Московский журнал | А. Морозов | 01.04.2002 |
Всероссийская ремесленная и фабрично-заводская выставка открылась 3 июня 1914 года, Всесоюзная сельскохозяйственная и кустарно-промышленная — 19 августа 1923 года. Две выставки — два мира, хотя срок, отделяющий одну от другой, и невелик — всего-то десять лет. Ибо первая как бы знаменует собой окончание дореволюционной эпохи, вторая — начало эпохи советской.
Обе выставки проходили в Москве: Всероссийская ремесленная — на Ходынском поле, Всесоюзная сельскохозяйственная — на месте пустырей, свалок и огородов у Крымского моста.
О выставке 1923 года писалось достаточно много. Ведь столь грандиозного мероприятия подобного рода Москва, пожалуй, до этого не видела (даже знаменитая Всероссийская выставка 1882 года на Ходынском поле была все-таки скромнее). О выставке же 1914 года почти ничего не известно: она и изначально-то задумывалась не с таким размахом, к тому же на день открытия не была полностью развернута, а с началом войны и вовсе сошла на нет.
Кроме того, Всесоюзная сельскохозяйственная имела характер события политического и готовилась на правительственном уровне. Ей предшествовали ряд местных — губернских — выставок, создание на местах выставочных комитетов, широкая пропагандистская кампания. А выставку 1914 года устраивало Вспомогательное Общество ремесленников, намереваясь в первую очередь возвести только основные павильоны и открыть их с минимальным числом экспонентов, а затем уже достраивать — по мере роста числа участников. В результате на открытии москвичи наблюдали здесь скорее привычную для них ярмарку — с торговлей пряниками да безделушками, что не могло не сказаться на посещаемости.
Планировка территории выставки 1914 года была довольно проста. Главный вход находился па Петербургском шоссе — напротив Петровского парка. От входа перпендикулярно шоссе центральная аллея вела к Главному Дому, расположенному в глубине участка. Перед Главным Домом, выстроенным в? русском? стиле, посреди обширной площадки возвышался фонтан с подсветкой. Вокруг группировались основные здания, в том числе Дворец Мод, так и не? доведенный до ума?, и Фабрично-заводской павильон, состоявший из двух корпусов в стиле классицизма, соединенных колоннадой. Таким образом, ключевые сооружения заслонялись? второстепенными?, из которых наибольший интерес представлял Монастырский павильон — с шатровым крыльцом на низких пузатых колонках, действительно производивший впечатление старинной монастырской постройки.
Главный вход являл собой целый комплекс павильонов, теснившихся полукругом: парикмахерская, фотоателье, сувенирная лавка, служебные помещения.
Изготовление изделий кустарных промыслов происходило? вживую? — кустари делали игрушки, ложки, плошки прямо на глазах у публики.
Справа от центральной аллеи располагался театр Суходольского. Здесь четыре раза в неделю игрались симфонические концерты под управлением дирижеров Большого театра, а каждый понедельник ставились драматические спектакли с участием известных артистов Императорских театров и оперы Зимина. Именно театр привлекал наибольшее число посетителей: ведь там выступали такие знаменитости, как Л.В.Собинов, А.П.Павлова, М.Г.Савина, О.О.Садовская, К.А.Варламов. Председателем Комитета выставки состоял К.Л.Деллоа, его помощником — В.А.Дрягалов.
Выставка 1923 года (председатель Главного Выставочного Комитета — М.Я.Шефлер) по площади превышала предшественницу более чем в четыре раза. На территории, растянувшейся вдоль Москвы-реки по обе стороны Крымского вала, разместилось 196 различных построек. Чтобы обойти ее, требовался не один день. Представители различных краев и республик жили здесь же в сооруженных для них? национальных жилищах?, так что посетители могли заглянуть в ярангу к алеутам или посидеть в настоящей туркменской чайхане. Популярностью пользовался раздел? Старая и Новая деревня?, пропагандировавший быт советских крестьян.
Богат на новинки был Иностранный отдел, особенно широко представлявший Германию. В отечественных же павильонах экспозиция недалеко ушла от выставки 1914 года: ведь эпитеты? красный? или? пролетарский? не меняли сути все тех же кустарных изделий. Шаг вперед, безусловно, представляли выставленные в павильоне Машиностроения трактора трех новых российских заводов: в прежней России трактора массово не производились.
Как уже говорилось выше, все это широко освещалось в прессе (даже выпускалась специальная газета), чем выставка 1914 года похвастаться не могла. Доступ сюда был платным — мало того, цена на входной билет росла по мере инфляции. Территорию и ряд павильонов украшали скульптуры и барельефы, исполненные из дерева. Авторами их являлись в том числе и такие знаменитости, как С.Т.Коненков и И.Д.Шадр.
Вообще архитектура обеих выставок полностью соответствовала? духу времени?. Главным архитектором первой был К.А.Грейнерт, спроектировавший львиную долю павильонов в? русском? и? классическом? стиле. Главным архитектором второй назначили А.В.Щусева, а проект ее генерального плана разработал И.В.Жолтовский. Вместе с ними над созданием и оформлением павильонов трудилось множество талантливейших зодчих, художников, скульпторов. Именно здесь впервые столь масштабно и органично слились архитектура и монументальная живопись. Именно здесь заявил о себе нарождающийся конструктивизм: павильоны К.С.Мельникова (?Махорка?), В.А.Щуко (Иностранного отдела), И.В.Жолтовского (Машиностроения — знаменитый? шестигранник?), а также самый экстравагантный, увенчанный моделью аэроплана павильон? Известий ЦИК? и? Красной нивы? (авторы — Б.В.Гладков, А.А.Экстер, В.И.Мухина). Вдобавок повсюду висели лозунги и развевающиеся флаги. Все это рождало ощущение праздника, подзабытое за время гражданской войны.
Московские выставки 1914 и 1923 годов, такие разные и по размаху, и по стилю, и по идее, имели тем не менее одинаковую судьбу: их деревянные павильоны до наших дней не дожили и сегодня лишь молча глядят на нас со старых фотографий, которые мы перепечатываем из журналов? Заря? (№ 23, 1914) и? Огонек? (№ 21, 25, 1923).