Московский журнал | Н. Малахова | 01.03.2001 |
Так прозвали усадьбу Любвино в поселке Тучково по Белорусской (прежде Московско-Брестской, а затем Александровской) железной дороге, до революции принадлежавшую Любови Герасимовне Пыльцовой (1859- 1931) — младшей из четырех дочерей известного промышленника, купца и мецената Герасима Ивановича Хлудова (1821- 1885). В 1880 году она вышла замуж за Николая Александровича Лукутина (1853−1902) — надворного советника, московского второй гильдии купца, члена правления Товарищества Норской мануфактуры, владельца фабрики изделий из папье-маше в селе Федоскино. Через шесть лет после смерти мужа Любовь Герасимовна вступила во второй брак с присяжным поверенным Николаем Михайловичем Пыльцовым, который, по воспоминаниям старожилов поселка Тучково, был значительно моложе своей супруги.
Загородную усадьбу Любовь Герасимовна, обладательница многомиллионного состояния, начала строить в 1911 году, выбрав живописнейшее место на высоком лесистом берегу в излучине Москвы-реки и пригласив известного московского архитектора А.Э.Эрихсона. В течение года здесь трудилось около тысячи человек. Отделкой и декором занимались специалисты московского филиала известной итальянской фирмы братьев Аксерио. В оформлении интерьеров широко использовался антиквариат, в том числе старинная итальянская и французская скульптура, для реставрации которой вызвали мастеров из Италии.
Усадебный дом в два этажа имел одноэтажные крылья, заканчивавшиеся опять же двух- этажными пристройками. Каменные террасы на садовом фасаде венчались балконами, украшенными мраморными бюстами. В подвале находились прачечная и кладовые. Кроме печного, действовала система водяного отопления, а также электрическое освещение. Подъезд к главному фасаду был оформлен в виде пандуса. Над входом на колонны опирался устроенный на козырьке балкон.
Садовый фасад в значительной мере повторял фасад усадьбы 1803 года Елизаветино (Покровское-Стрешнево). Но в Любвино уже заметны типичные элементы неоклассицизма: вытянутые ионические колонны, рельефное обрамление полуротонды, преувеличенные размеры оконных проемов двухэтажных пристроек и так далее. На фотографиях того времени видна веранда, примыкающая к полуротонде с декоративными решетками художественного литья. На полуколоннах веранды — бронзовые вазы с цветами и растения в кадках. Боковые ризалиты террас украшены тосканскими колоннами.
Лепной декор фасада, в котором сказалось влияние и московского ампира, не сохранился. Одноэтажные части дома были надстроены вторыми этажами, соответственно исчезли балконы, а колонны террас превратились в полуколонны, став частью стены. Та же участь постигла и колонны сквозного крыльца. Пострадал и внутренний декор: скульптурные розетки, плафоны, росписи. В купольном зале уцелел антаблемент с лепным растительным узором, поддерживаемый коринфскими колоннами, и дюседепорт с композицией на мифологическую тему. Утрачены мраморные бюсты, стоявшие на балюстраде террасы, — осталась только чугунная ограда.
Подпорная стена была сложена из необработанного грубого камня. От фонтана в арочной нише низвергался по склону фонтанный каскад. Терраса разграничивала регулярный и ландшафтный парки, служа одновременно смотровой площадкой. К реке спускались белокаменные лестницы.
Главный вход сторожили две бронзовые собаки (сейчас они для сохранности перенесены в вестибюль). К жилым комнатам вел просторный вестибюль с колоннами. Длинная анфилада комнат была наполнена светом и воздухом. Всюду стояли вазы с цветами — целое море цветов: в усадьбе имелось несколько оранжерей. Обстановка поражала роскошью: фарфор, бронза, богатое собрание картин.
На плане, хранящемся в Государственном историческом архиве Москвы, видно, что к 1916 году число построек в усадьбе достигало 51. Имение разделялось на две зоны: парковую и хозяйственную (сейчас это часть территории микрорайона Восточный).
Одно из строений на плане обозначено: «Бывший дом владельца». Слова эти впоследствии зачеркнуты, сверху написано карандашом: «дача». Деревянный одноэтажный дом с изразцовыми голландскими и русскими печами, каменным полуподвалом, ватерклозетами, по всей видимости, служил хозяевам временным пристанищем на период строительства усадьбы. Несколько дач в хозяйственной зоне, возможно, сдавались или предназначались для временного размещения гостей.
За парком был большой сад и каменный сарай для хранения урожая, а рядом — контора и квартира управляющего. Садовник жил в отдельном деревянном доме. В хозяйственной зоне также находились конюшня, бревенчатый коровник, каретный сарай, птичник, псарня, дом для рабочих, квартира заведующего хозяйством, две водокачки, баня и электростанция.
Как видим, все здесь было тщательно продумано и фундаментально обустроено — в расчете на долгие времена. Но после 1917 года имение реквизировали. Супруги Пыльцовы в начале 20-х годов эмигрировали, следы их потерялись. В 1924 году в усадьбе разместилась санитарно-лесная школа № 5.
Дочь Любови Герасимовны — Любовь Николаевна Лукутина (1886−1965) в 1907 вышла замуж за В.В.Пржевальского (1869−1919) — действительного статского советника, сына юриста В.М.Пржевальского, племянника известного путешественника Н.М.Пржевальского. От этого брака родилось четыре сына: Евгений (умер младенцем), Владимир (1907−1956), Николай (1909−2000), Михаил (1912−1997). Правнуки Л.Г.Лукутиной — Николай Михайлович Пржевальский, Владимир Николаевич Пржевальский и Татьяна Михайловна Комарова — живут в Москве.
Усадьба же Любвино по-прежнему стоит на крутом берегу Москвы-реки. Позднейшие перестройки серьезно нарушили первоначальную композицию усадебного дома. Однако и сейчас он величественно и красиво высится, напоминая парящую птицу — «летящее белое чудо».
Современные фотографии Н.А.Малаховой
Литература и источники
Вся Москва. Справочник. М., 1911.
ГИАМ (Государственный исторический архив Москвы). Ф.16, оп.235, д.5707; оп.190, д.1346; ф.51, оп.13, дд.1, 11; ф.117, оп.2; ф.311, оп.1, д. 4071.
Ежегодник Московского архитектурного общества. М., 1912−1913. Вып.3.
Каждан Т.П. Художественный мир русской усадьбы. М., 1997.
Крашенинников А.Ф. Зодчие Москвы. М., 1999.
Крымский контекст. Крым, 1996. № 4.
Нащокина М.В. Архитектура московского модерна. Творческие портреты. М., 1998.
Нащокина М.В. Сто архитекторов московского модерна. Творческие портреты. М., 2000.
Новикова Е.Б. Хроника пяти поколений. М., 1998.
Памятники Отечества. М., 1993. Вып.25.
Полякова Г. А. Флора и растительность парков Подмосковья. М., 1992.
Пржевальский М.В. Родословная Лукутиных. Машинописная рукопись. 1987. Архив Л.К. и Н.М.Пржевальских.
Русская усадьба. М., 1998. Вып. II (18); IV/20. М., 1999. Вып. V/21.
Русский неоклассицизм. М., 1998.
Столица и усадьба. Пг., 1915. № 29.