Русская линия
Московский журнал Н. Вехов01.08.2001 

Земля Императора Николая
Это крупнейшее в Северном полушарии географическое открытие произошло почти 90 лет назад. Но до сих пор мало известна как его история, так и основные действующие лица. Тем более, что сейчас на картах этой Земли уже нет, а есть совсем другие названия.

В сентябре 1913 года на границе между Карским и Сибирским (так тогда называлось море Лаптевых) морями Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана обнаружила ранее неизвестные острова: весьма протяженный архипелаг, уходивший далеко на север, — от оконечности полуострова Таймыр к кромке полярных льдов. В России в тот год широко праздновалось 300-летие Дома Романовых и острова назвали Землей Императора Николая II, а несколько географических объектов получили имя Цесаревича Алексея.
Прошло уже почти 90 лет со времени этого крупнейшего в Северном полушарии географического открытия ХХ века. Но до сих пор большинству соотечественников мало известны как его история, так и основные действующие лица. Тем более на картах Земли Императора Николая II давно уже нет — названия сейчас совсем другие…
Начавшееся в XIX веке хозяйственно-экономическое освоение Сибири, открытие здесь крупных месторождений полезных ископаемых, рост населенных пунктов и развитие сельского хозяйства, увеличение грузопотоков через Забайкалье в Китай и обратно требовали установления кратчайшего пути из Сибири в Европу. До конца столетия основной объем перевозок между Европой и Дальним Востоком осуществлялся через Атлантический, Индийский и Тихий океаны.
Нечего и говорить, насколько это было невыгодно отечественным предпринимателям. Фрахт иностранных судов съедал практически всю прибыль. К тому же удаленные сибирские и дальневосточные окраины Российской империи с их огромными запасами природных ресурсов имели важное военно-стратегическое значение и нуждались в надежной защите — особенно в виду усиления в регионе военно-морской мощи Японии и США. Традиционный обходной судоходный маршрут вокруг южной оконечности Африки и Азии мог заменить более короткий — вдоль северного побережья Евразии, по арктическим морям. Но ни у России, ни тем более у европейских стран не было соответствующего опыта. С 1870-х годов неоднократно предпринимались попытки установления морских торговых связей Европы с Сибирью через северные моря и устья крупнейших рек — экспедиции Н.А.Э. Норденшельда, Э.В.Толля, А.М.Сибирякова и других. Но все это делалось усилиями энтузиастов-одиночек — практически без всякой государственной поддержки и существенных результатов принести не могло. Между тем со стороны российской общественности все настойчивее раздавались в адрес правительства призывы к освоению трассы Северного морского пути. Об этом неоднократно высказывались выдающиеся отечественные ученые-океанографы профессор Ю.М.Шокальский и вице-адмирал С.О.Макаров, химик Д.И.Менделеев, начальник Гидрографического управления Морского министерства генерал-лейтенант А.И.Вилькицкий…
Трагические уроки русско-японской войны заставили наконец русское правительство повернуться к проблеме лицом, сформировав специальную Полярную комиссию с целью изучения северных морей. На стапелях Невского судостроительного завода были заложены два транспорта ледокольного типа — «Таймыр» и «Вайгач». Весной 1909 года их сооружение закончилось1. Вошедшие в состав Военно-морского флота России, эти ледоколы представляли собой суда, оснащенные по последнему слову науки и техники того времени. Характерной их особенностью являлись обводы, как на знаменитом «Фраме» Ф.Нансена. Мощность машин доходила до 1200 лошадиных сил, водоизмещение — до 1500 тонн при полной загрузке, что позволяло продавливать проход во льдах толщиной 0,6−0,9 м. 500-тонный запас угля обеспечивал автономное плавание протяженностью 12 тысяч миль. На обоих ледоколах имелись телеграфные аппараты. Экипажи набирались исключительно из добровольцев и состояли из 6−7 флотских офицеров, инженера-механика, 39 нижних чинов, вольнонаемного кока и судового врача, в обязанности которого входило проведение комплексных исследовательских работ2.
29 октября 1909 года «Вайгач» (первый командир — А.В.Колчак) и «Таймыр» (первый командир — Ф.А.Матисен) прошли из Кронштадта обычным восьмимесячным обходным путем через Суэцкий канал в Индийский океан, обогнули Южную Азию и 3 июля 1910 года бросили якоря в бухте Золотой Рог во Владивостоке. Примерно в то же время была учреждена Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана (ГЭСЛО), в задачу которой входило изучение возможностей организации мореплавания по трассе Северного морского пути — через Берингов пролив вдоль северного побережья Азии в Европу. «Вайгач» и «Таймыр» стали базовыми судами ГЭСЛО3.
Экспедиция, открывшая Землю Императора Николая II, началась 8 июля 1913 года (здесь и далее все даты даны по новому стилю) и явилась третьим по счету плаванием в рамках ГЭСЛО. Начальником был назначен генерал-лейтенант И.С.Сергеев, командиром «Вайгача» — капитан II ранга П.А.Новопашенный, командиром «Таймыра» — капитан II ранга Б.А.Вилькицкий. Научные исследования и наблюдения выполняли как командиры кораблей, так и другие офицеры, мичманы и специалисты-гидрографы — Н.И.Евгенов, А.М.Лавров, А.Г.Никольский, Н.А.Гельшерт, К.К.Неупокоев, В.В.Ниландер, А.Н.Жохов, В.Н.Гейнинген-Гюне, Э.Э.Петерсон, Н. фон Транзе. Сбором биологических коллекций занимались врачи Л.М.Старокадомский и Э.Г.Арнгольд. Им помогали матросы, прошедшие специальную подготовку в подразделениях морского ведомства и Гидрографического управления.
В девятом часу утра после молебна суда снялись с якорей. Было тихо и пасмурно, моросил дождь, над бухтой Золотой Рог садился туман, в котором постепенно тонул причал с провожающими. Ревели прощальные сирены…
Помимо главной задачи — пройти Северным морским путем и достичь Европы — экспедиция должна была продолжить описание побережья от устья реки Лены до Таймырского полуострова, а также снять гидрографический разрез по меридиану мыса Челюскина на север от него.
Начальная часть плавания по Тихому океану проходила без особых происшествий. Суда посетили село Никольское на острове Беринга, далее взяли курс на Петропавловск-Камчатский и оттуда — к Берингову проливу. В бухте Провидения тяжело заболел генерал-майор И.С.Сергеев. «Таймыр» и «Вайгач» срочно направились в Ново-Мариинск, в устье реки Анадырь, где была телеграфная станция и откуда через Петропавловск и Владивосток связались с Петербургом. 23 июля поступил приказ морского министра о назначении начальником экспедиции командира «Таймыра» Б.А.Вилькицкого.
В забитом льдом Анадырском заливе простояли почти неделю в ожидании погоды. Отправив генерала Сергеева на попутном транспорте «Аргун» в Петропавловск, двинулись на север4.
5 августа показался мыс Дежнева. Здесь с судов попытались запустить метеорологический воздушный змей, но сильный ветер оборвал трос и унес змей вместе с закрепленными на нем приборами в море. Высадившись на берег, осмотрели и подремонтировали памятный знак С.И.Дежневу — первому мореплавателю, обошедшему крайнюю восточную оконечность Азии.
В Северном Ледовитом океане суда разошлись, заранее обговорив место и время встречи. «Вайгач» направился к острову Врангеля, а «Таймыр» — вдоль побережья. Погода стояла явно не арктическая — ярко светило солнце, температура поднялась до +21. Первый лед встретился 8 августа.
21 августа на пути к Новосибирскому архипелагу с «Таймыра» заметили неизвестную сушу, оказавшуюся совершенно голой скалой около 4 километров в диаметре, населенной только белыми медведями и моржами. Снарядили вельбот для охоты и промеров бухты. Часть экипажа высадилась на берег, где старший лейтенант «Таймыра» В.В.Ниландер водрузил российский флаг. В прорезь древка вложили записку о присоединении нового открытого острова к владениям Его Императорского Величества5. Уже после окончания экспедиции по инициативе императора Николая II остров назвали в честь умершего 11 марта 1913 года генерала Андрея Ипполитовича Вилькицкого, отца Б.А.Вилькицкого.
Далее «Таймыр» взял курс к острову Беннета, до которого 5 июня 1902 года вместе с тремя своими спутниками с яхты «Заря» дошел по льдам выдающийся отечественный полярный путешественник и ученый Э.В.Толль. На обратном пути все четверо погибли… Разрушенную избушку, уцелевшие геологические коллекции и часть вещей экспедиции Э.В.Толля в 1903 году обнаружил на острове Беннета А.В.Колчак. Б.А.Вилькицкий собирался посетить это историческое место, но льды наглухо преградили путь и штурман «Таймыра» вынужден был взять направление на загадочную Землю Санникова, на картах того времени обозначенную пунктиром. Корабль прошел район, в котором в 1810 году с острова Котельного якутский купец Яков Санников увидел неизвестную сушу (в 1885 году ее отсюда же наблюдал Э.В.Толль). Но, как и многие до них, участники ГЭСЛО ничего здесь не обнаружили. Земля Санникова продолжала оставаться мифом.
23 августа показался Таймырский полуостров. «Таймыр» получил радиограмму от «Вайгача»: тот следовал к условленному месту встречи. В седьмом часу вечера оба корабля встали на якорь в бухте острова Преображения6. Несколько дней занимались описанием восточного берега Таймыра, очертания которого были лишь приблизительно обозначены на картах его первооткрывателями — В.В.Прончищевым и Х.П.Лаптевым. На пятый день работ на траверзе мыса Челюскина попали в поле сплошного льда. 2 сентября после тщетных попыток выбраться на чистую воду повернули к северу. И вот наконец 3 сентября в три часа пополудни на горизонте увидели узкую полоску суши — ранее неизвестный остров. «Таймыр» направился исследовать его южный берег, а «Вайгач» — восточный и северный. Проследили береговую линию на 46 верст, далее шли льды. Остров состоял из песка и плотного ила и был покрыт чахлой тундровой растительностью; замеры глубины вокруг него не превышали 22 метров. Наиболее высокая точка едва достигала отметки 12 метров над уровнем моря.
Остров, где обитало множество белых медведей, песцов, моржей и чаек, назвали именем наследника престола Цесаревича Алексея7.
А чуть севернее острова Цесаревича Алексея среди битого льда стали попадаться айсберги — верный признак близко расположенной обширной суши с мощными ледниками. Ничего подобного в картах не значилось. 4 сентября в пять часов утра морякам неожиданно открылись контуры высокого гористого берега, тянущегося темной полосой на юго-запад и северо-запад. Ледяное поле вплотную подходило к нему, мешая приблизиться. По единодушному решению экипажей обоих судов эту ранее неизвестную сушу назвали Землей Императора Николая II. 5 сентября в 11 часов «Таймыр» завершил описание доступной части ее береговой линии. Командир «Вайгача» П.А.Новопашенный тем временем заложил здесь астрономический пункт, установил столб и точно вычислил географические координаты. На высокой береговой террасе подняли российский флаг. В 6 часов пополудни начальник экспедиции Б.А.Вилькицкий торжественно объявил о присоединении открытых земель к владениям Его Императорского Величества и поздравил команды кораблей с важным географическим открытием8.

Обратный путь пролегал через мыс Челюскина, мощные ледяные поля и разводья к островам Де-Лонга. Проход судов по льдам метровой толщины сопровождался поломками винтов и многочасовыми ремонтами. 5 сентября подошли к острову Беннета. Руководствуясь указаниями А.В.Колчака, который в 1903 году видел оставленные здесь Э.В.Толлем геологические коллекции, решили отыскать и доставить их на материк9. Отряд матросов под командованием лейтенантов А.Н.Жохова, К.К.Неупокоева, Э.Э.Петерсона и доктора Л.М.Старокадомского на санях отправился к острову. К вечеру, преодолев 15 верст, ступили на южный берег. Среди покрытых мхом остатков бревенчатого зимовья обнаружили полуразвалившиеся ящики с образцами горных пород — сохранились даже обрывки этикеток. Рядом валялись ржавая берданка без затвора, пила из оленьего рога, пустые банки из-под пикулей, старая обувь. Все эти реликвии на следующее утро перенесли на корабли. Команда «Таймыра» изготовила деревянный крест с надписью на медной луженной доске: «Памяти погибших в 1902 году: начальника экспедиции барона Эдуарда Толль, астронома Фридриха Зеберга, проводников Николая Горохова и Василия Протодьяконова. Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана. 18 сентября 1913 г."10 Крест установили на вершине утеса Баронессы Толль.
21 сентября экспедиция пустилась в обратный путь. 25 ноября, пройдя более 13 тысяч миль, «Таймыр» и «Вайгач» бросили якоря на рейде бухты Золотой Рог.
23 января 1914 года морской министр издал приказ № 14: «Государь Император в 6-й день января 1914 года по всеподданнейшему моему докладу отчета о плавании в 1913 году Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана Высочайше повелеть соизволил: присвоить земле, расположенной к северу от мыса Челюскина, наименование: Земля Императора Николая II; острову, лежащему к северу от того же мыса, остров Цесаревича Алексея, и островку к юго-востоку от острова Беннета — остров Генерала Вилькицкого». Так официально были оформлены географические открытия ГЭСЛО 1913 года. Через неделю Высочайшим указом по морскому ведомству за № 1237 император изъявил особую признательность капитану Б.А.Вилькицкому, офицерам — монаршее благоволение, а нижним чинам — царское спасибо. Вскоре начальник экспедиции был пожалован аксельбантом флигель-адъютанта11.
Проведя зимовку в бухте Золотой Рог, 7 июля 1914 года оба судна опять отплыли в район новооткрытой земли, чтобы продолжить ее описание и изучение. По пути узнали о начале войны. Офицеры отправили в Петербург депешу с просьбой о переводе их на боевые корабли, но руководство морского ведомства решительно отказало: стране был нужен Северный морской путь — особенно теперь.
Во второй экспедиции к Земле Императора Николая II участвовало 94 человека команды и два врача. На этот раз «Таймыр» и «Вайгач» подготовились к возможной зимовке: запаслись консервами и сухими продуктами на 16 месяцев, соответственно экипировали людей (меховые костюмы, лыжи, сани), стены кубриков и кают утеплили, жилые помещения оборудовали печками-буржуйками.
14 августа ледоколы достигли острова Генерала Вилькицкого с развевающимся над ним российским флагом, за год уже изрядно потрепанным арктическими ветрами. Через три дня «Вайгач» в 25 милях севернее обнаружил еще один неизвестный остров. Нанеся его на карту, водрузили флаг и над ним (позже остров назвали именем капитана «Вайгача» П.А.Новопашенного12).
2 сентября «Вайгач» подошел к юго-западной оконечности Земли Императора Николая II. Обследовали и описали южное побережье Земли и западный берег острова Цесаревича Алексея. Тем временем экипаж «Таймыра» открыл очередной остров, еще в прошлогоднюю навигацию замеченный судовым врачом Л.М.Старокадомским. Тогда к этой суше не удалось приблизиться из-за сплошных льдов. Теперь она получила название остров Старокадомского.
Встретив уходящие за горизонт ледяные поля, поняли, что зимовки не избежать. «Таймыр» вмерз в лед 24 сентября, а «Вайгач» — тремя днями раньше. Корабли находились на расстоянии 16 миль друг от друга. Кочегары загасили машины, матросы поставили вдоль бортов щиты для защиты от метелей. 27 октября наступила полярная ночь, продлившаяся почти три с половиной месяца. Все это время участники экспедиции проводили научные наблюдения, обрабатывали собранную информацию, чертили карты. «Таймыр» и «Вайгач» поддерживали устойчивую телеграфную связь между собой и с зимовавшим неподалеку спасательным судном «Эклипс», посланным под руководством опытного полярного капитана Отто Свердрупа на поиски пропавших экспедиций Г. Л.Брусилова и В.А.Русанова. Через радиотелеграф «Эклипса» удалось наладить связь и с внешним миром13.
29 июня 1915 года наконец-то закончился ледовый плен. «Таймыр», «Вайгач» и «Эклипс» взяли курс на Архангельск. На Диксоне путешественники приняли на борт свежие продукты, уголь и почту, подвезенные сюда для них пароходом «Туруханск». В горле Белого моря суда экспедиции встретил военный корабль и сопроводил до Архангельска, где 3 сентября на Соборной площади собрался почти весь город. Звучал оркестр, гремели залпы салюта. По Северной Двине торжественной кильватерной колонной подходили к пристани «Таймыр», «Вайгач» и «Эклипс». Сойдя на берег, экипажи отправились прямо в собор…
Позже все члены экспедиции получили золотые и серебряные медали «За усердие», а офицеры — ордена. Б.А.Вилькицкого наградили орденом св. Анны II степени. За выдающийся вклад в науку он был удостоен трех золотых медалей: Большой Константиновской — от Императорского Русского географического общества, «Ла Рокетт» — от Французского географического общества и «Вега» — от Шведского общества антропологии и этнографии. Кроме того, каждому участнику вручили особый почетный знак «В ознаменование плавания и трудов Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана по исследованию Великого Северного пути. 1913−1915 гг."14
1 октября 1915 года ГЭСЛО была расформирована, а моряки распределены по боевым кораблям Военно-морского флота России. Результаты ее работы — открытие, описание и присоединение к Империи целого архипелага — произвели сенсацию. На карте мира появилось множество новых русских топонимов: Земля Императора Николая II, пролив и остров Цесаревича Алексея, острова Генерала Вилькицкого, Новопашенного, Старокадомского, Дежнева, мысы Жохова, Новопашенного, Неупокоева, Воллосовича, Анучина, Арнгольда, Визе, Давыдова, Евгенова, залив Юргенса, бухта Марии Прончищевой.
Однако просуществовали эти названия недолго. В 1920- 1930-х годах почти все топонимы ГЭСЛО исчезли с карты. Их сменили другие, которые сохраняются до сих пор: архипелаг Северная Земля, острова Большевик, Комсомолец, Октябрьской Революции, пролив Красной Армии, мысы Молотова, Уншлихта, Розы Люксембург…


1БСЭ. М., 1971. Т.4. С.234; М., 1976. Т.25. С. 212.
2Каневский З.М. Забытая и возрожденная полярная экспедиция // Наука в России. 1996. № 2. С.75; Рыков В.К. Экспедиция Б.А.Вилькицкого // Вопросы истории. 1996. № 7. С.150−151.
3Рыков В.К. Указ. соч. С. 151.
4Вилькицкий Б.А. Последнее плавание и открытия экспедиции Ледовитого океана // Армия и флот. 1914. № 10. С. 19.
5Там же. С. 20.
6Бельский П. Русская экспедиция в Северном Ледовитом океане // Вокруг света. 1916. № 16. С.247; Вилькицкий Б.А. Указ. соч. С. 22.
7Вилькицкий Б.А. Указ. соч. С. 23.
8Там же. С. 24.
9Там же. С. 27.
10Старокадомский Л.М. Открытие новых земель в Северном Ледовитом океане // Морской сборник. СПб., 1915. № 1. С. 5,6.
11Рыков В.К. Экспедиция Б.А.Вилькицкого // Морской сборник. 1996. С.87−88.
12Там же. С. 88.
13Катаев М.Х. Герои Ледовитого океана // Вокруг света. 1916. № 11. С.171−174.
14Евгенов Н.И., Купецкий В.Н. Русский полярный исследователь Б.А.Вилькицкий // Летопись Севера. М., 1964. Т.4. С.226; Каневский З.М. Указ. соч. С.77; Кузнецов В. 1996. «…Вне службы не был» // Бежин Луг. 1996. № 1. С. 140,144.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика