Русская линия
Московский журнал А. Грубе01.04.2001 

Подвиг духовный и подвиг ратный
Фрагменты «круглого стола» участников Четвертых Всероссийских Иринарховских чтений (поселок Борисоглебский Ярославской области, 9−11 февраля 2001 года).

Фрагменты «круглого стола» участников Четвертых Всероссийских Иринарховских чтений (поселок Борисоглебский Ярославской области, 9−11 февраля 2001 года).
Э.Ф.Володин, профессор, доктор философских наук. Понятия «подвиг духовный» и «подвиг ратный» бытуют ныне в обществе в значительной степени как абстрактные термины и — что является одной из характернейших черт переживаемого времени — вне всякой взаимосвязи. Так вот, главная задача нашего «круглого стола», которую все мы отчетливо осознаем, — по мере сил попытаться, во-первых, вернуть понятиям духовного подвижничества и ратного подвига изначальное органическое содержание, во-вторых — показать и утвердить их животворящую взаимосвязь. Причем, рассматривая проблему в исторической перспективе и оперируя историческими реалиями, давайте ни на минуту не будем забывать об их насущности здесь и сейчас, чтобы понять, в каком содержательном отношении между собой подвиг духовный и подвиг ратный должны находиться сегодня.
В.Н.Ганичев, председатель Союза писателей России. Думаю, огромное духовное и гражданское значение имеет событие, происшедшее здесь, на ярославской земле, в Борисо-Глебском монастыре, где стало уже традицией проводить Иринарховские чтения. Неразрывная связь в нашей истории подвига духовного и подвига ратного символизируется благословением, поданным великим подвижником и молитвенником преподобным Иринархом затворником Козьме Минину и Димитрию Пожарскому на освобождение Москвы, и последовавшей затем победой народного ополчения над врагом. Так было всегда: подвиг ратный был неотделим от подвига духовного, проистекал из него.
Вспомним преподобного Сергия Радонежского и Куликовскую битву. Вспомним Александра Васильевича Суворова, который ни одного сражения не начинал без молитвы. В том же XVIII веке совершал ратные подвиги великий флотоводец Федор Федорович Ушаков, получивший перед тем благословение своего дяди, основателя Рождество-Богородичного Санаксарского монастыря. Сорок кампаний провел Ф.Ф.Ушаков — и не потерпел ни одного поражения. Он строил храмы в Севастополе, боролся за освобождение православных греков от османского ига. Он создал Республику Семи Островов, очистив их от французских оккупантов, изгнал их из православных храмов, где они держали лошадей, дал народу Республики конституцию — и население встречало адмирала Ушакова не только как освободителя, но и как духовного пастыря. А закончил жизнь подвижник ратного труда как истинный подвижник благочестия: уйдя в отставку и раздав все свое имущество ветеранам-морякам, целые дни и недели проводил в молитвах в монастырских кельях. Недавно все мы с радостью узнали, что в конце прошлого года Синодальная комиссия приняла решение о канонизации Федора Федоровича Ушакова.
Наша армия оснащена мощным духовным оружием, ибо находится под покровом святых воителей Илии Муромца, Димитрия Донского, Александра Невского, Федора Ушакова. Покров этот, несмотря на официальный атеизм, простирался над ней и в годы Великой Отечественной войны: слишком очевидна была в ратном подвиге народа духовная основа. Рассказывают, что в самом начале войны И.В.Сталин обратился к местоблюстителю патриаршего престола митрополиту Сергию (Страгородскому), который сказал главе государства: наше дело правое, нехристи будут разбиты, дух великих предков вдохновит нас на победу… Как мы помним, Сталин в своем известном обращении к народу повторил то же самое — почти слово в слово. И мы одержали победу… А когда в 1953 году объявили о смерти Сталина, Патриарх Алексий I, по свидетельству очевидцев, стал молиться за упокой души раба Божия Иосифа. Кто-то изумился: Святейший, что Вы делаете, это же тиран! Патриарх ответил: Бог знает, что делает…
Но это уже история. Что же сейчас? Как сегодня придать нашему воинству ту непоколебимо-победную духовность, которой оно всегда обладало? Мне кажется, другой возможности нет, кроме как привести в армию священнослужителя…
С.П.Куличкин, главный редактор «Воениздата». В 1943 году в России по известному проекту Емельяна Ярославского (Губельмана) планировали закрыть последний храм. Вопреки этому в том же 1943-м было восстановлено патриаршество. Что же произошло? Божье чудо, осенившее нашу землю с самого начала войны. Тогда митрополиту гор Ливанских Илие по молитвам его явилась в огненном столпе Сама Богородица с откровением о судьбах России. Она объявила определение Божие для спасения страны и народа российского: повсюду должны быть открыты храмы и монастыри, духовные академии и семинарии, а священники возвращены с фронтов и из тюрем, чтобы начать служить. Богородица заповедала ни в коем случае не отдавать врагу Ленинград, для чего обнести вокруг города Казанскую икону Божией Матери; отслужить перед иконой молебен и в Москве, а затем отправить ее в Сталинград — и оттуда дойти со святым образом до границ освобожденной России (тогда СССР).
Митрополит Илия связался с представителями Русской Церкви, с советским правительством и передал им все, что было определено. Вскоре Сталин принял митрополита Ленинградского Алексия (Симанского) и местоблюстителя патриаршего престола митрополита Сергия и обещал все исполнить. Обещание свое он сдержал… (см. «Московский журнал. История Государства Российского». 2000. N 5).
Все сказанное документально засвидетельствовано. Я имел доступ к этим документам, когда служил в Генеральном штабе при маршале Язове. Приходилось мне читать и донесение начальника Особого отдела 1-го Прибалтийского фронта, а также письма очевидцев о молебне в наших войсках перед решающим штурмом города-крепости Кенигсберга. Операция была тяжелейшая — единственная в истории, когда крепость бралась группировкой, равной по численности обороняющемуся гарнизону. В тот день на участок позиции, где планировался главный удар, прибыло все фронтовое начальство и несколько священников. По рядам прошел удивленный ропот. Командующий фронтом строго одернул говорунов; было приказано снять головные уборы, и начался молебен. После молебна священники направились с иконой прямо в гущу артобстрела, который вдруг прекратился. Сразу же прозвучала команда на штурм — и крепость пала практически мгновенно…
Этим командующим фронтом был маршал Советского Союза Александр Михайлович Василевский. Сын священника, он учился в семинарии, однако священником стать не пожелал — с началом первой мировой войны окончил юнкерское училище и отправился на фронт. По словам его сыновей, Александр Михайлович всегда оставался верующим человеком, а к концу службы, как и Георгий Жуков, воцерковился.
После поражения Германии советскими войсками была разгромлена Квантунская армия — без этого американцы, по их же данным, воевали бы с Японией еще год-два, несмотря на атомную бомбардировку Хиросимы и Нагасаки. Главнокомандующий Дальневосточного театра военных действий Александр Михайлович Василевский решил «проблему Японии» за месяц. И звонили колокола православных храмов в Харбине, в Мукдене, где маршал Василевский стоял на торжественных молебнах по случаю очередной победы, очередного подвига русского солдата…
С.Н.Терехов, председатель Союза офицеров России. Я благодарен организаторам Чтений, во-первых, за приглашение (второй раз я здесь), во-вторых, за предложенную тему, которая для меня жизненно важна. Сразу скажу, что с ее постановкой — подвиг духовный и подвиг ратный в их нерасторжимом единстве — я полностью согласен: для русского офицера иное и невозможно.
Необходимо говорить о духовности, имея в виду, что она не просто дар, но поприще человеческого подвига. Ибо подвиг — это не только мгновенная яркая вспышка героизма, но и повседневный, часто внешне незаметный, но тяжелый труд. Такой подвиг служения Богу, своей стране и своему народу совершил преподобный Иринарх затворник. И, как уже говорилось, из этого духовного подвижничества вырос воинский подвиг Минина и Пожарского.
Тем не менее в общественном сознании понятие «подвиг» связано в основном с войной. Но нам не следует забывать, что все великие войны в истории были одновременно духовными. Сегодня также идет война: не просто на части территории России — в Чечне, где гибнут тысячи солдат и мирных жителей, но и не менее жестокая — на информационно-психологическом фронте. На нее брошены все силы прозападных СМИ. И опять подвиг ратный немыслим (как и всегда) без подвига духовного. Олицетворением их неразрывности в наше время я считаю трагические октябрьские дни 1993 года. Люди, защищавшие тогда парламент, вели прежде всего брань духовную — иначе не стояли бы безоружными против пулеметов и бронетехники. То же самое относится и к замученному чеченскими боевиками, но не отрекшемуся от своей веры воину Евгению Родионову…
А.Ю.Сегень, писатель. Обсуждаемая сегодня тема гораздо шире своего «номинального» обозначения и наводит на серьезные размышления, казалось бы, впрямую с ней не связанные. Но это только кажется.
Как-то так сложилось в нашей историографии, что близкие по масштабу личности и события освещаются в разной степени и совершенно различно существуют в общественном сознании. Всем известны значение для судеб России Куликовской битвы и та роль, которую сыграло благословение рати Димитрия Донского преподобным Сергием Радонежским. Между тем здесь, на борисоглебской земле, произошло событие не менее судьбоносное: преподобный Иринарх затворник благословил народное ополчение Минина и Пожарского, что послужило началом конца не только вражескому нашествию, но и Смуте. Однако почему-то первое событие несравненно, если можно так выразиться, «популярнее» второго.
Другой пример. Работая над книгой об Иване III, я стремился по мере сил показать, что эта фигура в нашей истории не менее, а, быть может, гораздо более значительная, чем его внук Иван IV. И все равно в разговорах со мной даже читавшие книгу называли ее героя Иваном Грозным, думая, что именно о нем и идет в романе речь. То есть опять же из двух как минимум равнозначных исторических персонажей один оказывается намного «популярнее» другого.
В чем же дело? Вот одно из возможных объяснений. С кем сражались русские в «популярных» и «непопулярных» случаях? Иван III вырвал из цепких рук тогдашнего европейского экономического сообщества, называемого Ганзой, огромные территории, принадлежавшие Великому Новгороду, который уже склонялся к тому, чтобы «интегрироваться» в Европу. Наиболее же масштабные и успешные военные акции Ивана Грозного осуществлялись в восточном направлении. Далее. Димитрий Донской сражался с ордами диких монголов. Битвы же Смутного времени велись в основном и прежде всего против представителей «цивилизованной Европы». Немудрено, что долгое время находившаяся под сильным западным влиянием отечественная историография соответственно одно выпячивала на передний план, а другое старательно задвигала в тень. И я думаю, что такие мероприятия, как нынешние Чтения, будут немало способствовать прояснению истины и восстановлению исторической справедливости в данном и подобных ему вопросах.
С.И.Котькало, главный редактор журнала «Новая книга России». Я остановлюсь на одном из аспектов рассматриваемой проблемы, который касается не столько теоретического ее осмысления, сколько поиска возможных путей ее практического разрешения.
Недавно Русская Православная Церковь причислила к лику святых большое число новомучеников и исповедников Российских. Однако на местах, в приходах молитвенному к ним обращению в значительной степени мешает элементарное незнание — кем были эти подвижники веры, какие подвиги совершили: нет еще житий, нет служебников. Это — огромная, крайне насущная и неотложная работа. Так давайте искать и публиковать соответствующие материалы, чтобы люди знали своих небесных покровителей. Прославление духовных или ратных подвигов нового воинства Христова — вполне посильное для нас дело…
Ю.М.Лощиц, писатель. Да, иные дела, внешне обычные, сейчас вполне могут быть приравнены к подвигу. Я говорю о земле, которая у нас на глазах приходит в запустение, зарастает сорным лесом. Через несколько лет, когда она окончательно обезлюдеет, ее продадут за гроши неизвестно кому и для чего. А потому низкий поклон тем людям, которые отваживаются брать землю, чтобы ее обрабатывать — в сущности, спасать! По нынешним временам это — подвиг.
Или рождаемость… Я только что вернулся из Липецкой области, с родины святого старца Силуана Афонского. В селе том за десять лет не появилось на свет ни одного младенца. И таких сел и деревень по России — тысячи. Сегодня, в условиях оголтелого информационного наката, повальной пропаганды бездетности, каждая молодая мать тоже совершает подвиг — не менее славный, чем подвиг ратный.
Игумен Кирилл (Сахаров), настоятель московской Троицко-Никольской церкви на Берсеневке, ответственный секретарь Союза православных братств. Одно из самых сильных впечатлений в моей жизни — первое посещение Борисо-Глебского монастыря три года назад. Тогда, по дороге от обители до источника преподобного Иринарха на его родине в селе Кондаково, я насчитал 15 закрытых полуразрушенных храмов в вымирающих деревнях. Всего, как узнал впоследствии, в Борисо- глебском уезде до начала 1930-х годов было 66 храмов, а в недавнем прошлом действующим оставался один. За последние три года открылась еще одна обитель и два прихода. Давайте посчитаем, сколько нужно десятилетий, чтобы такими темпами хотя бы просто вернуть утраченное, и взвесим, есть ли у нас в запасе эти десятилетия. Данная ситуация настоятельно требует от всех нас конкретных дел. Выскажу на сей счет свое предложение: хорошо бы в итоге каждых Чтений брать под опеку один из заброшенных храмов на пути от Борисоглебска до села Кондакова. Опека здесь может быть различной. Скажем, через создание попечительского Совета из числа участников Чтений, который станет неким мостиком между Москвой и данным храмом, по которому пошла бы конкретная помощь.
И еще. Не буду повторять известных слов о том, что русские — люди широкие, всемирно отзывчивые, что Православие приемлет все народы и национальности. Тем не менее очень больно видеть, как стремительно и неуклонно заселяется срединная часть России — ее сердце — выходцами из южных республик, которым чужды наши ценности, наши традиции, наши интересы. Против этой явной экспансии, очевидно, тоже необходимо что-то предпринимать, а не сидеть сложа руки.
И, наконец, проблема ИНН — ее не объехать и не обойти при обсуждении любой темы. Поставив присутствующих в известность, что наш приход как юридическое лицо от принятия ИНН отказался, я хочу теперь спросить: кто мы для вас отныне — бунтовщики, утратившие чувство реальности и провоцирующие нестроения, или люди, поступок которых имеет для вас положительный пример?
А.Ф.Грушина, главный редактор «Московского журнала. История государства Российского». Вопрос принятия или непринятия ИНН — крайне болезненный и, кстати, далеко не ясный — не по сути, а по смыслу тех самых конкретных действий. Вот и игумен Кирилл после сообщения об отказе его прихода от ИНН все же поинтересовался, как мы к их поступку отнесемся. Что ж, наверное, такой поступок можно назвать подвигом. Однако в целом вопрос этот может быть разрешен только на самом высоком как церковном, так и государственном уровне. У меня следующее предложение. 19−20 февраля должно пройти заседание расширенного пленума Синодальной Богословской комиссии по проблеме введения индивидуальных номеров налогоплательщиков (ИНН). Думаю, нам следует выработать общее обращение участников Иринарховских чтений к этому собранию, чтобы донести до него нашу тревогу…
Игумен Иоанн (Титов), наместник Борисо-Глебского на Устье мужского монастыря. Так как мы в силу нашей духовной немощи не можем взять на себя ответственность что-либо разъяснять другим по поводу ИНН, я накануне Чтений поехал за советом к архимандриту Кириллу (Павлову). Он просил не паниковать, но и не снимать тему ИНН с повестки дня. Отец Кирилл сказал: я лично принимать ИНН не буду; я отвечаю за себя и так говорю всем… Еще он сказал, что те, от кого сейчас зависит, принимать или не принимать ИНН православным людям, пока еще не осознали всей опасности такого шага. И просил меня зачитать вам «Обращение от братии Свято-Введенского монастыря Оптиной пустыни» в связи с ИНН — по его словам, очень взвешенное, умное, во многом проясняющее вопрос. Вот заключительная часть этого Обращения:
«Вся братия Оптиной Пустыни, тяжело переживая и сострадая всем тем, чьей совести вопрос о штрих-кодах с числом 666 является трагической проблемой, обращается к Духовному Собору, чтобы он передал это наше Обращение Его Святейшеству Святейшему Патриарху Алексию II и членам Священного Синода и просил бы их направить от лица всей полноты Русской Православной Церкви в адрес Правительства Российской Федерации обращение с убеждением, что на территории России недопустимо вводить электронные паспорта как удостоверения личности и запретить в любом виде использовать сатанинскую символику 666, учитывая, что православных христиан в России проживает значительное большинство.
Братия монастыря, а также длительно проживающие паломники и штатные рабочие (всего около 800 человек)».
Что же касается темы нашего «круглого стола», то завершить ее обсуждение я бы хотел известными словами святителя Филарета, митрополита Московского: прощайте врагов личных, гнушайтесь врагами Божиими, сокрушайте врагов Отечества! Это и есть исчерпывающая формула и подвига духовного, и подвига ратного.

В заключение редакция «Московского журнала» посчитала необходимым опубликовать Итоговый документ заседания расширенного пленума Синодальной Богословской комиссии, посвященного проблеме ИНН, которое состоялось 19−20 февраля 2001 года в Московской Духовной академии.

ИТОГОВЫЙ ДОКУМЕНТ

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, в связи с дискуссией в церковных и общественных кругах по проблеме введения индивидуальных номеров налогоплательщиков (ИНН), 19−20 февраля 2001 года в Троице-Сергиевой Лавре, в стенах Московской Духовной Академии состоялось расширенное заседание Синодальной Богословской комиссии с участием архиереев, представляющих Православные Церкви четырех стран — России, Украины, Беларуси, Молдовы, наместников и духовников ставропигиальных монастырей, представителей государственных органов, консультантов и экспертов.
В ходе работы Комиссии состоялся взаимно уважительный и плодотворный диалог между представителями Церкви и государственных органов — Государственной Думы и Министерства по налогам и сборам. В процессе диалога были прояснены вопросы, связанные с порядком налогового учета граждан.
Пленум рассмотрел проблемы, вызывающие озабоченность и смущение среди части церковного народа, вопросы, которые ставятся в многочисленных обращениях верующих и в публикациях средств массовой информации:

1. Присутствует ли апокалиптическое число 666 в ИНН и электронных документах, удостоверяющих личность?
2. Является ли ИНН печатью антихриста?
3. Утрачивает ли христианин свое имя, принимая ИНН?
4. Существует ли духовная угроза в процессах глобализации?
5. Насколько правомерны действия отдельных священнослужителей в связи с проблемой ИНН?

Всесторонне обсудив эти темы, пленум пришел к следующему заключению.
1. Согласно экспертному заключению, ИНН является последовательностью из 12 арабских цифр, из которых первые две представляют собой код региона, следующие две — номер местной налоговой инспекции, следующие шесть — номер налоговой записи налогоплательщика и последние две — так называемые «контрольные цифры» для проверки правильности записи. Наличие трех шестерок в этом наборе цифр может быть только случайным. Говорить о непременном присутствии числа 666 в ИНН нет никаких оснований. В некоторых публикациях имеется утверждение, что в электронных документах, использующих магнитно-считываемую запись, в качестве кодового содержится число 666. Согласно экспертному заключению, полученному нашей комиссией, подобное утверждение не имеет основания.
Предположение о скрытом присутствии 666 может считаться отчасти обоснованным лишь тогда, когда речь идет о кодировании информации с помощью штрих-кода, исполненного в соответствии со стандартом EAN-13/UPC, который применяется для маркировки товаров (при этом нужно заметить, что собственно компьютер не воспринимает три пары удлиненных разделительных линий в качестве шестерок; однако их графическое начертание является схожим с графическим начертанием цифры шесть в этом же стандарте кодирования). Когда же речь идет о записи иными известными нам системами, отличными от EAN-13/UPC (товарных штрих-кодов), в частности, на магнитных полосах, присутствующих в электронных документах, то эксперты не обнаруживают наличия числа 666 в этом типе записи информации.
2. Распространенное в среде некоторых православных христиан представление о том, что «антихрист еще не явился, а печати уже ставят», или что существует некая «предпечать», противоречит церковному учению о явлении антихриста в «последние времена» человеческой истории. Как уже было сказано в Заявлении Священного Синода Русской Православной Церкви от 7 марта 2000 года под названием «Уважать чувства верующих. Хранить христианское трезвомыслие», «пытающимся связывать идентификационные номера с „печатью антихриста“ напоминаем, что в святоотеческом предании такая печать понималась как знак, закрепляющий сознательное отречение от Христа… Вопреки этой традиции иногда утверждают, что технологическое действие якобы может само по себе произвести переворот в сокровенных глубинах человеческой души, приводя ее к забвению Христа. Такое суеверие расходится с православным толкованием Откровения святого Иоанна Богослова, согласно которому „печать зверя“ ставится на тех, кто сознательно уверует в него „единственно ради ложных его чудес“ (святитель Иоанн Златоуст). Никакой внешний знак не нарушает духовного здоровья человека, если не становится следствием сознательной измены Христу и поругания веры».
Подобное утверждение ранее было сделано и в окружном послании Священного Синода Элладской Церкви N 2641 от 9 февраля 1998 года: «Печать», будет ли это имя антихриста или число его имени, когда придет момент ее проставления, тогда только повлечет за собой отречение от Христа и сочетание с антихристом, когда будет добровольно принята человеком. Добровольное принятие «печати», отождествляющееся с явным отвержением Христа, лишает божественной благодати, поскольку сам человек по своему желанию перестает содействовать этой благодати и без всякого раскаяния стремится отвергнуть ее".
3. На вопрос о том, утрачивает ли христианин свое имя, принимая ИНН, мы можем ответить словами архимандрита Иоанна (Крестьянкина): «Дорогие мои, как мы поддались панике — потерять свое христианское имя, заменив его номером? Но разве это может случиться в очах Божиих? Разве у Чаши жизни кто-то забудет себя и своего небесного покровителя, данного в момент крещения? И не вспомним ли мы всех тех священнослужителей, мирян-христиан, которые на долгий период жизни должны были забыть свои имена, фамилии, их заменил номер, и многие так и ушли в вечность с номером. А Бог принял их в Свои Отеческие объятия как священномучеников и мучеников, и белые победные ризы сокрыли под собой арестантские бушлаты. Не было имени, но Бог был рядом, и Его водительство вело верующего заключенного сквозь сень смертную каждый день. У Господа нет понятия о человеке как о номере, номер нужен только современной вычислительной технике, для Господа же нет ничего дороже живой человеческой души, ради которой Он послал Сына Своего Единородного Христа-Спасителя. И Спаситель вошел в мир с переписью населения».
Вместе с тем, учитывая смущение в церковном народе в связи с присвоением ИНН, Священноначалие Русской Православной Церкви по предложению духовника Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Кирилла (Павлова) имело диалог с руководством Министерства Российской Федерации по налогам и сборам. В ходе диалога Министерством было заявлено о готовности выйти с предложением в Государственную Думу Российской Федерации с законодательной инициативой об изменениях в Налоговом кодексе Российской Федерации, в частности, о введении документа «лицевой счет налогоплательщика — физического лица» и понятия «номер лицевого счета налогоплательщика — физического лица». В случае реализации этого решения опасения некоторых о «замене христианского имени на номер» утратят всякую почву (поскольку в этом случае номер присваивается документу, а не лицу).
4. Процессы глобализации, порожденные растущей взаимозависимостью государств и народов, могут быть использованы злой волей для порабощения людей и человеческих сообществ. Так, нельзя отрицать опасность использования различных технологий для установления системы тотального контроля, для нарушения тайны личной жизни и для давления на религиозный и мировоззренческий выбор личности.
Участники заседания Богословской комиссии высказали мнение о целесообразности создания церковно-общественного совета, который в контакте с государственными органами осуществлял бы изучение вышеуказанных процессов и тенденций, анализировал развитие соответствующих норм международного права, а также законодательные инициативы и действия исполнительной власти, представляющие опасность для свободы личности и сохранения культурно-религиозного своеобразия народов, исторически связанных с Православием. В связи с этим было бы целесообразно направить Президенту РФ и в Федеральное Собрание РФ соответствующее письмо от лица Святейшего Патриарха или Священного Синода.
Во многих странах существуют механизмы правовой защиты от попыток введения единого универсального идентификатора личности или создания единой межведомственной базы данных.
Особое внимание следует уделить вопросу о введении электронных паспортов и иных новейших методов идентификации, которые будут использоваться для ведения расчетов, получения социальной и медицинской помощи.
При том, что сама технология производства и применения подобных идентификаторов не может считаться предосудительной, необходимо добиваться гарантий сохранения тайны личной жизни, открытости для человека всей собираемой о нем информации при одновременной недоступности ее для кого-либо, кроме особо уполномоченных государственных инстанций, действующих на основании соответствующих законов.
Признавая объективный и неоднозначный характер процессов глобализации, участники пленума считают своим долгом напомнить о том, что Творцом и Промыслителем мира является Бог. За свою двухтысячелетнюю историю Церковь Христова пережила многие государственные устройства, которые ставили целью уничтожение Церкви и духовное порабощение христианских народов, но все они разбились о камень обетования Христова: «Созижду Церковь Мою и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18).
5. В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» (III.5) говорится, что в случае, если государство понуждает граждан ко греху, Церковь может призвать к гражданскому неповиновению. Однако эти слова из деяния Юбилейного Архиерейского Собора 2000 года говорят о Церкви, а не об отдельных священнослужителях или мирянах, самочинно дерзающих говорить от имени Церкви.
Вызывает особую обеспокоенность тот факт, что многие клирики дерзают действовать без благословения Священноначалия, а порой — в прямом противоречии с той позицией, которая открыто и недвусмысленно была выражена правящими архиереями и высшей церковной властью в лице Архиерейского Собора, Священного Синода и Святейшего Патриарха. Совершенно неприемлемыми являются факты передачи клириками и монашествующими своих обращений в средства массовой информации и органы государственной власти, что подчас имеет характер неприкрытого давления на Священноначалие. Таковым мы напоминаем 11-е правило Сардикийского Собора: «Аще который епископ, или пресвитер, или вообще кто-либо из клира без соизволения и грамот от епископа области, и наипаче от епископа митрополии, дерзнет пойти к царю: таковой да будет отрешен, и лишен не токмо общения, но и достоинства, какое имел… Аще же необходимая нужда заставит кого идти к царю: таковой да творит сие с разсмотрением и с соизволением епископа митрополии и прочих тоя области епископов, и да напутствуется грамотами от них».
Необходимо напомнить современным «ревнителям не по разуму», что Господь возложил на епископов особую миссию: быть строителями Таин Христовых и хранителями неповрежденного вероучительного Предания. Отступление от законного Священноначалия есть отступление от Духа Святого, от Самого Христа. Как говорит священномученик Игнатий Богоносец, «все последуйте епископу, как Иисус Христос — Отцу, а пресвитерству — как апостолам. Диаконов же почитайте как заповедь Божию. Без епископа никто не делай ничего, относящегося к Церкви… Где будет епископ, там должен быть и народ, так же, как где Иисус Христос, там и кафолическая Церковь» (Св. Игнатий Антиохийский, Смирн. 8). Православная Церковь исповедует, что «без епископа ни Церковь Церковью, ни христианин христианином, не только быть, но и называться не может. Ибо епископ, как преемник апостольский, возложением рук и призванием Святого Духа получил преемственно данную от Бога власть решить и вязать» (Послание Восточных Патриархов).
Выводы:
1. Принятие или непринятие индивидуальных номеров ни в коей мере не является вопросом исповедания веры или греховным деянием. Это дело личного выбора, оно не имеет религиозного значения.
2. Смущения, возникшие в церковной среде в ходе дискуссий об ИНН, свидетельствуют о необходимости усиления учительного служения церковной иерархии и исправления недостатков, существующих в духовном окормлении.
В связи с этим мы почтительнейше просим Святейшего Патриарха обратиться к Полноте Русской Православной Церкви с пастырским посланием.
3. Не порицая людей, отказывающихся от принятия ИНН, следует высказать тревогу о духовном состоянии тех из них, кто превозносится своим отказом, осуждая не последовавших их примеру.
4. Совершенно недопустимым является наложение пастырями церковных прещений за принятие либо за непринятие налоговых номеров.
5. К сожалению, приходится констатировать тот факт, что верующие люди, отказавшиеся от ИНН, нередко сталкиваются с дискриминацией со стороны работодателей. Согласно официальным заявлениям руководства Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, подобные действия являются противоправными. В этих случаях необходимо обращаться в вышестоящие налоговые инстанции.
6. Участники пленума пришли к выводу, что Русской Православной Церкви требуется серьезное совершенствование издательской и информационно-аналитической деятельности по изучению и освещению церковных и общественных проблем.
7. У Церкви есть свои средства сопротивления нарастанию греха в мире: это не митинги и листовки, а исполнение заповедей Божиих, молитва и покаяние. Противостояние умножающемуся в мире злу становится подлинно христианским делом не тогда, когда христиане заражают друг друга необоснованными страхами, а тогда, когда мы живем конкретными делами, направленными на укрепление нашей веры и помощь ближнему. «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 16).

22 февраля Священный Синод Русской Православной Церкви рассмотрел вопрос о результатах состоявшегося в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре VII расширенного пленума Синодальной Богословской комиссии. Заслушав доклад Патриаршего Экзарха всея Беларуси, председателя Синодальной Богословской комиссии митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Священный Синод утвердил текст принятого на пленуме Итогового документа и благословил священнослужителям Русской Православной Церкви руководствоваться им в пастырской и духовнической деятельности, для чего было решено направить документ епархиальным Преосвященным с целью ознакомления с ним клириков, монашествующих и мирян Русской Православной Церкви. Учитывая смущение, возникшее в церковной среде в связи с проблемой ИНН, члены Священного Синода обратились к Святейшему Патриарху с просьбой обратиться с пастырским посланием к полноте Русской Православной Церкви.
23.02.2001


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru