Московский журнал | В. Перхавко | 01.07.2001 |
В мае 1910 года население древнего Полоцка торжественно встречало доставленные из Киево-Печерской лавры мощи своей землячки преподобной Евфросинии Полоцкой. Через семь с лишним столетий после кончины на чужбине ее нетленные останки возвращались в родной город. Вопрос о перенесении мощей не раз ставился духовенством Полоцка, и вот, наконец, благополучно разрешился…
До сих пор остаются по меньшей мере спорными некоторые весьма существенные моменты ее жизненного пути, начиная с даты рождения и кончая годом смерти. Поскольку Полоцкая летопись не сохранилась, а в других древнерусских летописных сводах нет ни одного упоминания о преподобной, главным источником для историков остаются четыре редакции ее Жития, дошедшего в 130 с лишним списках XV—XVIII вв.еков. Хотя древнейший из них датируется концом XV века, ученые не сомневаются в прочности исторической канвы Жития, созданного на основе преданий, восходящих к XII столетию. Четвертая, расширенная редакция включает родословие Евфросинии Полоцкой. Недавно удалось обнаружить певческий цикл о ней. Одна из стихир цикла песнопений выявлена даже в рукописи конца XII века. Тем не менее биография этой незаурядной женщины по-прежнему таит немало загадок: ведь Житие святой Евфросинии не содержит никаких дат, за исключением месяца и дня кончины.
Евфросиния (в миру Предслава), дочь Георгия (Святослава) Всеславича и внучка легендарного полоцкого князя Всеслава Брячиславича, получившего прозвище Чародей, родилась, по разным предположениям, в 1101, 1104, 1106−1108, 1112 или 1120 году (последняя дата, впрочем, представляется слишком завышенной). Происхождение ее матери, носившей христианское (крестильное) имя София, неизвестно. Существует гипотеза, что София будто бы являлась дочерью Владимира Мономаха, но неопровержимо доказать это на основе имеющихся скудных сведений невозможно, как и версию о родстве Предславы со знаменитым церковным деятелем и проповедником XII века Кириллом Туровским.
Полоцк возник у впадения реки Полоты в Западную Двину, где издавна обитало племя полочан, входившее в большой восточнославянский племенной союз кривичей. Через эти земли пролегал путь «из Варяг в Греки». До захвата города Владимиром Святославичем (около 978 года) в нем княжил варяг Рогволод. Его внук Изяслав — сын Владимира и Рогнеды, дочери Рогволода — стал родоначальником полоцкой ветви Рюриковичей, выделившейся очень рано, уже в конце Х века. В следующем столетии при Брячиславе Изяславиче (1001−1044) и Всеславе Брячиславиче Чародее (1044−1101), воспетом в «Слове о полку Игореве», Полоцкая земля начинает проявлять все большую самостоятельность по отношению к Киеву, не раз вступая с ним в военные конфликты, что впоследствии отразилось на судьбе родных и близких Предславы.
Рано постигнув грамоту, Предслава полюбила читать Священное Писание, уединяясь в своей девичьей светелке. В возрасте 12 лет родители собирались выдать ее замуж (намечавшийся брак явно носил династический характер), но дочь решительно отказалась, уже тогда задумав посвятить себя служению Богу, и вскоре тайно ушла в монастырь, настоятельницей которого была вдова ее дяди Романа Всеславича. Приняв постриг с именем Евфросинии (как полагают различные исследователи, около 1116-го, 1120-го или даже в середине 20-х годов XII века), молодая инокиня стала жить в небольшом помещении — «голубце» — при Софийском соборе, возведенном Всеславом Брячиславичем. Дни проходили в молитвах, постах, ночных бдениях, чтении богослужебных книг. Навещавший ее отец горестно восклицал: «Горе мне, чадо мое! Почьто ми, чадо мое, сице сотворила еси, печаль души моей принесе?»
Между тем Евфросиния продолжала много читать, изучила, очевидно, греческий язык, став со временем одной из образованнейших женщин Древней Руси. Считается, что она участвовала в составлении Полоцкой летописи. При библиотеке Софийского собора Евфросиния организовала мастерскую по переписыванию книг. Вырученные от их продажи деньги раздавались нищим.
В 1127 или 1128 году, получив благословение полоцкого епископа Илии и заручившись, видимо, финансовой поддержкой родных, Евфросиния основала новый женский монастырь в Сельце, в двух километрах к северу от тогдашнего Полоцка, — Спасскую обитель, игуменьей которой сама и стала. Под ее влиянием приняли монашеский постриг родная сестра Гордислава (в иночестве — Евдокия) и двоюродная сестра Звенислава (Евпраксия) Борисовна.
В 1129 году Георгия (Святослава) Всеславича в числе прочих полоцких князей изгнал в далекую Византию Мстислав Владимирович Киевский, мстя за отказ участвовать в общерусском походе против половцев, состоявшемся двумя годами ранее. Еще в 1127 году Мстислав направлял дружины своих братьев и союзников против непокорной Полоцкой земли, упорно не желавшей подчиняться Киеву. Чтобы пресечь непокорство, великий князь Киевский, как сказано в Ипатьевской летописи под 1130 годом, переселил «полотьскии князе с женами и с детми в Грекы, еже преступиша хрестьное челование». Сообщение Лаврентьевской летописи под 1129 годом столь же кратко («в то же лето поточи Мстислав князь Полотьскые Царюгороду с женами и с детми»). Ему предшествует родословие полоцкой княжеской династии, начиная с варяга Рогволода и Изяслава Владимировича. Поясняя истоки строптивости полоцких князей, родословие должно было бы, по идее, завершиться изложением сути их прегрешений перед Мстиславом Великим, но почему-то осталось без этой вполне логичной концовки.
Зато Ипатьевская летопись такое изложение дает — правда, под 1140 годом: «Взидоста княжича два ис Царягорода заточени били Мьстиславом великым князем Киевьским зане не бяхуть его воли и не слышахуть его коли е зовяшеть в Рускую землю в помощь». Отогнав половцев за Дон, Волгу и Яик, Мстислав Владимирович «посла по Кривитьстеи князе по Давыда по Ростислава и Святослава и Рогволодича два и усажа у три лодьи и поточи и Царюграду за неслушание их, а мужи свои посажа по городом их». Имена изгнанных сыновей Рогволода (Бориса) Всеславича, отсутствующие здесь, можно узнать из более поздней Ермолинской летописи — их перечисляет составитель вошедшего в нее независимого свода 70-х годов XV века: «Давыда, и Ростислава, и Святослава, Ивана и Василия». Третьим, как видим, стоит языческое имя отца Евфросинии, которому, в отличие от Ивана и Василия Рогволодичей, не суждено было через десять с лишним лет вернуться на родину.
Странно, что ни в одной из редакций Жития преподобной Евфросинии не содержится даже косвенной информации об изгнании ее родителей на чужбину. Остается неясной судьба ее матери Софии. Хотя, по летописным свидетельствам, князей высылали с семьями, кое-кому удалось избежать этой участи. Если Евфросинию спас уход в монастырь, то один из братьев, Василько Святославич, возможно, попросту сумел где-то укрыться. В 1132 году после смерти Мстислава Великого вместо неугодного им князя Святополка Мстиславича полочане «Василка посадиша Святославича». В последний раз он упоминается в Лаврентьевской летописи под 1143 годом, когда его дочь выходила замуж за сына великого Киевского князя Всеволода Ольговича. Но Святославу Всеславичу, младшему из сыновей Всеслава Брячиславича, до высылки его в Византию Полоцк вряд ли принадлежал — в 1128 году там сидел Борис Всеславич. Очевидно, отец Евфросинии княжил в одном из уделов Полоцкой земли, как предполагают, в Витебской волости. Следовательно, детские годы Предславы прошли в Витебске.
Однако вернемся во времена игуменства Евфросинии. Ею была учреждена небольшая школа, где «на всяк день учаше терпению, воздержанию… душевней чистоте и бестрастию телесному, говению благообразну, ступанию кротку, гласу смиренну, слову благочинну, ядению и питию безмолвну; при старейших — молчати, мудрейших — послушати, ко старейшим — покорение, к точьным и меньшим — любовь без лицемерия; мало вещати я множайшее разумети». Полоцкий зодчий Иван возвел в середине XII века в обители каменный Спасо-Преображенский собор, называемый также Спасо-Евфросиниевским. Там в маленькой келье она и проживала. Слуга Михаил, направленный Евфросинией с богатыми дарами в Царьград, привез в основанный ею же в Полоцке Богородицкий мужской монастырь копию иконы Богоматери Эфесской, присланную византийским императором Мануилом Комнином и патриархом Лукой Хризовергом. Одной из вершин древнерусского прикладного искусства по праву можно назвать напрестольный крест, изготовленный по поручению Евфросинии ювелиром Лазарем Богшей в 1161 году.
На стенах Спасо-Преображенского (Спасо-Евфросиниевского) храма сохранились фрески XII века, на одной из которых, возможно, изображена сама преподобная. Стены монашеской кельи не отгородили ее полностью от внешнего мира. Не раз ее вмешательство способствовало прекращению княжеских междоусобиц, о чем, в частности, свидетельствуют слова канона из певческого цикла о Евфросинии Полоцкой: «Князем сродником друг на друга дерзающе подъяти мечь возбраняла еси, яко оружие обоюдоостро словесем Божим устрашающем». Грамоты-послания знаменитой полочанки были скреплены свинцовыми вислыми печатями (найдены в Рюриковом Городище под Новгородом Великим): на лицевой стороне — погрудное изображение ее небесной покровительницы св. Евфросинии и надпись по кругу: «Господи, помози рабе своей Евфросини нарицаемои», на оборотной — сцена Преображения либо фигура Христа. В Новгороде же и в Кокнесе-Кукейносе (центре небольшого вассального Полоцку княжества на территории Латвии) обнаружены печати матери преподобной — княгини Софии. Эти находки дали основание В.Л.Янину говорить о существовании в Полоцке около середины XII века своеобразного «матриархата» — наличии значительных властных прерогатив у княгинь, что, быть может, объясняется кончиной в изгнании многих мужчин полоцкой ветви Рюриковичей. Как бы то ни было, игуменья Евфросиния явно пользовалась большим влиянием в политической сфере, хотя первостепенным для нее оставалось духовное подвижничество.
Шли годы. Уже на склоне лет Евфросиния пожелала поклониться святыням Царьграда и Палестины. Тогда широкой популярностью на Руси пользовались «Хождения игумена Даниила в Святую землю». Находясь под впечатлением не раз, видимо, перечитанного «Хождения», Евфросиния стала готовиться к паломничеству. Перед отъездом, несмотря на протесты брата Вячеслава, она уговорила принять монашеский постриг своих племянниц Киринию-Кирианну (в иночестве Агафию) и Ольгу (Евфимию). И вот, наконец, отданы последние распоряжения сестре Евдокии, на которую оставлялись оба основанных Евфросинией монастыря. В сопровождении брата Давида и двоюродной сестры Евпраксии она двинулась в путь.
Ряд историков склонны датировать путешествие 1173 годом, хотя более реально отнести его к 1167 году, когда состоялся поход в Венгрию византийского императора Мануила I Комнина, встреченного Евфросинией в пути. В Житии об этой встрече говорится лаконично: «И тако и срете ю царь, идый на Угры, и послав ю в Царьград с великою честию». В Константинополе «она же пришедши поклонилася святым церквам и ту сущей великой церкви Святой Софии и поклонившися и благословившуся от патриарха и покупивши различьныя потребы». Возможно, в Царьграде полоцкие паломники провели всю зиму, лишь весной следующего 1168 года двинувшись морем в Палестину. Там Евфросиния испросила у иерусалимского патриарха позволения осмотреть все святые места, и прежде всего Гроб Господень, на который возложила купленную в Царьграде золотую кадильницу. Проживая «в святой Богородицы в Руском монастыри» в Иерусалиме, она, чувствуя приближение кончины, выразила желание быть похороненной в обители св. Савы. Однако женщин там не хоронили, так что место для погребения приобрели в церкви Теотокоса при Феодосиевой лавре. Скончалась преподобная Евфросиния 24 (по другим данным — 23 или 25) мая на руках брата и двоюродной сестры, привезших в Полоцк печальную весть. По записанному позже в Феодосиевой лавре преданию, она умерла в 1173 году. Если так, полоцкая паломница провела в Святой земле пять-шесть лет. Согласно тому же преданию, прах ее впоследствии перевезли на Русь, посему гробница оказалась пустой.
Каким же образом и когда мощи преподобной очутились в Киево-Печерском монастыре? Считается, что их перемещение связано с осадой Иерусалима в 1187 году египетским султаном Салах-ад-Дином, разрешившим христианам перед штурмом города за определенную плату покинуть его и унести свои святыни.
Экспертиза в 1922 году мощей преподобной Евфросинии Полоцкой показала, что они мумифицировались в естественных условиях. К таковым вполне можно отнести микроклимат Дальних (Феодосиевых) пещер Киево-Печерской лавры, где останки Евфросинии Полоцкой покоились столетия. Данное обстоятельство, видимо, заставило историка В.Е.Данилевича усомниться в факте ее паломничества в Палестину и предположить, что полоцкая праведница скончалась между 1161 и 1173 годами во время поездки в Киев. И здесь, конечно, напрашиваются определенные параллели между иерусалимской лаврой св. Феодосия Великого и Феодосиевыми пещерами Киево-Печерского монастыря. Для окончательного прояснения вопроса необходимо провести особое исследование с учетом всех имеющихся источников.
Молитвенное поклонение преподобной Евфросинии началось в Полоцке уже с конца XII века. Русской Православной Церковью она канонизирована в 1547 году. Как святая Евфросиния Полоцкая почитается и католической церковью.
В заключение скажем еще раз об упоминавшемся выше напрестольном кресте преподобной Евфросинии. В XIII веке во время одной из войн между смоленскими и полоцкими князьями его в качестве трофея доставили из Полоцка в Смоленск. После присоединения Смоленска в 1514 году к Московскому царству реликвия оказалась в столице. Отправляясь в 1563 году в полоцкий поход, Иван Грозный взял крест с собой и торжественно ввез в захваченный после осады Полоцк, в Спасский монастырь. После завоевания Полоцка польским королем Стефаном Баторием (1579) монастырь сделали католическим и передали иезуитам. Крест перенесли в Софийский собор, захваченный вскоре униатской церковью. После Октябрьской революции крест попал в Могилевский музей, откуда исчез в первые месяцы Великой Отечественной войны, когда Могилев захватили немцы. Нынешнее местонахождение его неизвестно.
Недавно одним из современных белорусских мастеров по сохранившимся фотографиям и зарисовкам была изготовлена копия креста преподобной Евфросинии Полоцкой.
Источники
Памятники старинной русской литературы (Изд. Г. Кушелев — Безбородко. СПб., 1862. Т.4. С.172−179; Дубровский М. Житие преподобной Евфросинии Полоцкой. Полоцк, 1877; Сапунов А. Житие Евфросинии Полоцкой. Витебск, 1889; Степенная книга // ПСРЛ. СПб., 1908. Т.21. 1-я пол. С.206−220; Служба с акафистом преподобной матери нашей Евфросинии Полотской. СПб., 1910; Житие преподобной Евфросинии игумении Полоцкой. СПб., 1992; Избранные жития русских святых Х-XV вв. М., 1992. С.133−141; Серегина Н.С. Песнопения русским святым. СПб., 1994. С.122−133, 340−349.
Литература:
Исторические сведения о жизни преподобной Евфросинии, княжны Полоцкой, с описанием и изображением креста, принесенного ею в дар Полоцкой Спасской обители. СПб., 1841; Макарий (Булгаков). История Русской Церкви. М., 1873. Т.3. С.68−70; Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871. С.262; Сапунов А.П. Древности Спасо-Евфросиниевского девичьего монастыря. Витебск, 1888; Он же. Католическая легенда о Параскеве, княжне Полоцкой. Витебск, 1888. С.36−38; Батюшков П.Н. Белоруссия и Литва. Исторические судьбы Северо-Западного края. СПб., 1890. С.29−42; Данилевич В.Е. Очерк истории Полоцкой земли до конца XIV столетия. Киев, 1896. С.240−241; Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. М., 1902. 2-е изд. Т.1. 1-я пол. С. 771. Прилож. 18; М., 1904. Т.1. 2-я пол. С.597−600; Поселянин Е. Преподобная Евфросиния. Княжна Полотская. СПб., 1910; Приселков М.Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси Х-XII вв. СПб., 1913. С.315−316; Гарошка Л. Еуфрасiння-Прадслава iгуменя манастыра сьв. Спаса у Полацку, патронка Беларусi. Париж, 1949; Алексеев Л.В. Лазарь Богша — мастер-ювелир XII в. // Советская археология. 1957. № 3. С.224−244; Он же. Полоцкая земля. М., 1966. С.211−227; Он же. Крест Евфросинии Полоцкой 1161 года в средневековье и в позднейшие времена (к 830-летию знаменитой реликвии) // Российская археология, 1993. № 2. С.70−78; Алексеев Л.В., Макарова Т.И., Кузьмина Н.П. Крест-хранитель всея вселенныя. История создания и воссоздания креста преподобной. Евфросинии, игумении Полоцкой. Минск, 1996; Алексеев Л.В. и др. Крест — красота церкви (серия «Наши духовные ценности». Вып.4). Минск, 1998; Монгайт А.Л. Фрески Спасо-Евфросиниевского монастыря в Полоцке // Культура Древней Руси. М., 1966; Пашуто В.Т. Внешняя политика Древней Руси. М., 1968. С.179; Антоний (Мельников). Преподобная Евфросиния Полоцкая // Богословские труды. 1972. Т.9. С.5−14; Янин В.Л. Актовые печати Древней Руси. М., 1970. Т.1. С. 102, 129, 231−234; Он же. Полоцкий матриархат // Знание — сила, 1970, № 12. С.17−19; Раппопорт П.А., Штендер Г. М. Спасская церковь Евфросиньева монастыря в Полоцке // Памятники культуры. Новые открытия 1979 г. Л., 1980. С.459−468; Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV—XVII вв. М., 1985. С. 93, 116, 129; Воронова Е.М. Житие Евфросинии Полоцкой // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1987. Вып.1. XI — 1-я пол. XIV в. С.147−148; Она же. Житийная повесть о Ефросинии Полоцкой как литературно-исторический памятник XII в. Автореф. дисс. канд.филолог. наук. Л., 1991; Серегина Н.С. Певческий цикл о Евфросинии Полоцкой — памятник XII века // К 1125-летию Полоцка. Конференция «История и археология Полоцка и Полоцкой земли». Полоцк, 1987. С.52−53; Селицкий А.А. Система росписи собора Спасо-Евфросиниевского монастыря в Полоцке // Древнерусское искусство. Художественная культура Х — 1-й пол. XII в. М., 1988. С.177−194; Арлоў У.А. Асветнiца з роду Усяслава: Евфросiння Полацкая. Мiнск, 1989; Орлов В.А. Евфросиния Полоцкая. Минск, 1992; Он же. Тайна полоцкой истории. Минск, 1995. С.72−123; Мельников А.А. Литературная история агиографической повести о Евфросинии Полоцкой. Автореф. дисс. канд. филолог. наук. Минск, 1989; Он же. Путь непечален. Исторические свидетельства о святости Белой Руси. Минск, 1992; Он же. Преподобная Евфросиния Полоцкая (серия «Наши духовные ценности». Вып. 3). Минск, 1997; Пушкарева Н.Л. Женщины Древней Руси. М., 1989. С.28−30, 36−37; Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых. М., 1991. С.88−90; Трофимов А. Святые жены Руси. М., 1993. С.35−51; Христианство. Энциклопедический словарь. М., 1993. С.523; Хозеров И.М. Белорусское и смоленское зодчество XI-XIII. вв. Минск, 1994. С. 49−67; Подскальски Г. Христианство и богословская литература в Киевской Руси (988−1237 гг.). СП., 1996. Изд. 2-е. С. 239, 319, 392; Шалина И.А. Богоматерь Эфесская — Полоцкая — Корсунская — Торопецкая: исторические имена и архетип Чудотворной иконы // Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996. С.200−287; Трофимов А.И. Полоцкие Рюриковны XII века // Гербовед. 2000. № 45. С. 62−66.