Русская линия
Московский журнал Е. Перкин01.11.2001 

О трех «портретах неизвестных».
О работах О.А.Кипренского, изображающих близких знакомых А.С.Пушкина

Долгие годы я занимаюсь поисками и идентификацией таких портретов. В этой статье речь пойдет о работах О.А.Кипренского (1782−1836), изображающих, по моему мнению, близких знакомых А.С.Пушкина.
На первом портрете, хранящемся в Одесском художественном музее, изображен один из четверых братьев Мариных — Аполлон. Удивительно их фамильное сходство: Сергея, Евгения, Аполлона и Николая Никифоровичей. Портрет молодого человека (дерево, масло) относится к 1810 году, когда Аполлону Марину было 20 лет. В это время О.А.Кипренский находился в Твери при дворе великой княгини Екатерины Павловны и изобразил ее мужа — принца Георга Ольденбургского, гофмейстера князя И.А.Гагарина, собирателя картин Н.С.Мосолова, а также флигель-адьютанта Александра I С.Н.Марина (1776−1813), потомок которого, Н. Арнольд, писал: «Поэт-сатирик, один из виднейших участников убийства Павла I, Сергей Никифорович Марин родился… в Воронеже в старой дворянской семье"1. Единственный из участников заговора 1801 года, С.Н.Марин остался при дворе и даже был назначен флигель-адъютантом. «Живой, общительный, остроумный, красивый по внешности С.Н.Марин с первых же лет службы офицером обратил на себя внимание петербургского придворного общества и завоевал симпатии военной молодежи"2.
Брат Сергея Никифоровича, Аполлон, составил его «Краткое жизнеописание», где сообщает следующее: «В 1812 г., бывши полковником, исполнял он должность дежурного генерала во 2-й западной армии, состоявшей под командой князя П.И.Багратиона… В 1813 г. тяжелая болезнь оторвала Сергея Никифоровича от победоносных знамен наших… Он скончался 9 февраля 1813 г."3. Причиной смерти С.Н.Марина было ранение в сражении под Аустерлицем.
Аполлон Марин, запечатленный Кипренским в 1810 году в Твери, также является участником войны 1812−1813 годов. Еще учась в Кадетском корпусе, он получил от Евгения письмо, касающееся заказа портрета и относящееся как раз к 1810 году. Приводим отрывок из этого письма, сохраняя орфографию подлинника: «…да не худа бы тебе услужить батюшки написать свой портрет он очень желает то я тебе и саветую сходить к фокину он знает меру наших портретов и напишет одинаковой величины с нашими в длину аршин без двух вершков, а в ширину ¾ аршина"4. В то время О.А.Кипренский, живший в Твери, был не особенно обременен заказами…
В 1820-х годах Аполлон Никифорович встретился на Кавказе с А.С.Пушкиным. «В Константиногорске мы очень хорошо сошлись вместе с братом с знаменитым нашим поэтом Александром Сергеевичем Пушкиным. С ним я был знаком еще тогда, когда он был в Лицее в Царском Селе"5.
Местонахождение второго портрета работы О.А.Кипренского, о котором хотелось бы здесь рассказать, неизвестно. Он изображает Павла Александровича Строганова (1772/74−1817) — сына президента Академии художеств А.С.Строганова. Также участник войны 1812 года и заграничных походов, Павел Александрович умер в расцвете сил, не оправившись от потрясения в связи с гибелью своего единственного сына в битве при Краоне в 1814 году. В 1817 году Павел Александрович по настоянию супруги, С.В.Голицыной, был отправлен для лечения за границу, но по дороге скончался недалеко от Копенгагена. Тело его перевезли в Петербург и похоронили в Александро-Невской лавре. На портрете П.А.Строганов — еще молодой, в мундире Преображенского полка, где он служил вместе с С.Н.Мариным. Раньше портрет находился в одном из частных собраний в Польше, потом исчез из поля зрения исследователей. Поэтому особенно ценна сохранившаяся копия, сравнение которой с известным двухпрофильным изображением отца и сына Строгановых, выполненным польским художником И. Хааке, не оставляет сомнений: перед нами — П.А.Строганов.
Наибольший интерес для изучающих творчество О.А.Кипренского представляет третья работа из рассматриваемых в данной статье, хранящаяся в Киргизском художественном музее и относящаяся к 1815 году, — по-видимому, один из двух парных портретов четы Голицыных. После долгого и кропотливого поиска мне удалось установить, что здесь изображена Анна Васильевна Ланская, в замужестве Голицына (1793−1868), дочь весьма известного в первой трети XIX века общественного деятеля Василия Сергеевича Ланского (1745−1831), в разные годы — министра внутренних дел, саратовского губернатора, наместника царства Польского. Выйдя замуж за Александра Борисовича Голицына (1792−1865) — адъютанта великого князя Константина Павловича, Анна Васильевна не обрела счастья в семье и жила с мужем врозь. О.А.Кипренский и тогда, и позднее был тесно связан с Ланскими и создал портреты братьев А.П. и М.П. Ланских, их матери Александры Михайловны, урожденной Ханыковой, их двоюродного брата и сестры — С.С.Ланского и О.С.Ланской.
Ланские отличались отчетливым фамильным сходством, что особенно бросается в глаза, когда сравниваешь изображения двоюродных сестер — А.В. и О.С. Ланских. Короткую многозначительную запись оставил в своем «Дневнике» 1831 года А.И.Тургенев: «11 декабря. Обед у княгини Вяземской с гр. Потемкиной Елизаветой Петровной, с княгиней Голицыной-Ланской, с Пушкиным, с Денисом Давыдовым"6. Но это было гораздо позже. А на портрете мы видим молодую женщину — веселую, еще не изведавшую горечи разочарований, с лучащейся улыбкой…


1. Марин С.Н. Полн. собр. соч. М., 1948. С. 1.
2. Воронежское дворянство в Отечественную войну. М., 1912. С. 83.
3. Марин С.Н. Указ. соч. С. 476.
4. Там же. С. 520.
5. Там же. С. 490.
6. Пушкин в воспоминаниях современников. М., 1974. Т. 2. С. 196.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru