Русская линия
Московский журнал Б. Бочаров01.02.2001 

Восхождение
О хоровом коллективе духовного песнопения под руководством Евгения Михайловича Ильина.

«Россия немыслима без пения, она вся — песня». Эти слова философа И.А.Ильина вспомнились на одном из концертов хора духовных песнопений «Восхождение» в Центральном Доме ученых. После исполнения таких произведений, как «Отче наш» Н. Кедрова, «Вечери твоея тайныя» А. Львова, «Херувимская песнь» Д. Бортнянского, «Господь просвещение мое» А. Никольского, иные из зрителей смахивали слезу, а иные застывали в восторженном оцепенении; аплодисменты казались неуместными, стояла благоговейная тишина. Зато когда звучали «Днесь всяка тварь веселится» С. Дегтярева, «Задостойник Пасхи» валаамского распева в гармонизации М. Балакирева, «Радуйтеся, людие» Дж. Сарти, аплодисментам не было конца…
Хор «Восхождение» — коллектив любительский, хотя в нем есть люди и с музыкальным образованием. Конечно, в каком-то отношении он уступает хорам профессиональным. Однако искренность и энтузиазм певцов находят прямой путь к сердцу слушателей, что далеко не всегда случается на концертах профессиональных хоров с их холодным академизмом. Более того. Развитие искусства духовных песнопений в России, особенно вне храмов, во многом обусловлено деятельностью именно любительских (здесь это слово поневоле хочется взять в кавычки) хоровых коллективов.
Нынешний руководитель «Восхождения» Евгений Михайлович Ильин рассказывает: Духовная музыка вне церкви существует свыше пяти столетий. Еще при Иоанне III созданный им хор певчих дьяков участвовал в светских торжествах, исполняя «стихи покаянные», «заздравные чаши», многолетия, а также в театрализованных представлениях, посвященных событиям Священной истории.
В XVII веке стихотворное переложение Псалтири Симеоном Полоцким послужило ощутимым стимулом для создателей хоровой духовной музыки, в том числе и внецерковной.
В начале XIX века духовная музыка выходит на светскую концертную сцену. Хоровые коллективы включают в свои программы произведения западных (Бах, Гендель, Вивальди, Моцарт, Гайдн) и русских (Сарти, Давыдов, Березовский, Титов, Дегтярев, Бортнянский) композиторов. И вот здесь на первом плане оказываются любительские хоры. Уже к концу XVIII века в церковных богослужениях стали принимать участие «вольные» певцы, то есть талантливые непрофессионалы, обучавшиеся непосредственно в храме. Они пели как обиходную церковную музыку, так и духовные концерты.
XIX век — время расцвета самодеятельного хорового искусства. Каждое учебное заведение, будь то кадетский корпус или фельдшерское училище, считало делом чести иметь свой хор. Существовали хоры рабочих на фабриках и мануфактурах, крестьянские хоры. Руководимые такими энтузиастами, как, например, Вячеслав Булычов или Иван Юхов, некоторые из них обретали всероссийскую известность.
В СССР любительское хоровое пение приобрело массовый характер. Всесоюзное хоровое общество имело активно действующие филиалы в большинстве городов; ежегодно проводились масштабные смотры-конкурсы художественной самодеятельности. С распадом Советского Союза все это заметно пошло на убыль. России грозит опасность перестать быть «поющей страной».
Между тем «животворное начало русской культуры неотделимо от духовного песнопения. В древности саму службу, Литургию, называли музыкой, пением. <> Подобно тому, как русский пейзаж не полон, не завершен без церкви, так и внутреннее русское мироощущение ущербно без внутреннего духовного излучения, „горения к небесам“, без живой силы поющего сердца, столь щедро и всеобъемлюще воплощенного в православных песнопениях. Грядущая Россия — это поющий русский хор» (И.А.Ильин).
Следует подчеркнуть, что духовные песнопения вне храма исполняются иначе, чем на богослужении. Современный регент Анатолий Правдолюбов говорит: «Пение церковного хора на богослужении должно быть строго бесстрастно, даже когда содержание требует экспрессии, <> ибо хор на богослужении — второй проповедник, первый — настоятель храма. Хор на богослужении — это уста и сердца молящегося народа». Но если в храме хор является вторым проповедником, «строго бесстрастным», чуждым экспрессии, то на сцене он — единственный, а потому экспрессия становится дозволенной, более того — необходимой. Ибо, по слову известного авторитета в области духовной музыки А.Н.Компанейского, «духовное песнопение вне церкви — это самый совершенный вид христианского искусства, сливающий всех православных в одну душу <>. В таком хоре личность получает возможность индивидуального восхождения, внутренней свободы, обретая их благодаря общему „току любви“ к Богу и друг к другу».
Как видим, Евгений Михайлович не случайно связывает свои надежды на возрождение России в качестве «поющей страны» с возрождением традиции именно любительского хорового пения. Ведь в данном случае «любительство» означает прежде всего порыв энтузиазма, превосходящий чисто профессиональную выучку: человек поет потому, что не может не петь, и вкладывает в исполнение всю душу, стремящуюся к небесам. Когда же речь идет о музыке духовной, подобное «любительство» просто незаменимо.

+ + +

Хор духовных песнопений «Восхождение» существует уже десятилетие.
Об этом — беседа с его участниками.
Ольга Тихомирова, директор (на общественных началах): За десять лет мы дали более 300 концертов и записали два компакт-диска. Таким итогом может похвастаться не каждый даже профессиональный коллектив.
Наши хористы — люди разных возрастов и профессий. Далеко не все они имеют музыкальное образование. Но все одарены от природы певческим талантом, а главное — воодушевлены идеей возрождения традиций русской хоровой духовной музыки в наше смутное, во многом бездуховное время. Большинство работает или учится, есть и работающие пенсионеры. Так что репетируем вечерами, а для участия в концертах приходится зачастую жертвовать (впрочем, никто не считает это жертвой) выходными. Люди трудятся бескорыстно: денег никто из нас здесь не получает.
Хор был организован в 1990 году на волне подъема православного самосознания в нашей стране и, как следствие, возросшего в обществе интереса к русской хоровой духовной музыке. Тогда инициативной группе удалось найти, выражаясь по-нынешнему, спонсоров, финансировавших коллектив на начальной стадии становления. В московских газетах напечатали объявление о конкурсном наборе исполнителей. Руководителями пригласили опытных регентов Николая Николаевича Киреева и Анатолия Семеновича Бережного.
По объявлению явилось восемьсот желающих (около четырех претендентов на место). Такого никто не ожидал. Комиссия отобрала два состава, условно названных «профессиональным» (восемьдесят человек, имеющих наилучшие вокальные данные и музыкальную подготовку) и «любительским» (150 человек). Для проведения репетиций арендовали помещения в Доме культуры «Меридиан». Планы были обширные, энтузиазм соответствующий, и результаты не заставили себя долго ждать: оба состава хора «Восхождение» вскоре начали появляться на московских концертных площадках.
Однако в 1994 году после очередной финансовой катастрофы «лопнул» банк, где лежали остатки спонсорских денег. Хор оказался без средств к существованию. Ушли регенты-хормейстеры, работавшие на окладах. Возникли проблемы с арендой репетиционных помещений. Для хора настали тяжелые времена. И тем не менее благодаря мужеству и самоотверженности людей, составлявших костяк коллектива, мы выстояли, пусть и не без существенных потерь: сейчас в хоре поет около тридцати человек, из них десять — из первого «профессионального» состава. Большой удачей было согласие опытного хормейстера, лауреата конкурса хоровых дирижеров Эдуарда Александровича Дядюры безвозмездно взять на себя художественное руководство.
После долгих мытарств и скитаний по различным клубам, школам, Домам культуры удалось более-менее сносно обосноваться в 23-й городской больнице имени Медсантруда. Ничего странного здесь нет, происходит своеобразный «бартер»: больница бесплатно предоставляет нам небольшой зал со стареньким пианино (кстати, раньше здесь находилась больничная церковь), а хор выступает перед выздоравливающими, что рассматривается как лечебная процедура — «песнетерапия», если угодно.
За это время хор не только не растерял достигнутого, но и обрел второе дыхание, существенно повысив исполнительский уровень, так что Э.А.Дядюра рискнул включить в программу «Глорию» Антонио Вивальди. Многие сомневались в успехе — до тех пор, пока «Глория» не была исполнена нами на сцене Рахманиновского зала Московской консерватории. Это была победа!
Вот уже два года нашим хором руководит молодой талантливый дирижер Евгений Михайлович Ильин, выпускник Музыкальной академии имени Гнесиных. Его приход совпал с периодом подготовки к празднованию 200-летия со дня рождения А.С.Пушкина. Поэтому в работе с ним наряду с духовной музыкой пушкинской эпохи мы большое внимание уделяли хоровым произведениям и романсам на стихи самого поэта. Юбилейная пушкинская программа, с которой мы выступаем и сейчас, включает «Персидский хор» из оперы «Руслан и Людмила» М.И.Глинки и его же романс «Не пой, красавица…», «Наташу» Г. В.Свиридова, «Утро» М.М.Ипполитова-Иванова, «Стрекотунью-белобоку» В.Я.Шебалина и другие. Дополненная духовными песнопениями Д.С.Бортнянского, С.В.Рахманинова, П.Г.Чеснокова, К.Н.Шведова, А.Д.Кастальского, она с неизменным успехом исполняется перед самой разной аудиторией и на известных концертных площадках, и в Домах культуры, школах, центрах социального обслуживания, подмосковных домах отдыха. Наша концертная деятельность носит преимущественно благотворительный, просветительский характер. И мы хотим, чтобы о нас знали, не заработка или славы ради, а чтобы приобщить как можно больше людей к отечественной культурно-духовной традиции. К сожалению, сегодня организовать даже бесплатный концерт — дело далеко не простое. Рекламы мы себе позволить, конечно, не можем. Чтобы в этих условиях заниматься «раскруткой» хора, нужно обладать поистине безграничной верой в то, что делаешь. Таким человеком у нас является Анатолий Сергеевич Кузнецов, директор по рекламе (естественно, на общественных началах), который и сам не устает иронизировать над своим «титулом».
Анатолий Кузнецов: По специальности я геолог-нефтяник, кандидат наук. Вырос в семье, где музыке всегда уделялось большое внимание, получил музыкальное образование. В доме было много грампластинок. Особенно любил я слушать Шаляпина и даже какое-то время подражал ему.
Тяга к хоровому духовному пению возникла во мне внезапно и на всю жизнь, когда отпевали в церкви мою бабушку. Однако до ухода на пенсию осуществить мечту не удавалось. В начале 90-х годов я узнал о хоре «Восхождение», стал посещать репетиции, проходившие тогда в клубе фабрики «Салют», и сидел там как завороженный. Наконец решился на прослушивание, которое, слава Богу, успешно прошел.
Да, хору приходилось переживать времена столь тяжелые, что на вопросы, где нас можно услышать, часто было попросту нечего ответить: в тот период мы почти не выступали. Меня все больше брала обида, но вместе с тем росло и осознание необходимости что-то предпринимать. В конце концов я начал обходить школы, клубы, Дома культуры и предлагать наши концерты. Большинство руководителей оставались глухи. Но я не отчаивался и не опускал рук. Москва велика… Постепенно у нас установились надежные творческие связи с Центральным Домом работников искусств, Домом ученых, Домом журналиста, Домом композиторов. Нам предоставляли сцену московские мемориальные музеи — Ф.И.Шаляпина, А.Н.Скрябина, Н.А.Островского, Театральный музей имени А.А.Бахрушина.
Видеть перед собой в зале благодарные одухотворенные лица — огромная радость. Но главное — многим слушателям именно наши концерты открыли путь к храму…
Валентина Матвеева, старший научный сотрудник Онкологического центра, хористка: Это относится не только к слушателям. Начав петь здесь, я со временем почувствовала, что должна петь в церкви. Сначала это была маленькая, только что открывшаяся церковь в Орехово-Борисове, затем я перешла в хор Успенской церкви Новодевичьего монастыря.
Когда поешь или слушаешь песнопения в храме, переживаешь неизъяснимое чувство единения с Божественным. Нечто подобное происходит и на концертах, с которых слушатели уходят духовно просветленными и даже физически исцеленными — от тех же головных болей, депрессии. Говорят, счастье само по себе — иллюзия, реально лишь его ожидание. Не знаю… Нам, хору духовных песнопений «Восхождение», дано вот уже десять лет реально испытывать счастье и более того — нести его людям.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика