Русская линия
Московский журнал01.08.2001 

Вяземский Предтечев монастырь.
Вся кратко изложенная история обители, начиная с 1535 года. В настоящее время монастырь переведен в разряд женских. Над его возрождением трудятся немногочисленные пока насельницы. Настоятельница — монахиня Ангелина (Нестерова)

Вяземский Иоанно-Предтечев монастырь был основан в 1542 году преподобным Герасимом Болдинским1. В конце 1535 года с учеником своим Симеоном он поставил к западу от города Вязьмы, на высоком холме, недалеко от реки Бебри келью, где «начал подвизаться на поприще духовной жизни». Молва о преподобном Герасиме быстро разошлась по окрестностям. К нему стали приходить «за благословением и для душеспасительного собеседования». Некоторые высказывали желание навсегда остаться здесь «ради любви Божией, поста и молитв». Тогда преподобный «возымел мысль устроить для них церковь и обитель». В начале 1542 года получил на это грамоту у Великого князя Иоанна Васильевича и благословение у митрополита Макария. Скоро трудами монастырской братии и «доброхотным пособием некоторых боголюбивых окрестных поселян» был построен деревянный храм в честь Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Положив тем самым основание обители, преподобный Герасим, «избегая славы человеческой и молвы о своей святости, любя уединение и не желая первенствовать в кругу собравшейся около него братии», испросил у митрополита Макария благословение на игуменство в Вязьме своему ученику Симеону.
Симеон управлял монастырем 34 года и «снискал доверенность и общее уважение во всей окрестности». Он построил теплый деревянный храм в честь Вознесения Господня и обнес обитель деревянной оградой. Многие из насельников «процветали духовным совершенством и строгою аскетическою жизнью» и впоследствии сами основали монастыри в окрестностях Вязьмы и в других смоленских уездах.
В 1566 году Предтечеву обитель посетил царь Иоанн IV Грозный. В конце XVI века благотворительные вклады в монастырь делал Борис Годунов — пахотные и сенокосные земли в пригороде и в Вязьме — «на Косьмодемиановской стороне, в Николаевском и Ямском приходах», «рыбные ловли на реке Вязьме, 10 лавок в разных местах нижнего острога и обширный дом в верхнем остроге, близ соборной церкви». Щедро жертвовали монастырю и вязьмичи. В свою очередь обитель во время голода 1602 года «открыла приют и житницы свои для голодающих и спасла многих от смерти».
В Смутное время Предтечев монастырь неоднократно подвергался разграблению. В августе 1612 года «при проходе к Москве гетмана Хоткевича с поляками и литовцами» все деревянные монастырские церкви и кельи были сожжены, разграблена ризница, унесены утварь и имущество. Монахов «святотатственный неприятель» предал мучительной смерти. Только после Деулинского перемирия с Польшей, по которому Вязьма осталась за Москвой, монастырь начал восстанавливаться.
В 1621 году игумен Даниил, поставленный в разоренный монастырь, испросил «у Государя и Великого князя Михаила Федоровича… пожалования монастырю вотчин» взамен отобранных во времена польского владычества и подтверждения прежних прав, данных монастырю царем Борисом Годуновым. В 1635—1638 годах при игумене Гурии на пожертвования царя Михаила Федоровича и боярина Ивана Никитича Романова на месте сожженного деревянного был возведен каменный соборный храм в честь иконы Божией Матери Одигитрии с приделами во имя Иоанна Предтечи и Симеона Богоприимца, а также двухэтажный каменный корпус для братии. После долгих лет разрухи игумен Гурий вновь дал монастырю «правильное и прочное устройство».
Первым настоятелем монастыря, возведенным в сан архимандрита «по общему согласию братии и при значительном содействии жителей Подмонастырской слободы», был Пахомий.
В середине XVII века Россия продолжила войну с Польшей. Царь Алексей Михайлович во время похода на Смоленск не только посещал Вязьму, но и жил в ней несколько месяцев с семьей, когда в Москве и ее окрестностях свирепствовала чума. Тогда же в Вязьму приезжал и служил в Предтечеве монастыре Святейший Патриарх Никон.
С обителью тесно связана жизнь святителя Питирима, епископа Тамбовского (в святом крещении Прокопия). Он родился 27 февраля 1645 года в Вязьме, получил образование в монастырской школе. Имея сильное стремление к иноческой жизни, по совершеннолетии поступил в Иоанно-Предтечев монастырь, где двадцати лет от роду принял постриг с именем Питирим. В 1672 году Питирим был возведен в сан игумена и избран настоятелем, сменив архимандрита Тихона2.
На церковном соборе 1681−1682 годов рассматривался вопрос о назначении Предтечева монастыря местом пребывания викарного епископа. В XVII—XVIII вв.еках в Москве, на Покровке, в приходе церкви Космы и Дамиана, монастырь имел подворье.
В 1730-е годы за Иоанно-Предтечевым монастырем числились Подмонастырская слобода, села Федоровское, Воскресенское, Зилово и Андреевское в Вяземском уезде и сельцо Болдино в Звенигородском уезде, насчитывавшие 2405 душ крестьян. В первой половине ХVIII века обитель содержала детей священнослужителей, обучавшихся русской и славянской грамоте, «с некоторым пособием от родителей». По Высочайшему указу императрицы Анны Иоанновны от 10 мая 1739 года преосвященный Леонид, архиепископ Сарский и Подонский, учредил здесь Крутицкую семинарию. Через пять лет последовало повеление императрицы Елизаветы Петровны перевести семинарию в Москву, а в Предтечевом монастыре в двух каменных палатах под Вознесенским храмом разместилось училище для детей духовенства. Каменный корпус Духовного приходского и уездного училища был построен на монастырской земле в 1779 году при настоятеле архимандрите Иерониме. Немало пастырей Церкви и тружеников земли русской воспиталось в этих стенах. Среди них — преподобный Макарий (Глухарев), просветитель Алтайский, и В.В.Докучаев, основоположник научного почвоведения.
До 1750 года теплый храм в монастыре был один — надвратный Вознесенский, в который ходили и миряне. Архимандрит Венедикт (Коптев) на свои средства построил каменный храм в честь иконы Знамение Божией Матери с приделом во имя святителя Николая чудотворца. Монастырь обнесли каменной же оградой.
В Отечественную войну 1812 года обитель претерпела от французов такое же страшное опустошение, как и от поляков в Смутное время. «Не только серебряные оклады на иконах, не только церковная утварь со всею ризницею и хранившимися в ней от Царей грамотами, со всею библиотекою и со всеми до монастыря касающимися письменными документами разграблены и расхищены; но даже от каменных зданий церковных и монастырских едва уцелели одне только стены, и то обгоревшие». По сохранившемуся устному преданию, приведенному краеведом Е.Н.Клетновой в книге «Отзвуки Отечественной войны» (1911), вся братия покинула монастырь, кроме старого иеромонаха Иоасафа и послушника Ионы.
Обитель не могла оправиться до начала 1830-х годов. С большим трудом братия исправила Вознесенский храм. Церковь Одигитрии стояла в развалинах до 1832 года. «Помощью и усердием доброхотных дателей» ее восстановил настоятель архимандрит Вениамин (Кетлеров)3, брат архиепископа Смоленского Тимофея. В 1837 году древний храм вновь освятили. Храм Знамения, сильно пострадавший от огня, был «переложен с самого фундамента» в 1845—1848 годах и освящен в 1849-м. Первоначально он завершался пятиглавием, но пересоздавался в классических формах и ныне увенчан одной главой. Архимандрит Вениамин в 1848 году отстроил настоятельские и братские кельи. При архимандрите Назарии в 1869 году возвели каменный двухэтажный гостиничный корпус, часовню, две каменные торговые лавки (амбары), отремонтировали ограду.
Ежегодно в дни празднования Вознесения Господня и иконы Божией Матери Одигитрии от Троицкого собора в обитель «при безчисленном стечении народа из города и окрестностей» совершались крестные ходы. В 1881 году сюда со святой горы Афон была принесена икона Божией Матери «Достойно есть», особо почитавшаяся вязьмичами.
В 1912 году известный архитектор-реставратор П.Д.Барановский провел в монастыре исследования, материалы которых использовались при восстановительных работах в 1960—1980-х годах.
После революции настоятелем обители был назначен уволенный на покой епископ Орловский и Севский Макарий (Гневушев Михаил Васильевич)4.
Между тем начавшиеся гонения на Церковь коснулись и Иоанно-Предтечева монастыря. 28 марта 1922 года Вяземская подкомиссия по изъятию церковных ценностей реквизировала здесь серебряную утварь и ризы с икон (от братии протокол изъятия подписал иеромонах Димитрий, позже архимандрит, дальнейшая его судьба неизвестна). Решением исполкома горсовета в августе 1929 года храмы у верующих отобрали, сняли с них кресты и главы, колокола вывезли на металлолом. Все здания передали «в распоряжение фабкома спичечной фабрики для использования на культурные нужды».
В Великую Отечественную войну в ходе боев за Вязьму постройки обители сильно пострадали. Почти сразу после освобождения города, в июне 1943 года, то, что уцелело, было закреплено за пивоваренным заводом. В 1949 году Знаменский храм разобрали «как не представляющий историко-художественной ценности». В трапезной церкви Одигитрии после ремонта разместился городской архив.
В 1962 году руководство области поставило наконец вопрос об охране монастырского архитектурного комплекса как памятника общесоюзного значения. Однако только через десять лет определили охранную зону комплекса, и с 1976 года Вяземским участком реставрации под руководством прораба А.И.Степочкина по проекту московского архитектора Д.С.Соколова началось его восстановление. До 1989 года были отреставрированы фасады храмов Одигитрии и Вознесения, палаты казначея с хозяйственными постройками, воссозданы часть ограды и первый этаж гостиницы (келейного корпуса), проведены раскопки фундаментов настоятельского и поварского корпусов.
Тогда же вязьмичи обратились к церковным и светским властям всех уровней с предложением возобновить монастырь. 26 мая 1989 года его храмы были переданы Смоленской епархии. В июне 1990 года последовало решение Священного Синода об открытии Вяземского Иоанно-Предтеченского мужского монастыря и о назначении настоятелем игумена Аркадия, положившего много трудов на возрождение обители, а также духовной жизни в Вязьме и ее окрестностях. Он восстановил могилы последнего насельника монастыря архимандрита Софрония и почитаемой вязьмичами блаженной Анастасии (Настеньки), собрал большое количество информации о новомучениках Российских, проживавших или закончивших свою жизнь в Смоленской области. В монастыре под непосредственным руководством отца Аркадия в течение двух лет действовал Центр духовного просвещения, ежедневно служились молебны преподобному Герасиму Болдинскому. Вязьмичи пожертвовали обители много икон (среди них образ Предтечи и Крестителя Господня Иоанна с крестом-мощевиком). В 1991 году на праздник Крещения был освящен Святой колодец. Одновременно с ремонтом велась реставрация икон и ставился иконостас Вознесенского храма, который 11 августа 1991 года, на второй день празднования Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии, освятил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл.
26 декабря 1992 года Вяземский Иоанно-Предтечев монастырь отмечал 450-летие со дня своего основания. В торжественном богослужении, которое возглавил митрополит Кирилл, принимали участие епископ Костромской и Галичский Александр, епископ Филиппопольский Нифонт (Сайкали), представитель Болгарского подворья архимандрит Гавриил и Иерусалимского подворья — архимандрит Феофилакт (Георгиадис).
3 мая 1993 года монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
10 августа 1994 года в еще не отреставрированном храме Одигитрии было совершено первое богослужение.
В августе 1995 года Синод Русской Православной Церкви принял решение о переводе Иоанно-Предтечева монастыря в разряд женского. В январе 2001 года его настоятельницей назначена монахиня Ангелина (Нестерова).


1. Преподобный Герасим Болдинский и Вяземский чудотворец (в святом крещении Григорий) родился в 1490 г. в городе Переславле-Залесском. Старец Даниил из Горицкого Успенского монастыря принял 13-летнего Григория к себе на послушание и в скором времени постриг в иночество с именем в честь преподобного Герасима Иорданского. В основанном старцем Даниилом Троицком монастыре под Переславлем в одной келье с ним Герасим прожил 26 лет, затем по благословению своего духовного наставника поселился в дремучем лесу недалеко от Смоленской дороги у речки Болдинка. Здесь преподобный Герасим устроил и освятил в 1530 г. храм в честь Живоначальной Троицы, положив основание Свято-Троицкому Болдину монастырю. В брянских лесах на реке Жиздре он основал монастырь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, под Дорогобужем на реке Днепре — обитель во имя Рождества Богородицы. Преставился преподобный Герасим 1 мая 1554 г. Его святые мощи до 1920-х гг. находились в Троицком соборе (придел во имя Иоанна Богослова) в Болдине «под спудом».
2 В 1685 г. архимандрит Питирим Патриархом Иоакимом был назначен на Тамбовскую кафедру, вскоре рукоположен во епископа. В 1688 г. он основал мужской Трегуляевский Иоанно-Предтечев монастырь, затем Вознесенский женский монастырь в Тамбове, настоятельницей которого стала его сестра — монахиня Екатерина. В 1694 г. начал постройку в Тамбове каменного кафедрального собора. В 1698 г. отошел ко Господу в возрасте 53 лет. Погребен, по его духовному завещанию, в Преображенском кафедральном соборе г. Тамбова. В 1914 г. причислен к лику святых.
3Управлял монастырем до 1866 г. Скончался 5 июня 1874 г. Погребен в селе Заболотье Смоленской губернии.
4Родился в 1858 г. в Симбирской губернии. В 1882 г. окончил Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия. В 1908 г. — иеромонах московского Высокопетровского монастыря, затем — его настоятель в сане архимандрита. В 1909—1913 гг. архимандрит Макарий управлял московским Новоспасским мужским монастырем, одновременно являясь председателем Московского отделения Союза русского народа, членом Совета монархических съездов и Православного миссионерского общества. В августе 1914 г. был рукоположен во епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии, позже переведен на Орловскую кафедру. 28 мая 1917 г. решением Священного Синода уволен на покой и назначен настоятелем Вяземского Предтечева монастыря. Владыка Макарий возобновил в обители регулярные службы, воссоздал церковный хор. 4 сентября 1918 г. его приговорили к расстрелу «за антисоветскую агитацию». Реабилитирован в начале 1990-х гг. В августе 2000 г. на Юбилейном 77хиерейском Соборе причислен к лику святых.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru