этим переездом затаив дыхание, ибо местный каяк — берестяной, верткий — очень ненадежное суденышко.
Добравшись до желанной речушки и все перенесши сюда, с огорчением увидели, что в речушке этой, которая через два часа должна бы привести нас к Кускоквиму, почти совсем нет воды. Нам предстояло теперь добираться до Кускоквима или по берегу <> через непроходимую чащу леса, или по руслу <> в иных местах по колени в грязи. Мы выбрали первый путь. Владыка, не желая затруднять гребцов, которым надо было перетаскивать байдарку по глубокой грязи, не остался в ней, а пошел с нами, хотя мы и предупреждали его, что путь этот очень труден. Пошли. Впереди шел мальчик-проводник, за ним Кускоквимский миссионер, потом владыка, а заключал шествие Квихпакский миссионер. Приходилось в буквальном смысле слова продираться сквозь чащу. Ельник, березняк, ольха и ивняк издавали смолистый ароматичный запах; цветы различных ягодных растений, голубые колокольчики и в особенности красавица дикая роза радовали глаз. Но на услаждение красотами природы нам оставалось очень мало времени, ибо почти все оно уходило на распутывание или разламывание ветвей и перепрыгивание через всякие препятствия. Не только стопа святителя Христова никогда не попирала земли сей, — очевидно, и нога дикаря никогда не бывала здесь. Около четырех миль прошли мы по этой чаще. Солнце жгло очень сильно, в воздухе было совершенно тихо, ни малейшее дуновение ветерка не освежало нас. Владыка старался и вида не подать, что этот путь утомил его, но бледность лица выдавала его. На счастье, как раз подошли к месту, где в реке оказалось немного побольше воды, и владыка по нашим усиленным просьбам сел в байдарку.
В 4 часа дня приехали на Кускоквим. Здесь напились чаю, ибо с утра еще ничего не ели. В 5 часов двинулись вверх по Кускоквиму. Встретили майнеров, которые спускались с верховьев Кускоквима. К радости нашей, они сообщили, что оставили в русской миссии много провизии. У них мы взяли немного соли.
В 9 часов пришли в первое село кускоквимское — Калкагмют. Здесь встретили нас ружейными салютами. Когда байдарка наша пристала к берегу, владыка вышел из нее и благословил всех жителей. После сего приготовлено было все к вечерней молитве: на архипастырской трости, водруженной в землю, повешен был образ Спасителя, владыка облачился в мантию и малый омофор и благословил начало. Дружно и сердечно полилась молитва к Творцу всех. В первый раз со времени проповеди православия раздавалось здесь во славу Божию слово святителя Христова. Это обстоятельство вместе с обстановкой молитвы — в глубоких сумерках, под открытым небом, в сообществе с полудикими людьми — придавало ей какой-то особый торжественно-таинственный характер. Переживались в высшей степени хорошие, чистые минуты. Да будет благословенно здесь имя Господне отныне и до века!..
После молитвы владыка сказал назидательное поучение народу о том, чтобы берегли свою веpy православную как зеницу ока. Многие из инославных миссионеров, и в особенности иезуиты, всеми силами стараются совращать православных, для чего лечат их, помогают им провизией и т. д. С благодарностью принимая эту помощь их и чем можно отплачивая им за нее, не надо, однако, никогда изменять своей вере; за это грозит нам праведный гнев Божий, постигший некогда Исава, продавшего за чечевичную похлебку свое первородство. Окончивши поучение, владыка раздавал взрослым и детям иконки и крестики. Молящихся было около 50 душ обоего пола. <>
21 июня. После завтрака отправились дальше. В одном из летников владыке салютовали ружейными выстрелами. Велевши пристать к берегу, владыка всех благословил и наградил иконками и крестиками.
Прибыли в селение Ухагмют. Это село полюбилось иезуитам, и они в нем построили миссию, тут же есть и молитвенный православный дом. Владыка, облачившись в мантию и малый омофор, отслужил молебен свт. Николаю и убеждал православных крепко держаться своей православной веры и не слушать проповедников неистинных вер, в особенности иезуита, который, поселившись среди них, не только переманивает их в свою веpy, но даже хочет завладеть кладбищем, где лежат православные.
Ночевать здесь владыка не пожелал, и мы отъехали вверх по реке еще около мили. Нас сопровождала целая флотилия больших и малых лодок. Остановившись на ночлег в очень живописном месте, разбили палатки, разложили костры и образовали целый стан? нового Израиля?. Картина получилась очень оригинальная и живописная. Центром ее была величавая фигура владыки, всем доступного и милостиво со всеми беседовавшего. Между прочим, по распоряжению владыки для детей было устроено угощение: <> сварен сладкий кисель, причем владыка сам следил за угощением их.
В то время как мы приставали к берегу, наша байдара стала наполняться водою. Оказалось, что старая кожа <> задев за камни у берега, не выдержала и прорвалась. Слава Богу, что это случилось не в тундре на болоте. Теперь пострадали, подмокнув, только некоторые вещи.
22 июня. Взявши вместо байдары деревянную лодку, двинулись в путь. Останавливались в Вороньем селе. Владыка благословил жителей и всем раздавал крестики.
Когда остановились в 18 милях от Павловки ужинать, то оказалось, что вся провизия уж на исходе, и даже соль пришлось выдавать по порциям. Владыка решил ехать целую ночь. Ветер был попутный, и мы подняли парус. Временами, когда приходилось пересекать реку, волны грозили хлынуть в наш утлый челнок и потопить его, но Господь миловал нас, и мы, лавируя, избавлялись от опасности. Около 10 часов вечера заблистала молния, раздались удары грома и полил дождь, который и нас, и вещи наши совершенно промочил. Ехали всю ночь и к 3-м часам прибыли в селение Павловку, где находится стан Кускоквимской миссии и строится церковь в честь преподобного Сергия, Радонежского Чудотворца. Встретить владыку ушел вперед на лодочке миссионер Кускоквимской миссии о.[Иоанн] Орлов, и при приближении нашей <> флотилии народ уже был на берегу и с колокольни раздавался звон. Преподав всем архипастырское благословение, владыка направился к дому настоятеля по красиво уставленной березками аллее.
23 июня. Подкрепив себя сном, владыка пошел осматривать строящиеся церковь и дом. Оказалось, что вместо ожидаемого окончания построек они не доведены еще и до половины. По распоряжению владыки была составлена комиссия, которая под руководством его самого выяснила, сколько еще потребно затратить для окончания церкви и дома. По распоряжению же владыки определены были границы церковной земли.
В 6 часов вечера состоялась встреча владыки в часовенке во имя преподобного Сергия, Радонежского Чудотворца. Во время встречи настоятель Кускоквимской миссии сказал приветственную речь.
На всенощном бдении св. Иоанну Предтече владыка выходил на литию и величание и во время елеопомазания раздавал народу крестики. В маленькой часовенке едва вмещалось душ 55−60 молящихся; жара и духота были невообразимые, но аpxиерейскoe богослужение, неспешное и торжественное, производило такое сильное впечатлениe на всех, что не заметили, как и служба пришла к концу.
24 июня. Его Преосвященство, преосвященнейший Тихон, епископ Алеутский и Северо-Американский, совершил первую Архиерейскую литургию в Кускоквимской миссии. Сослужили Его Преосвященству настоятель Кускоквимской миссии священник о. Иоанн Орлов и настоятель Квихпакской миссии священник Иаков Корчинский. Его Преосвященством было сказано назидательное поучение о жизни и учении св. Иоанна Предтечи, подражая коему, мы должны стараться возлюбить правду и содержать в истине веру Христову и не соблазняться самыми заманчивыми выгодами, обещаемыми за отступление от истинной Православной Церкви. Молящихся было более 70 душ. Многие нарочито пpиехали из далеких мест. После литургии отслужен был молебен св. Иоанну Предтече с многолетием, причем владыка изволил многолетствовать причту и прихожанам. Народу владыка раздавал иконки, а более почетным прихожанам — и свои портреты.
После обеда собраны были тоены и почетные прихожане и произведены <> выборы церковного старосты. Выбран был креол Илия Щербаков.
В 7 часов вечера священником И[аковом] Корчинским отслужено было всенощное бдениe, причем на? Хвалите? владыка, облачившись, совершил каждение, а затем прочел Евангелие. Молящихся было 75 душ обоего пола.
25 июня. Преосвященным в сослужении тех же иереев была совершена Божественная литургия и после нее молебен преподобному Cepгию. Молящихся было 75 душ.
Помолившись, владыка посетил всех прихожан в их домах и, преподав всем последние наставления, на байдаренке (малой байдаре) изволил отбыть в 2 часа дня обратно в село Икогмют. <>
Собравшийся на берегу народ, только что получивший <> архипастырское благословение, с грустью следил за быстро удаляющимся по течению суденышком, уносившим от него благостного и милостивого архипастыря…
Скоро Павловка скрылась от нас. Надолго останется в памяти инородцев посещение этого края архипастырем. Рассказы о том, как приезжал? Алютухта?, совершал торжественные богослужения в их ветхой и убогой часовенке и поучал их держаться истинной веры православной и жизни христианской; как посещал их по бараборам их и обходился с ними как со своими детьми, жил во время путешествия их жизнью и даже питался их пищею, часто из их же котла, а особенно о том, как он ласково обходился с детьми, поучая их Закону Божию и угощая их лакомствами, — эти рассказы видевших владыку и им обласканных перейдут, несомненно, в далекое потомство. <>
26 [июня]. …Пришли к первому переносу. Владыка пожелал проехать по болотной речке в байдарке. Спутники владыки, проходя лесом, заметили следы, в некоторых местах свежие, четырех или пяти медведей. Остановились на ночлег, но спать вследствие назойливости комаров не пришлось.
27 [июня]. …Оказалось, что наша большая байдара с гребцами прошла мимо нас, и мы сегодня утром заметили ее уже далеко впереди себя. Жаль, если не догоним: очень уж неудобно ехать на байдаренке.
28 [июня]. …Придя к новому переносу, нагнали и большую байдару. Перенесшись к реке и приготовив владыке помещение на большой байдаре, двинулись к Икогмюту. Остановившись на ночлег, встретили человека, направляющегося из Икогмюта на реку Кускоквим. От него узнали, что в Икогмюте появилась эпидемия гриппа. Священник [Иоанн] Орлов отделился на байдарке и уехал вперед, ибо его семейство тоже заболело. Гребцы решили ехать всю ночь.
29 [июня]. В 12 часов дня, по милости Божией, возвратились благополучно в Икогмют. Владыку встретили пушечными выстрелами (из русской пушки) и колокольным звоном. Почти все жители <> лежали больные. Отдохнувши от пути, владыка приказал приготовить все ко всенощной. Служил миссионер Квихпакской миссии. Владыка выходил на полиелее и помазывал молящихся благословенным елеем. Большинство молящихся были больны; их собралось не болеe 30 душ обоего пола.
30 [июня]. Преосвященным, в сослужении священников И[акова] Корчинского и И[оанна] Орлова, совершена Божественная литургия и молебен о здравии болящих, причем ектеньи о болящих изволил произносить сам преосвященный.
Так как все дела в Квихпакской в Кускоквимской миссии были закончены, то владыка дал распоряжение о снаряжении лодки, на которой решил спуститься вниз по реке до села Адреевского, где есть часовня во имя св. апостолов Петра и Павла, дабы в воскресенье отслужить там Литургию. <>
1 июля. Приготовив все к походу и уложив вещи в лодку, дали знать владыке. Всех провожавших его — здоровых — преосвященный благословил, а к болящим изволил пройти в их палатки и летники, нимало не смущаясь заразительностью болезни, грязными помещениями и убийственно-неприятным запахом вяленой рыбы. Каждого больного владыка благословил и утешил и со всеми простился ласковым словом, всем обещая молиться об их выздоровлении.
Только что владыка вошел в лодку, как раздались крики детей: пароход сверху. Пришлось изменить план поездки. Капитан парохода был так внимателен к преосвященному, что не только согласился взять его на судно со всеми спутниками, но обещал еще остановиться в Андреевском, чтобы дать возможность владыке обозреть там часовню. В 12 часов пароход отчалил.
В 7 часов вечера пароход зашел брать чистую воду в светлую речку, а владыка со священником И. Корчинским и двумя гребцами — псаломщиком и церковным сторожем — поехали в Андреевское. Прибыв к часовне, преосвященный облачился в малое облачение и совершил молебен свв. Петру и Павлу, причем владыка изволил многолетствовать ктитору-строителю и прихожанам часовни. Благословив всех крестиками и иконками, преосвященный изволил посетить болящего строителя часовни Петра Андреева, при чем благодарил его за богоугодное дело и за содержание в чистоте и порядке часовни и обещал прислать награду. После сего владыка посетил всех болящих в палатках и летниках и благословил их, обещая молиться об их выздоровлении. И здесь инфлуэнца свирепствовала во всей своей силе. Больным было роздано лекарство.
Пришел пароход и, забрав нас, двинулся к Михайловскому Редуту. Дорогой все спутники владыки переболели, но владыка чувствовал себя хорошо, по-видимому, все время. В Михайловский Редут прибыли благополучно 3 июля в 11 часов дня.
В Михайловском Редуте свирепствовали инфлуэнца и корь, а на пароходах, стоящих в карантине, были случаи даже натуральной оспы. Туземцы сильно умирают, но правительство очень небрежно относится к их положению и, по всей вероятности, они очень скоро совсем освободят его от каких бы то ни было забот о них, навсегда исчезнув с лица земли…
4 июля, по распоряжению преосвященного, занимались приготовлением к освящению как храма Покровской часовни, ибо хотя эта часовня и часто именовалась церковью и к ней рукоположен был даже священник, но освящения ее как храма совершено не было. <>
В 7 часов началось среди храма всенощное бдение. Владыка выходил на литию и величание. Во время елеопомазания владыка раздавал крестики и иконки. Молящихся собралось до 30 душ обоего пола и много американцев, которые заранее приходили справляться о богослужении; многие из них брали благословенный хлеб.
5 июля. Сегодня, при помощи благодати Божией, волею и действием преосвященнейшего Тихона, епископа Алеутского и Северо-Американского, в сослужении настоятеля Квихпакской миссии священника Иакова Корчинского (который был к сему храму и рукоположен в 1896 году), совершено освящение Михайло-Редутского храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
После освящения храма и многолетствования (причем многолетие причту, прихожанам и благодетелям храма владыка изволил произнести сам), преосвященным сказано было очень назидательное поучение о значении храма в деле нашего спасения и об обязанностях прихожан к своему храму. После сего была совершена Божественная литургия. <>
Болезнь забирает все больше и больше жертв. Владыка посещал болящих и утешал их. Многие, особенно туземцы, живущие в нескольких милях от Михайловского Редута, умирают буквально с голоду, ибо, заболев целою семьей, лишены всякой помощи и ухода, правительство же местное остается глухо к просьбе православного миссионера помочь нуждающимся.
9 июля преосвященным, в сослужении священника Иакова Корчинского, отслужена Божественная литургия. Владыка сказал назидательное поучение на воскресное Евангелие об исцелении расслабленного, об обязанности православного христианина творить дела милости телесной и духовной по отношению к болящим. <>
10 июля. Сегодня представитель Аляскинской Торговой Компании Mr. Шлос и генеральный и местный агенты ее приходили к преосвященному проститься, причем высказывали свою благодарность владыке за его дружелюбное отношение к Компании с пожеланием, чтобы установившиеся отношения никогда не нарушались, ибо А. Т. К° и Русская Церковь одни и прежде всех подвизались в насаждении цивилизации в сем крае <>
Преосвященному был приготовлен особый пароходик, на котором местный агент г. Гансен приготовился проводить Его Преосвященство. Владыка благословил всех его провожавших и, сердечно простившись со всеми, отбыл на пароход? Рейнер?. Провожал владыку на пароход священник И[аков] Корчинский. Агент Гансен отдал приказание капитану оказывать преосвященному особенное внимание, ибо? компания питает особое уважение к епископу русской церкви?.
В 6 часов вечера пароход? Рейнер? двинулся по направлению к Сан-Франциско. Долго благостнейший владыка виден был благословляющим свою паству, пока пароход не скрылся из виду и мы, оставшиеся, как бы осиротели.
Через три дня по отъезде из Михайловского Редута? Рейнер? прибыл в Уналашку. Здесь преосвященный узнал из газет о кончине Первенствующего Члена Св. Синода, Высокопреосвященнейшего Иоанникия, митрополита Киевского. На следующее утро 14 июля преосвященным, в сослужении священников [Николая] Рысева и Вас[илия] Кашеварова, была совершена по почившем панихида. Перед началом ее сказана [была] владыкою речь, в которой, между прочим, было отмечено, что почившему не была чужда далекая Аляска: когда владыка наш отправлялся в Америку, покойный митрополит Иоанникий просил его особенно заботиться о православных в Аляске.
В тот же день в 5 часов вечера преосвященный отбыл на? Рейнер? из Уналашки, провожаемый народом до пристани при колокольном звоне и пушечной пальбе.
В Сан-Франциско владыка прибыл <> 22 июля, в субботу, в 4 часа дня. На следующий день <> он совершил в cоборе Литургию, в конце коей в речи поделился с прихожанами впечатлениями от поездки в далекую Аляску, а с понедельника приступил, несмотря на некоторое недомогание от такой трудной и дальней дороги, к занятиям текущими епархиальными делами.
Всего в дороге проведено преосвященным 78 дней и сделано пути 7300 миль.
Подготовка текста Б.Ф.Спорова