Московский журнал | Н. Унанянц | 01.09.2001 |
Старейшему писателю современной Франции Анри Труайя 1 ноября 2001 года исполняется девяносто лет. Французские критики не устают изумляться, из какого источника он черпает творческую силу, выпуская книгу за книгой, в которых до сих пор нет и следа оскудения или увядания его таланта. Ответ однозначен: из России…
Анри Труайя родился в Москве 1 ноября 1911 года в семье армянского купца Тарасова, покинувшей Россию в 1921 году. В то время Льву Тарасову, приобретшему впоследствии мировую известность как французский писатель Анри Труайя, не исполнилось и десяти лет.
Ныне Анри Труайя — лауреат многих литературных премий, член Французской академии, один из самых популярных во Франции авторов. В творчестве этого прозаика, пишущего по-французски и в высшей степени наделенного тем, что принято называть «французским духом», тема России тем не менее едва ли не ключевая: ей посвящена почти половина его книг. Среди них биографии великих классиков русской литературы — от Жуковского до Горького, русских царей — от Иоанна Грозного до Николая II, многотомные исторические циклы и отдельные романы на сюжеты из русской истории — от эпохи Петра I до Октябрьской революции.
Созданные Анри Труайя биографии — а лучше сказать, любовно выписанные литературные портреты Гоголя, Достоевского, Чехова и других — высоко оценены как зарубежной, так и отечественной критикой (см., например: Золотусский И. Игра и реальность («Гоголь» А. Труайя) // Москва. 1975. № 10−11). Книга о Толстом, вышедшая в 1965 году, стала за пределами России чуть ли не самым популярным исследованием жизни и творчества этого писателя. Нобелевский лауреат по литературе австриец Элиас Канетти, автор статьи «Толстой, последний родоначальник» (1971), признавался, что многими своими идеями обязан книге Труайя. Высоко отзывался о ней Франсуа Мориак.
Анри Труайя благоговейно пишет о Пушкине, с горечью и болью — о трагическом финале жизни Гоголя, не скрывает преклонения перед гением Достоевского. Но особенно ему близок Чехов, покоряющий скромностью, прямотой, отвращением к внешнему блеску, стоицизмом. Ни с кем из писателей, над жизнеописанием которых работал Труайя — а это и Флобер, и Мопассан, и Золя, и Бальзак, и Верлен, — он, по его признанию, не ощущал столь тесной духовной близости, столь глубокого согласия во всем, что касается искусства и жизни. «Когда я читаю Чехова, мне кажется, что очень дорогой моему сердцу друг что-то рассказывает мне вполголоса».
«Русские биографии» Труайя (из биографий писателей полностью переведена на русский язык одна: Труайя А. Странная судьба Лермонтова. М., 2000. Готовится к печати перевод книги о Достоевском) не раз удостаивались различных премий. В 1977 году престижную премию Амбассадер получил его труд «Екатерина Великая» (издан в России: М.: Республика, 1977). В жизнеописаниях русских царей Труайя не создает исторических концепций и не развивает политических теорий. Он размышляет об удивительных поворотах истории и человеческих судеб, сосредоточивая внимание на личности персонажа. Отличительная черта написанных им биографий -документальность: в ткань повествования органически включены выдержки из официальных документов, дневников, мемуаров, записных книжек, писем. При этом Труайя всегда остается романистом. Русские самодержцы у него предстают действующими лицами грандиозного исторического романа. Иван Грозный — шекспировский герой. Петр Великий изображен столь завораживающе живо, будто автор работал под его диктовку. Труайя пытается постичь тайну характера Александра I — одной из самых загадочных исторических фигур (русское издание: М.: Молодая гвардия, 1997). В жизнеописании Александра II исследуется драма царя-реформатора, колебавшегося между соблазнами либеральной политики и боязнью анархии. Взрыв бомбы, оборвавший дни государя, — некое мистическое предвестие грядущих катастроф. Сострадание, печаль, горечь вызывает у Труайя трагическая судьба последнего из Романовых. Заключает повествование краткий рассказ о разрушении в 1977 году при Б.Н.Ельцине дома Ипатьева в Екатеринбурге.
«Николай II» (1991) и «Распутин» (1996, русское издание: М.: Зевс. 1997) -последние тома созданной французским писателем «библиотеки русских биографий» — впечатляющий сплав глубокой эрудиции (А.Труайя хорошо владеет русским языком, цитаты из источников и фрагменты произведений дает в своем переводе), психологического анализа и повествовательного таланта.
Из цикла романов Анри Труайя на темы русской истории наиболее значительна пенталогия «Свет праведных» о декабристах. «Описывая русскую революцию в трилогии „Пока стоит земля“, я глубоко осознал, что этот катаклизм был завершающим в ряду подорвавших общественные устои России ударов, наиболее значительный из которых, бесспорно, был нанесен восстанием 14 декабря 1825 года».
Выпущенная в 1959—1963 годы издательством Фламмарион, пенталогия имела небывалый читательский успех. По заказу французского телевидения по ней был поставлен сериал, занявший 14 часов экранного времени.
Роман «Грэмбоск» повествует о жизни французского архитектора в Петербурге в разгар строительства этого города. Здесь впервые А. Труайя выводит на сцену в качестве персонажа великую историческую личность — Петра I. «Я чувствовал себя в некотором роде вынужденным предоставить слово Петру Великому. Я выразился точно: вынужден! Первоначально Петр Великий оставался на заднем плане повествования, на некоем подобии Олимпа. Но это лишь значило, что я плохо знал истинную натуру Петра Великого… Летописи того времени свидетельствуют: этот удивительный властелин всегда искал прямого человеческого контакта со своими подчиненными, и я совершил бы историческую ошибку, противясь частым встречам царя с моим героем. Так, благодаря силе своего характера Петр Великий водворился в моем рассказе… Архитектор возводил собор, император строил империю, и оба были охвачены безумием творчества. Я не мог противостоять неистовой натуре этого царя и, как и Грэмбоск, был околдован и порабощен пламенем его взгляда и стремительностью решений».
По всей вероятности, Анри Труайя сопоставляет свою судьбу с судьбой Тургенева (книгу о котором выпустил в 1985 году), надолго оставившего родину и завоевавшего во Франции всеобщее признание. Писатель и историк, исследователь и просветитель, уникальная фигура в современной литературе Франции, он более чем кто-либо другой на Западе сделал для ознакомления зарубежного читателя с культурой и историей нашей страны.