Московский журнал | Н. Ширинский | 01.09.2001 |
Это имя сегодня знают лишь коллекционеры граммофонных пластинок начала ХХ века. Да и они почти ничего не могут рассказать о самой артистке. Между тем когда-то ее портреты украшали нотные сборники «последних модных романсов», бережно хранились в альбомах меломанов, вывешивались в витринах магазинов и фотоателье. Марию Каринскую, популярнейшую исполнительницу старинных романсов и русских песен, часто сравнивали с самой Вяльцевой!..
О ней вообще мало что известно. Родилась в 1882 году, училась в Петербургской консерватории. В мае 1904 года впервые выступила на столичной опереточной сцене в труппе В.А. Казанского.
Тогда в многочисленных театрах, летних садах и других увеселительных заведениях российских городов шли преимущественно венские оперетты, героями и героинями которых были, соответственно, французы, немцы и «прочие иностранцы». Публике же хотелось видеть на сцене своих, русских, слышать знакомые и любимые с детства мелодии. Поэтому-то столь быстро приобретали огромный успех доморощенные музыкальные спектакли и действа: «Русские песни в лицах», «Цыганские романсы в лицах», «Новые цыганские романсы в лицах"… Большой популярностью пользовались и так называемые «обозрения» — спектакли на злобу дня, где артистам открывался полный простор для импровизаций, давалась возможность по ходу действия блеснуть исполнением русской песни или новинки романсового репертуара. В одном из таких спектаклей и появилась впервые Мария Каринская. Газеты в целом весьма лестно отозвались о дебютантке: о ее внешности, сильном красивом голосе — меццо-сопрано почти контральтового звучания; однако мнение специалистов было единодушно: начинающей певице нужно еще много работать над совершенствованием своей вокальной техники.
С годами популярность Марии Каринской росла. Росло и число верных поклонников. Она же сменила амплуа: все чаще стала появляться не на сценах театров, а на эстрадных подмостках с программами старинных и современных романсов. А зимой 1910 года, к удивлению многих, в ней проявился недюжинный талант театрального администратора. Весь Петербург говорил об устроенном Марией Александровной грандиозном концерте, сбор от которого пошел на благотворительные цели. Малый зал Петербургской консерватории не смог вместить всех желающих. К участию в концерте удалось привлечь, наряду с одаренной молодежью, солистов Императорских театров с мировыми именами. Блистали в тот вечер и известнейшие драматические актеры. Пел Сибирский хор. И, конечно, сама устроительница, вызовам которой на «бис» не было конца…
Следующий год ознаменовался довольно необычным для Петербурга музыкальным мероприятием: в театре «Пассаж» прошел конкурс на лучшее исполнение цыганских романсов — самого популярного жанра начала ХХ века. Все романсовые исполнители у театральных администраторов и импресарио были нарасхват, граммофонные пластинки с их записями раскупались мгновенно. Владельцы «Пассажа» учли конъюнктуру и объявили состязание певцов в «цыганском жанре», приковавшее к себе внимание всего музыкального Петербурга. Победительницей стала Мария Александровна Каринская, удостоенная первого приза и звания Королевы цыганских романсов.
После этого певица оказалась на вершине отечественного эстрадного Олимпа. Каждая ее гастрольная поездка превращалась в событие всероссийского масштаба. Тысячи москвичей приветствовали ее на концерте, состоявшемся в апреле 1911 года в зале Благородного собрания. В программе вечера были заявлены знаменитый в те годы виртуоз-балалаечник Б.С.Трояновский, популярный писатель Аркадий Аверченко, известный в Москве чтец и рассказчик В.П.Свободин, несколько других громких фамилий. Как всегда, саму Марию Александровну вызывали без конца. Вообще спеть на «бис» 10−15 номеров давно стало для нее «нормой».
Репертуар Марии Александровны отличался широтой и разнообразием. Она исполняла «жестокие» романсы, с которыми блистала некогда незабвенная Варя Панина, — о неразделенной любви, о разбитых сердцах, сокрушенных надеждах: «Лебединая песнь», «Дремлют плакучие ивы», «Вы, шутя, мне «люблю» говорили», но одновременно могла одарить слушателей романсом игривым, кокетливым — «конек» А.Д. Вяльцевой: «Гай-да, тройка», «Дай, милый друг, на счастье руку», «Лишь с тобой так чуден свет». А следом звучали и булаховская «Тройка», и русские песни — «Колокольчики», «Любила меня мать, уважала», «Ухарь-купец"…
Говорили, что эстрада для Марии Каринской — только ступень на пути к большому искусству, к опере: жестокий недуг (суставный ревматизм) мешает ей свободно передвигаться по сцене, без чего невозможно создать полноценный сценический образ. Однако как только она поправится — целиком посвятит себя оперному исполнительству, в частности, в операх Рихарда Вагнера, которого буквально боготворит. Журнал «Нижегородские музыкальные новости» писал о ней в 1912 году: «Несмотря на то, что Мария Александровна всего только два года как концертирует, она успела за такой короткий срок составить себе крупное имя и большую известность как обладающая большим голосом и великолепно передающая цыганские романсы и русские песни. Ясная дикция и прекрасная фразировка, тонкая, как кружево, отделка и полное понимание, проникновенное исполнение романсов очаровывают и захватывают слушателей. Нельзя не видеть в Марии Александровне артистки, на долю которой выпала трудная задача возродить старинное исполнение цыганских романсов и русских песен, чтобы и мы, современники, искалеченные цыганскими и русскими девицами, украсившими себя флером «исканий», имели возможность хотя бы немного пережить те моменты очарования и эстетического удовлетворения, которые в таком большом количестве выпали на долю наших предков».
Интересно, что М.А.Каринская пробовала себя и как драматическая актриса. Она сыграла роль Катюши Масловой в одной из «великосветских» инсценировок «Воскресения» Л.Н.Толстого, а чуть позже — роль Кэт в драме Ге «Казнь». После этого ей начали прочить блестящую карьеру и на драматической сцене.
Но планам и мечтам не было суждено осуществиться — в 1917 году Мария Александровна Каринская навсегда покинула Россию. Дальнейшая судьба ее неизвестна.