Московский журнал | 01.09.2001 |
Московский областной Дворец искусств «Кузьминки»
(Волгоградский проспект, 121)
Торжественный вечер, посвященный 70-летию Московского педагогического университета
15 июня 2001 года Московский педагогический университет (ранее — Московский областной педагогический институт (МОПИ) имени Н.К.Крупской) отметил 70-летний юбилей. На торжественном вечере во Дворце искусств «Кузьминки» присутствовали преподаватели и студенты МПУ, выпускники разных лет, многочисленные гости, а также губернатор Московской области Б.В.Громов, представители Государственной Думы РФ и Правительства РФ, ректоры педагогических вузов.
Одним из старейших подразделений университета является факультет русской филологии, образованный в 1931 году. Тогда только что созданный МОПИ пригласил на работу виднейших ученых, среди которых был диалектолог, ученик Д.Н.Ушакова и А.А.Шахматова Иван Григорьевич Голанов (в дальнейшем он заведовал кафедрой русского языка в МГПИ имени В.И.Ленина). В конце 1930-х годов здесь работал Виктор Владимирович Виноградов — читал курс истории русского литературного языка. Славные традиции дореволюционной академической школы классической филологии продолжал в те же годы Сергей Иванович Радциг, автор широко известного учебника «История древнегреческой литературы», прозванный за его «античный» темперамент Гомером филологического факультета. Первый заведующий кафедрой русской литературы, Николай Александрович Глаголев, — крупный специалист в изучении истории критики, с 1936 по 1941 год одновременно редактировал журнал «Литература в школе», позднее стал профессором кафедры русской литературы МГУ. Бок о бок с ним трудились профессора А.И.Ревякин, Н.М.Чирков, У.Р.Фохт, Г. Л.Абрамович, С.М.Шибаев. Особо скажем о профессоре Александре Васильевиче Кокореве — знатоке древнерусской литературы. Его лекции, проникнутые вдохновенной любовью к памятникам отечественной культуры, нередко заканчивались аплодисментами. Златоуст — так о нем говорили. Особое место в летописи факультета принадлежит Анне Михайловне Новиковой — искреннему, доброму человеку, большому ученому и энтузиасту-подвижнику исследовательской работы.
До войны в МОПИ преподавали Сергей Ефимович Крючков, ученик незабвенного Димитрия Николаевича Ушакова (так называли его близкие коллеги), автор учебников по грамматике русского языка, соавтор знаменитого «Орфографического словаря»; Сергей Игнатьевич Бернштейн — тонкий лексиколог, знаток фонетики и литературного произношения родного языка; Ян Вилюмович Лоя — почти забытый теперь талантливый латышский и русский языковед и педагог; Иван Афанасьевич Василенко — историк русского языка и его памятников. Среди ученых и педагогов МОПИ 1930−1940-х годов нельзя не отметить Сергея Ивановича Абакумова, автора стандартного вузовского учебника «Современный русский литературный язык» (М., 1942), с 1946 года — главного редактора журнала «Русский язык в школе».
В 1950—1960-е годы в институт пришли Павел Яковлевич Черных — историк русского языка, создатель монументального «Этимологического словаря современного русского языка»; Сергей Алексеевич Копорский — знаток русской диалектологии и ономастики; профессор Георгий Александрович Хабургаев — ученый, наделенный большим исследовательским талантом и редчайшим языковым чутьем. В 1970—1990-х годах здесь работал Николай Андреевич Кондрашов -человек огромного научного кругозора, автор учебников и хрестоматии по истории лингвистических учений и статей о языковедах XIX века.
Первым заведующим кафедры советской литературы МОПИ (образована в 1947 году) был действительный член АПН СССР и член-корреспондент АН СССР, председатель Комиссии по литературному образованию при Отделении литературы и языка АН СССР, профессор Владимир Родионович Щербина. С 1975 по 1985 год кафедрой заведовал Михаил Васильевич Минокин — автор трудов о Вс. Иванове, К. Федине, Л. Леонове, статей о И. Бунине, М. Горьком, а также неутомимый «открыватель» новых имен в литературе. Многим запомнились организованные им встречи студентов и преподавателей с нашими известными писателями Ю. Бондаревым, В. Астафьевым, А. Ивановым, В.Федоровым. У профессора Минокина учились аспиранты из многих республик СССР и из-за рубежа, до сих пор с благодарностью его вспоминающие.
В короткой заметке нет возможности перечислить всех ученых и педагогов, воспитателей молодого поколения, составивших славу Московского педагогического университета, как нет возможности дать развернутую историю вуза в целом. Наш рассказ коснулся лишь одного факультета. Однако юбилейный вечер показал: МОПИ-МПУ и его преподавателей по-прежнему помнят и любят по всей России.
11 июля 2001 года
Мэрия Москвы. (Тверская, 13)
Московская Кольцевая архивов
В Мраморном зале Мэрии состоялась пресс-конференция начальника Московского городского объединения архивов А.С.Киселева, ознакомившего собравшихся с состоянием дел в его ведомстве, в которое входят 7 центральных и 10 — архивов кадровой документации административных округов, 3 функциональных центра, 10 архивных отделов, научно-справочная библиотека, а также лаборатория микрофильмирования и реставрации документов. Если 9 миллионов дел, хранящихся в объединении и содержащих информацию за пять веков, выложить в линию, получившаяся «архивная змея» опояшет Москву по окружности кольцевой автодороги.
Основные задачи Мосгорархива — хранение, учет и научно-практическое использование всего этого историко-культурного богатства. Взять хотя бы такое важнейшее дело, как восстановление исторической застройки города. По документам, предоставленным Объединением, реконструированы храм Христа Спасителя, Иверские ворота, Красное крыльцо, Гостиный двор, Политехнический музей, высотные здания, стадион «Динамо», зоопарк. Ежегодно Мосгорархив получает заказы на документацию не менее чем по 500 объектам. За первые шесть месяцев нынешнего года для архитекторов и реставраторов ее было откопировано порядка трех «погонных километров».
Архивные документы являются базой развития исторической науки, обществоведческих дисциплин. В последнее десятилетие Объединение при участии ведущих историков страны выпустило в свет около ста изданий по истории Москвы общим объемом 250 печатных листов. Участвовало оно и в создании новых учебных пособий, школьных хрестоматий по москвоведению. Налажена выставочная и лекционная работа. В этом году уже состоялось полтора десятка выставок, в том числе международных (в ответ по обмену были получены экспозиции «Пекин сегодня» и «Золотое кольцо Косово и Метохии»). Архив документальных коллекций постоянно пополняется уникальными семейными собраниями. В Мосгорархиве имеется группа опытных операторов, запечатлевающих «для истории» важнейшие события городской жизни.
Основной объем документов по личному составу, являющихся источником сведения о трудовом стаже граждан, хранится в 36 объединенных ведомственных архивах. К тому же в связи с серией банкротств, ликвидаций промышленных предприятий и коммерческих организаций в Мосгорархив переданы дела сотрудников таких, например, гигантов московской экономики, как «Микомс» (более 7 тысячи дел за 70 лет его существования), «Станколит» (около 3-х тысяч дел), «Дукат» (свыше 15 тысяч), «Даниловская мануфактура» (3 тысячи). На очереди фабрика «Буревестник», завод пишущих принадлежностей имени Сакко и Ванцетти, фабрика «Красный богатырь"…
В последние годы (в связи с изменениями пенсионного законодательства) резко увеличилось количество обращений граждан с запросами социально-правового характера — в первой половине этого года их поступило в ОВА около 25 тысяч.
Однако условия, в которых приходится существовать Объединению, отнюдь не соответствуют его общественной значимости. Для размещения все возрастающего объема документов катастрофически не хватает площадей. Еще даже не начато строительство второй очереди зданий, завершение которых, между прочим, планировалось на 2002 год. Префектуры не выделили площадей под архивы административных округов, несмотря на соответствующие постановления Московского Правительства. Объединенные ведомственные архивы разбросаны по 54 адресам столицы, а многие перешли в подчинение негосударственных структур, что создает большие неудобства при обслуживании населения.
По мнению А.С.Киселева, давно назрела необходимость в образовании единого общегородского архива документов по личному составу (в перспективе — централизованного банка данных по социальной документации). Для этой цели было бы разумно передать городу двадцатилетний долгострой — Дом книги Роспечати, о чем Правительство Москвы просит федеральные органы с 1998 года. Сейчас в этом здании, идеально спроектированном для хранения книг и документов, размещается продуктовый рынок.
Важнейшая проблема — недостаточность финансирования архивного дела. Она, в частности, тормозит работу по восстановлению уникальных документов, находящихся на грани гибели, а также препятствует пополнению творческого коллектива архивистов.
В заключение пресс-конференции А.С.Киселев еще раз подчеркнул огромную государственную значимость объединения «Мосгорархив» как крупнейшего хранителя исторического наследия главного города страны.
27 июля 2001 года
Государственный Исторический музей. (Красная площадь, ½)
Выставка «История и карта: три века российской картографии.
Век девятнадцатый»
Выставка, открывшаяся в двух небольших залах в нижнем ярусе ГИМа, — вторая из трех по данной теме, запланированных на 2001 год. Первая была посвящена XVIII веку, третья будет о картах XX столетия. Такое внимание к творчеству отечественных картографов проявляется впервые. Причем ГИМ организовал выставку великолепно. Все москвичи, сколько-нибудь причастные к картографии, получают персональные приглашения и подробное описание экспозиции. Подбор экспонируемых карт (более 50) позволил охватить все сферы картографического искусства. Интересно отметить, что в эти же дни в ГИМе проходила еще одна насыщенная рукописными и печатными картами выставка — «Русская Америка».
Открывает экспозицию «Истории и карты…» раскрашенный оттиск «Плана сражения при речке Чернишне между войсками Российскими и Французскими в 1812 году, октября 6 дня» (масштаб 1:42 000) — работа гравера А.Савинкова. По соседству — несколько листов выдающегося произведения «Собственного Е.И.В. Депо карт»: «Подробная карта Российской империи и близлежащих пограничных владений. 1801−1804 гг.» (к тому времени было издано 100 листов этой карты масштаба 1:840 000). Почему-то и в подписи, и в статье одного из организаторов выставки, А.К.Зайцева, экспонат назван «Картой Оппермана», «Картой инженер-майора Оппермана», хотя на титуле «Подробной карты…» значится: «Его Величеству Государю Императору Александру Павловичу всеподданнейше подносят генерал-квартирмейстер фон Сухтелен, генерал-майор Опперман». При этом в статье А.К.Зайцева сказано, что данное произведение «положило начало разработке многолистных крупномасштабных военных карт» в России.
Между тем многолистные топографические карты не могут иметь одного-двух авторов — они создаются трудами десятков исполнителей, как правило, даже незнакомых друг с другом. К тому же карта 1801−1804 годов, к 1816 году набравшая еще 26 листов «продолжения», не является первой отечественной многолистной картой. Еще в 1799 году Депо карт издало «Подробную милитерную карту по границе России с Пруссиею» (14 листов, масштаб 1:530 000). Подносил ее императору Павлу I тогдашний руководитель Депо адмирал Кушелев, однако мы не называем это произведение «Картой Кушелева».
Похожую ошибку допустили маститые пушкинисты в известной монографии «Библиотека А.С.Пушкина (1910), присвоив имевшейся в собрании поэта «Подробной карте…» имена Сухтелена и Оппермана, а ее «продолжению» — статус «2-го издания».
Можно отметить на выставке и другие неточности. Например, здесь экспонируются несколько листов двух замечательных произведений военно-картографического ведомства страны — «Специальная карта Западной части Российской империи. 1826−1840 гг.» (59 листов, масштаб 1:420 000) и «Специальная карта Европейской России» (масштаб 1:420 000. Так вот, на Географической выставке 1892 года в Историческом музее демонстрировалось 177 листов последней, а не «167 в 1903 году», как утверждает А.К.Зайцев). Да и названия «Карта Шуберта» и «Карта Стрельбицкого» для этих серий весьма условны, хотя при создании первой руководителем Военно-топографического Депо был Ф.Ф.Шуберт, а редактором большей части второй — И.А.Стрельбицкий.
Не обошлось и без издержек иного рода. Едва ли правомерно представлять сложное, комплексное произведение лишь одной составляющей, не оговорив этого. Так, рядом с двумя листами карты Тверской части Москвы из «Атласа Хотева» (1853 год) необходимо было поместить его неотъемлемую часть — книгу-легенду в 184 страницы.
В 1850-е годы Межевое ведомство пригласило вести курс истории в Константиновском межевом институте тогда еще юного И.Е.Забелина. Именно он стал организатором и фактически первым руководителем ГИМа. Через полтора века «ученики учеников» Забелина могут только удивляться отсутствию на выставке образцов картографического творчества их отрасли: единственный экспонат — выполненные совместно с военным ведомством «карты генерала Менде», совершенно безосновательно названные «первой картографической работой РГО» (напомним, что первая карта, изданная Русским географическим обществом, — «Карта Северного Урала 1852 года»).
XIX век в истории России — это прежде всего крестьянская реформа 1861 года, эпоха Специального межевания, когда на рукописных планах как владельцы начинают фигурировать не только помещики, но и крестьяне. К сожалению, ни одного межевого плана на выставке не оказалось. Картографический итог Специального межевания — несколько сот тысяч планов масштаба 1:8400. Неужели ГИМ таковых не имеет?
Несколько разочаровывает скромность отображения картографических свершений морских гидрографов и первопроходцев пустынь Центральной Азии. Так, в канун 200-летия М.П.Вронченко о его беспримерном подвиге — создании карты Турции на основе собственных двухгодичных полевых изысканий — было бы весьма уместно вспомнить.
Но все это, так сказать, «редакционные замечания», отнюдь не умаляющие достоинств экспозиции в целом. Посетители имеют возможность познакомиться с картографической продукцией не только военного ведомства, но и Межевого корпуса, Центрального статистического комитета, Русского географического общества, ведомства путей сообщения, ряда частных издательств, прежде всего «Картографического заведения А. Ильина»; увидеть редчайшие оттиски карт таких знаменитых авторов, как В.В.Докучаев, П.А.Кропоткин, П.И.Кеппен, М.Д.Тебеньков, Э.И.Тотлебен; воочию ощутить историко-культурное значение феномена, называемого картой.
Выпуск «Летописца» подготовили О.В.Никитин, Н.А.Копылова и В.С.Кусов