Московский журнал | А. Якимов | 01.02.2001 |
Возрождение церковной жизни в России повлекло за собой и возрождение многих церковных искусств и ремесел, таких, как иконопись, обработка металла, резьба по камню и дереву, вышивка, ювелирное дело и тому подобные. Однако среди них нет еще одного когда-то широко распространенного на Руси ремесла — ручной набойки. Справедливо ли она забыта? А если нет, то возможно ли ее восстановление?
Набойка — способ получения изображения на выбеленной или гладкоокрашенной ткани с печатной доски, на которую нанесена краска или резервирующий состав1. Характерный технический прием — постукивание деревянными молотками по тыльной стороне печатной доски (в некоторых местах — по ткани) — дал этому ремеслу название. К набойке также относят узорные ткани, полученные с использованием горячего (воскового) или холодного (резиновый клей) резерва.
Интересен трафаретный метод, когда ткань зажимали между двумя одинаковыми металлическими листами с прорезным узором, а затем проливали открытые места красящим составом.
В наши дни используется шелкотрафаретный метод (фотофильмпечать): печатной формой является капроновое сито с нанесенным на определенные места покрытием, не пропускающим печатную краску.
Родиной набойки считают Индию — оттуда она распространилась по странам Ближнего Востока, в Египет, Грецию, Рим, Византию и Европу. Хотя не исключена возможность и независимого ее зарождения в разных странах. В любом случае это очень древнее ремесло. Известен фрагмент греческой набивной ткани IV века до нашей эры.
Первые сведения о русской набойке относятся к X веку. Но можно предположить, что крестьянская набойка появляется с того времени, когда научились выращивать и обрабатывать лен и ткать полотно.
С крещением Руси и постройкой храмов потребность в церковных тканях стала удовлетворять набойка. Как вид церковного ремесла она «существовала уже в XII веке <> на это указывает часть церковной одежды, оставшейся после святителя Варлаама Хутынского (+1193)"2. Ее неброская красота и сдержанная сила, лаконичность ее художественных приемов были созвучны русскому православному богослужению, и набивные ткани органично вошли в жизнь храма. Из них шили облачения престолов, завесы царских врат, воздухи, фелони и стихари, шатры и знамена для полков и многое другое. «По Костромским писцовым книгам 1629 года, набойка встречается в ризницах Собора и Богоявленского монастыря <> В 1676 году в городе Юрьевце в четырнадцати церквах и шести монастырях двадцать два престола были облачены набойкой"3.
Вот описание ризницы Новой Словинской пустыни на речке Словинке в Кусской волости во время Кадуевской осады 1628−1629 годов:
«…на престоле индития4 — выбойка Турская <> трои ризы, три стихаря — выбойка Турская, трои поручи крашенинные, две патрахели5 — выбойка Турская». (Также сплошь из набойки была сшита и ризница Христорождественской церкви поселения Малых Солей в 1660 году.) И далее: «В 1689 году в Песошенском монастыре были ризы золотные, битые по черному китайскому атласу, оплечье — бархат рытой по лазоревой земле6, около — круживо мишурное; крест и звезда — участок серебряный, омет — атлас полосатый. Здесь же ризы и стихарь кругчатые7, битыя по черной земле скатерным делом8, оплечье — камка, травы большия».
XIV-XVI века — время расцвета всего церковного искусства, в том числе и набойки. С XVII века растет количество привозных тканей; часть мастеров-набойщиков начинают рабски копировать иноземные рисунки. На набойку стали смотреть с пренебрежением, стремясь иметь в ризницах «богатые» ткани. Появление на Руси мануфактур, оснащенных печатными машинами, ускорило процесс вытеснения и уничтожения ручной набойки. Быть может, один из последних образцов можно видеть на фотографии 1925 года, сделанной в окрестностях города Перемышля Калужской губернии: крестьянин сушит домотканые холсты, набитые мелким цветочным узором.
Однако, как оказалось, интерес к набойке не угас окончательно. В 1980-е годы был снят документальный фильм о двух мастерах, возродивших искусство ручной печати платков с деревянных досок. Несколько позже двое прихожан московского храма святителя Николая в Кузнецах изготовили и подарили протоиерею Всеволоду Шпиллеру облачение с набитыми шелкографическим способом золотистыми крестами по белой шерстяной ткани и галунами, по которым также шелкографическим способом была сделана надпись: «Разумейте языцы и покоряйтеся, яко с нами Бог». В той же технике в конце 1980-х годов автором статьи выполнено две ткани для нового деревянного храма в честь Псково-Печерских преподобных, построенного на Святой горе Псково-Печерского монастыря: одна — для завесы царских врат (с рисунком по мотивам росписей Смоленского храма на Протоке XII века), вторая — для облачения (с орнаментом, повторяющим рисунок ветхой фелони работы мастеров Оловянишниковской мануфактуры).
После открытия в 1991 году храма святителя Николая Чудотворца в Кленниках по благословению и при поддержке настоятеля протоиерея Александра Куликова в приходе начали печатать набивные ткани. Были выполнены и заказы на них настоятелей еще нескольких храмов. Сейчас готовятся рисунки по мотивам русского народного орнамента.
Способ ручной набойки имеет много достоинств. Он прост технологически и позволяет выпускать ткани мелкими сериями, уходя от однообразия в рисунках. А главное — рукотворность изделия дает возможность вложить в него всю душу, что недостижимо при машинном производстве.
1. Состав, блокирующий окрашивание, после которого уже наносится краска, ложащаяся на свободные от резерва места.
2. Толстой И.И., Кондаков Н.П. Русския древности в памятниках искусства. СПб., 1889−1899. Т.VI. С. 171.
3. Виноградов Н.Н. Красильно-набивной промысел Костромской губернии. Кострома (куст. отд. Костромск. губ. земства), 1915. С. 12, 17.
4. Ткань поверх первой белой ткани на престоле — символ славы Божией.
5. Епитрахили.
6. По голубому фону.
7. Имеющие основным элементом орнамента круг.
8. Рисунком, употреблявшимся для украшения скатертей.