Русская линия
Московский журнал Т. Смирнова01.06.2001 

Где же все-таки венчался граф Н.П.Шереметев?
Считается непреложно установленным, что бракосочетание графа Николая Петровича Шереметева и крепостной актрисы Прасковьи Ивановны Ковалевой-Жемчуговой состоялось в 1801 году в московской церкви Симеона Столпника. В подтверждение приводятся два источника.

Считается непреложно установленным, что бракосочетание графа Николая Петровича Шереметева и крепостной актрисы Прасковьи Ивановны Ковалевой-Жемчуговой состоялось в 1801 году в московской церкви Симеона Столпника. В подтверждение приводятся два источника.
Первый — «Указ графа Николая Петровича Шереметева собственной и домовой канцелярии о вступлении в брак с Прасковьей Ивановной Шереметевой (Ковалевской)»: «Угодно было Всемогущему Богу предопределить по сердцу моему, чтоб я совокуплен был священными узами брака, который я по всем церковным обрядам и совершил 1801-го года ноября 6-го дня в бытность мою в Москве, в церкви Симеона Столпника, что на Поварской…"1
Указ составлен 24 февраля 1803 года. Фамилия «Ковалева» давала Николаю Петровичу возможность трансформировать ее в широко распространенную среди польской шляхты — Ковалевская. Скрыть низкое происхождение невесты помог начальник московского архива иностранной коллегии А.Ф.Малиновский, подобрав документы, на основании которых перед самой свадьбой предком Прасковьи Ивановны объявили некоего шляхтича Якуба Ковалевского2.
Неудивительно, что брак Н.П.Шереметева с бывшей крепостной обставлялся с «большой таинственностью». Четверо свидетелей были люди, «на молчаливость которых граф мог положиться"3. Их фамилии называет второй источник — «Записка» Татьяны Васильевны Шлыковой (также бывшей крепостной графа Шереметева и подруги П.И.Ковалевой), найденная среди бумаг в 1863 году после ее смерти4. В «Записке» сообщалось, что венчание происходило «в Москве, в среду 6 ноября 1801 года, в день святого Павла Архиепископа Константиноградского в 7 часов пополудни, на Поварской улице, в церкви Симеона Столпника». Свидетели — князь Андрей Николаевич Щербатов5, Алексей Федорович Малиновский6, Татьяна Васильевна Шлыкова и Николай Никитич Бем7.
Казалось бы, все ясно. Однако случайно обнаруженный в архиве документ позволяет внести существенные коррективы в твердо устоявшееся представление об этом событии.
В ноябре 1803 года Н.П.Шереметев обратился в Герольдию с прошением о выдаче его сыну родословной:
«…Нужно мне для представления в Капитул Державного Ордена св. Иоанна Иерусалимского к записанию малолетнего сына моего Дмитрия Шереметева в Кавалеры иметь родословную о происхождении рода моего, с изображением на ней и родового моего герба; то представляя при сем о рождении того сына свидетельство, данное из здешней Духовной Консистории, и шестьдесят рублей, всеподданнейше прошу к сему, дабы Высочайшим Вашего Императорского Величества Указом повелено было сие мое прошение в Герольдии принять"8.
К прошению приложено полученное 28 октября 1803 года из канцелярии Святейшего Правительствующего Синода Герольдии свидетельство:
«Вследствие требования Ея сим дается знать, что Господин Действительный Тайный Советник, Обер камергер и кавалер граф Н.П.Шереметев вступил в брак с девицею Прасковьею Ивановною, дочерью Ковалевскою в 1801-м году и венчан того года Ноября 6-го дня Московского Пречистенского сорока в церкви Николая Чудотворца, что близ стараго Каменнаго моста (выделено мною. — Т.С.), священником Григорием Ивановым. О чем ему, Господину Обер камергеру графу Шереметеву, по определению Святейшаго Синода свидетельство дано минувшаго Октября 28-го дня 1803-го года"9.
Итак, официальные, а не частные документы свидетельствуют, что венчание состоялось в церкви Николая Чудотворца близ Каменного моста, то есть у стен Кремля. В свете этого становится понятно, почему бракосочетание графа с крепостной в народной памяти перенесено в главный кремлевский собор — Успенский. «Народ так рад был сему событию, что сделал об нем добавку к песне Прасковьи Ивановны («Вечер поздно из лесочка я коров гнала домой…». — Т.С.) и уверяет, что свадьба была в Успенском соборе"10.

У Успенского собора
В Большой колокол звонят;
Нашу милую Парашу
Венчать с барином хотят…
11

Несколько позже в архиве Санкт-Петербурга мне попался еще один документ, подтверждающий сказанное выше. Это копия записи о брачном обыске12 графа Н.П.Шереметева, хранившейся в московской Крестовоздвиженской церкви. Документ предваряется кратким письмом служителя Крестовоздвиженской церкви Николая Коврова к графу Сергею Дмитриевичу Шереметеву от 7 августа 1905 года: «Ваше Сиятельство! Рассматривая хранящиеся в Крестовоздвиженской церкви книги приписных церквей, я нашел брачный обыск графа Николая Петровича Шереметева. Предполагая, что этот документ может быть интересен для Вас, я снял с него копию, которую препровождаю Вашему Сиятельству"13.
Далее приводится копия:
«Книга Пречистенского Сорока, церкви Николая Чудотворца, что у старого Каменного Моста, для содержания обысков, имеющихся быть оной церкви Прихода Браков (выделено мною. — Т.С.).
1801 года месяца ноября 6 дня по указу Его Императорского Величества церкви Николая Чудотворца, что у старого Каменного мосту. Его Сиятельство Господин Действительный Тайный Советник двора Его Императорского Величества обер-камергер, разных орденов кавалер граф Николай Петрович Шереметев, приступая к тайне супружества со свидетельством нижеподписавшихся знающих состояние жениха и невесты женится. А понимает за себя девицу Прасковью Ивановну Ковалевскую, которые спрашиваны и показали: 1-е. Что они православную веру исповедают так, как содержит святая и апостольская церковь. 2-е. Между ими родства духовного и плотского, т. е. кумовства, сватовства, крестного братства по установлении святые церкви не имеется. 3-е. Состоят они в целом разуме. А не безумные, и к бракосочетанию согласие имеют вольное, а не принужденное. Жених и невеста первым браком в то супружество вступают, жених не от живой жены, а невеста не от живого мужа. 4-е. К бракосочетанию имеют лета правильные. Жених 48, а невеста 30 лет. И в том сказали самую сущую правду. А если из объявленного показания окажется что ложное или что скрыли, а за то повинны суду духовному и гражданскому. А во уверение всего вышеписанного представляют по себе честных и безподозрительных поручителей, в чем своеручно и подписуются"14.
Ниже стоят подписи Н.П.Шереметева и П.И.Ковалевой. Еще ниже — подписи Андрея Николаевича Щербатова, Алексея Федоровича Малиновского и Павла Александровича Александрова. Фамилии свидетелей не совпадают с названными в «Записке» Т.В.Шлыковой. В брачном обыске нет подписей Н.Н.Бема и самой Шлыковой, но имеется подпись не упоминавшегося раньше П.А.Александрова.
Теперь в конце истории этого бракосочетания приходится ставить не уверенную точку, а как минимум два вопросительных знака. Почему в своем Указе Николай Петрович называет церковь Симеона Столпника на Поварской улице, в то время как в официальных документах значится церковь Николая Чудотворца «близ старого Каменного моста»? Была ли действительно в бумагах Т.В.Шлыковой «Записка» с указанием места, времени и фамилий свидетелей венчания?

1. РГИА. Ф.1088, оп.1, д. 67. Дело о кончине графини Прасковьи Ивановны и наследнике графе Дмитрии Николаевиче.
2. Бессонов П. Прасковья Ивановна графиня Шереметева. М., 1872. С. 81.
3. Станюкович В.К. Графиня-крестьянка. К 125-летию со дня смерти Прасковьи Ивановны Шереметевой. 1928 (место хранения рукописи — Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII в.»). С.34−35.
4. Малиновский А.Ф. Обозрение Москвы. М., 1992. С. 212.
5. Князь А.Н.Щербатов — близкий друг Н.П.Шереметева (Станюкович В.К. Указ.соч. С.34−35.).
6. А.Ф.Малиновский — московский уполномоченный графа (там же.)
7. Н.Н.Бем — служащий графской домовой конторы (РГАДА. Ф.1287, оп.1, д. 4852, л.7.).
8. РГАДА. Ф.286, оп.2, д. 82. Реестр решенным делам по Герольдии дворянской части с октября по окончание 1803 года, № 28.
9. Там же.
10. Бессонов П. Указ. соч. С. 80.
11. Там же. С. 62.
12. Обыск брачный — свидетельство о неродстве и записка об этом в церковной книге (Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1995. Т.2). Обыск церковный — письменный акт, составленный причтом храма перед венчанием… В обыск церковный заносились сведения о звании, состоянии, вероисповедании, месте жительства, возрасте, умственном здоровьи, отсутствии родства, количестве предыдущих браков и т. п. (Российский историко-бытовой словарь. М., 1999. С.297).
13. РГИА. Ф.1088, оп.1, д. 65.
14. Там же.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru