Московский журнал | Г. Гуськов | 01.04.2001 |
В начале XVI века призываемые в Москву из Твери, Пскова и Новгорода ямщики, обосновываясь на месте будущей Тверской-Ямской слободы, «прежде всего озабочивались сооружением <> храма». Скоро здесь выросла деревянная церковь, «сложенная клетски», то есть клетью, как изба, и освященная во имя святителя Василия Великого, архиепископа Кесарийского. Священник этого храма на рубеже XIX—XX вв.еков протоиерей Арсений Разумихин, ссылаясь на древние летописи, утверждает, что возвели его ямщики-псковичи, так как именно в Пскове в 1337 году появился первый Василие-Кесарийский храм1.
В 1671 году слобода горела. «Неизвестно, — пишет историк, — подвергся ли общей участи деревянный храм свт. Василия Кесарийского, но есть предположение, что это „большое пожарное разорение“ послужило главным побуждением к строительству каменного храма, каковой и был сооружен в 1688 году».
К исходу XVIII века храм стал тесен. Прихожане исходатайствовали разрешение на постройку каменной трапезной с двумя приделами и колокольни. Не собрав необходимых денег, они в 1811 году получили «заимообразно десять тысяч рублей ассигнациями из процентной церковной суммы». На эти средства, а также на пожертвования церковного старосты купца Федора Алексеева и были проведены работы. Однако в 1812 году французы, вступавшие в Москву через Тверскую заставу, разрушили и разграбили храм. После окончания войны он долго не восстанавливался — прихожане не в состоянии оказались даже вернуть предыдущий долг, поэтому 28 июня 1813 года они подали новое прошение: «Из-за бедственного положения разоренных и разграбленных неприятелем хозяйств ямщиков дать отсрочку возврата суммы хотя на пять лет, по прошествии коих без всякой остановки уплату заимствованной суммы на восстановление церкви, находившейся в разрушенном состоянии после войны 1812 года, производить обязывались». Прошение подписали купцы А.Т.Капустин, М. Григорьев, П.И.Еремин, И.И.Рыбин, А. Иоаннов, Б.Г.Царьков, Б. Девич, Герасимов, Плотников, Медовиков, П. Васильев и ямщики А. Новиков, Я. Ершов, И. Храбров, И. Новиков, Е. Кокорин, за Я. Сметанникова И.Новиков, И. Гуськов, В. Гуськов, А. Козлов, А. Глинков, а также церковный староста Федор Алексеев. Упомянутые в документе Гуськовы — это Василий Никитич Гуськов, мой прямой предок, и его младший брат Иван Никитич Гуськов2.
Ходатайство было удовлетворено. В 1816 году началось возведение трапезной и устройство иконостасов. В 1830 году храм освятили. Однако результаты послевоенной реконструкции так и не удовлетворили слобожан. В 1843—1845 годах храм разобрали и по Высочайше утвержденному плану построили другой — большой, однокупольный, с теплой трапезной, с двумя приделами (на правой стороне во имя пророка Илии, на левой — во имя свт. Николая Чудотворца) и с высокой колокольней из белого камня.
Скоро, однако, и это здание стало тесным для бурно разраставшейся слободы. В 1883 году по инициативе приходского священника протоиерея Александра Романовского состоялась закладка двух новых приделов, которые должны были увенчаться четырьмя куполами. В результате в 1885 году храм стал пятиглавым. Одновременно появились боковые входы и значительно расширилась главная паперть, снабженная к тому же отоплением и вентиляцией. Несколько позже в храм провели электрическое освещение.
Отдельно стоит сказать об иконостасах. Главный, пятиярусный, установленный в 1830 году взамен пострадавшего во время наполеоновского нашествия, в 1864 году был передан в церковь села Ивлево Клинского уезда. Следующий также простоял недолго — его отдали в Крестовоздвиженскую церковь села Юсупова Подольского уезда. В 1901 году на пожертвования церковного старосты И.А.Боброва был сооружен шестиярусный дубовый иконостас, обложенный бронзой, с эмалевыми украшениями. Работы выполнялись на фабрике серебряных изделий А.М.Постникова. Общий вес использованной бронзы составил 122 пуда 16 фунтов. Обошелся иконостас более чем в 40 000 рублей. Специалисты отмечали большую художественную ценность икон — в основном XVIII века. Самыми же древними были образа Спасителя в серебряном оплечье и Богоматери в басме — оба XVI века.
Усердие обитателей слободы в деле украшения и обустройства своего храма никогда не ослабевало. В числе прочих в документах отмечены и вклады ямщиков Гуськовых. Так, усердием и попечением Евгения Васильевича Гуськова, служившего церковным старостой на рубеже 1860−1870 годов, «устроено Евангелие в средний александрийский лист, оправлено кругом в серебро гравированной и чеканной работы, вызолоченное, весу в серебре 8 фунтов 21 золотник, стоимостью 500 рублей». «Золотой парчи гладкое облачение» пожертвовала после кончины Евгения Васильевича его жена Мария Ивановна Гуськова.
А вот вклады Ивана Никитича Гуськова: «Образ Спасителя. На нем риза серебряная вызолоченная, с цветными камнями в венце, коих 29; слова на венце из страз, евангелие финифтовое. Весу в ней 16 фунтов 80 золотников, ценностью 709 рублей. <> Икона-образ св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, в сребро-позлащенной ризе с французскими и другими камнями (весом 15 фунтов 33 золотника) в венце и с бирюзою, с надписью финифтью, в серебряной оправе. Цена ризы 639 рублей. <> Икона-образ Псковской Божией Матери. На нем риза серебряная 84 пробы, чеканная, вызолоченная. В венцах 42 разноцветных французских камня. На венце Божией Матери корона украшена мелкими стразами и 19 разноцветными простыми камнями средней величины, 4 надписи финифтовые. Весу в ризе 17 фунтов 50 золотников». После смерти жены Евдокии Петровны Иван Никитич пожертвовал храму «ризы парчевые с золотыми цветами».
«Желтой парчи с цветами Облачение» — вклад вдовы Ильи Васильевича Гуськова Прасковьи Ивановны в память о сыне Алексее Ильиче.
В 1901 году на средства прихожанина П.В.Аристова отлили один из самых больших в Москве колоколов весом 1023 пуда 10 фунтов с надписью «Благовествуй земле радость велию, хвалите небеса Божию Славу».
А вскоре при храме, на углу 1-й Тверской-Ямской улицы и Васильевского переулка, была поставлена часовня. Соответствующая документация хранится в Центральном историческом архиве Москвы3. Инициатива исходила от причта и прихожан и мотивировалась следующим образом: «Храм занимает видное, центральное положение при большом проходном пути на широкой многолюдной улице. Многие, проходя мимо храма на свои дела или отправляясь куда-либо из Москвы, желали бы помолиться Господу и испросить себе благодатную помощь и благословение его Великого Святителя, но храм наш бывает открыт лишь в часы богослужений, да и не все еще, поспешая на свои дела или в путь, имеют время и возможность заходить в храм. В часовне же каждый с удобством и без обременения себя мог бы совершить в таких случаях краткую молитву».
В ходатайстве Московской Духовной Консистории от 8 декабря 1898 года указывается, что проект часовни при храме свт. Василия Кесарийского, Сущевской части, 1-го участка, рассмотрен Строительным отделением Губернского правления, что чертежи составлены правильно и в техническом отношении могут быть утверждены. Резолюция на проекте гласит: часовня будет строиться в память бракосочетания Государя Императора Николая Александровича и Государыни Императрицы Александры Федоровны — «на средства, — как сказано далее в документах, — московского купца Василия Михайлова Заводова», до 1897 года служившего помощником старосты Василие-Кесарийской церкви. В составлении строительного плана участвовал академик архитектуры Ф.О.Шехтель — кстати, совершенно безвозмездно.
17 апреля 1902 года состоялось освящение часовни4. Построенная в стиле русской шатровой церкви конца XVI века, с каменными полуколоннами, с полукруглыми и угольными выступами и скульптурными украшениями, часовня имела золоченую разноцветную мозаичную кровлю и купол из белой эмали.
Храм святителя Василия Кесарийского был одним из самых красивых, а его приход — одним из самых многолюдных в России5. В 1922 году значительная часть икон и ценностей подверглась реквизиции, а в феврале 1934 года президиум Моссовета принял решение о закрытии и сносе храма, спустя три месяца утвержденное президиумом ВЦИКа. В 1935 году храм и часовню снесли. Уцелевшая храмовая икона сегодня находится в церкви преподобного Пимена в Новых Воротниках, недалеко от станции метро «Новослободская».
1. Протоиерей Арсений Разумихин. Храм свт. Василия Кесарийского, что в Тверской-Ямской слободе гор. Москвы. М., 1912. В книге содержатся документы, касающиеся истории храма, описания его иконостаса, колокола, фасадов и интерьеров часовни при нем. Далее в тексте все цитаты и исторические сведения, кроме оговоренных, приводятся по этой книге.
2. Московский журнал. 1999. № 4.
3. ЦИАМ. Ф.16, оп.132, д. 345.
4. Паламарчук П.Г. Сорок сороков. М., 1995. Т.III.
5. Романюк С. Москва. Утраты. М., 1992.