Московский журнал | Н. Калита | 01.05.2001 |
Вспоминаю Москву 1945 -1946 годов: повсюду еще следы войны, нужда, очереди, остатки заборов, пошедших на дрова, — и вместе с тем во всем веет дух возрождения, новой жизни.
Учеба в художественном училище, жажда творчества, созидания, изобилие замыслов: сколько еще предстоит успеть, сколько вокруг обещаний счастья…
Просматриваю свои старые альбомы — им уже более пятидесяти лет. Милые Сокольники! На них тоже лежит печать послевоенного запустения. Но даже в этой горестности — как они своеобразно, неповторимо красивы!
Убранные снегом старые и старинные деревянные дома. Некоторые украшены затейливыми башенками. Фантастически изящны кое-где еще сохранившиеся кованые ограды. Вот знаменитая сокольническая каланча. Великолепный Вознесенский храм, построенный в 1913 году архитектором П.А.Толстых в стиле русского модерна (ныне рядом с чудо-храмом бездарно высится огромный жилой дом).
У входа в парк «Сокольники» находилась конечная трамвайная остановка — «круг». В парке стоял деревянный кинопавильон. От него лучами расходились и тянулись на несколько километров восемь аллей, пересекаемых двумя полукольцевыми аллеями, обсаженными лиственницами, березами, кленами, вязами. Сразу вспоминается левитановский шедевр «Осенний день. Сокольники», приобретенный в 1879 году П.М.Третьяковым для своей галереи. Парк полон зеленой тишины и покоя, которые не нарушает даже музыка и шум аттракционов; здесь царит атмосфера добрых ожиданий и счастливых встреч.
Гляжу на свои старые рисунки. Да, есть в них отзвук «школьного» профессионализма, «мирискуснический» налет. Но все же, кажется, в этих ранних рисунках побеждает любовь и искренность. Сокольники — милый, родной сердцу край…