Московский журнал | Л. Верховская | 01.02.2001 |
11 октября 1999 года Святейший Патриарх подписал решение о канонизации в лике местночтимых святых Московской епархии преподобного Зосимы (Верховского), основателя Троице-Одигитриевской (Зосимовой) пустыни под Наро-Фоминском. А уже 29 октября сюда из московского Новодевичьего монастыря приехали две монахини: назначенная настоятельницей Елена (Конькова) и инокиня Лариса (Сорокина), затем прибыли еще две насельницы. Не побоялись они ни холода, ни лесного безлюдья. Настоятельница Новодевичьего монастыря игуменья Серафима (Черная) помогала делами и молитвой. Верующие из местных жителей дружно взялись за метлы и щетки. И уже через неделю, 6 ноября (день памяти схимонаха Зосимы), в пустыни открылось подворье Новодевичьего Смоленской иконы Пречистой Богородицы женского монастыря. Литургию возглавлял благочинный монастырей Московской епархии епископ Видновский Тихон. Вскоре в обитель был назначен священник Александр Суворкин. В Троицком храме начались регулярные службы, сюда потянулись люди.
16 декабря отошла ко Господу опекавшая насельниц Зосимовой пустыни матушка Серафима (фрагменты одной из последних бесед с игуменьей Серафимой опубликованы в № 1 «Московского журнала» за 2001 год), но ее духовная дочь монахиня Елена с сестрами, поддерживаемые администрацией района во главе с В.И.Крамковым, продолжали трудиться над восстановлением обители. В Троицком храме многие годы размещался клуб. Разобрали сцену и навесной потолок, раскрыв купольное завершение; восстановили и освятили алтари — центральный и южного придела; установили хотя и временный скромный, но красивый иконостас; достроили утраченное навершие храма: четверик, барабан, главку. Подняли деревянный крест. Старинный, сохранившийся на колокольне с 1857 года, отправили на реставрацию.
Под полом южного придела храма был обнаружен нарушенный кирпичный склеп. По некоторым данным, здесь покоятся племянницы старца Зосимы — схимонахиня Маргарита и первая игуменья пустыни Вера (Верховские). Нашли и место захоронения самого старца у южной стены центрального алтаря. Но после вскрытия бетонного пола оказалось, что белокаменная гробница с саркофагом пуста. Где, когда и кто перезахоронил старца Зосиму — неизвестно.
7 марта 2000 года Святейший Синод принял решение об утверждении Зосимовой пустыни как самостоятельного монастыря. Посвященные этому торжества состоялись 9 апреля, в четвертую неделю Великого поста. На литургии, возглавляемой митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием, монахине Елене были вручены наперсный крест и настоятельский жезл.
Престольный праздник монастыря — день преподобного Зосимы, игумена Соловецкого, и священномученика Симеона, епископа Персидского, совпал с днем празднования Воскресения Христова. Сестры восприняли это как знамение. Накануне Троицы — тоже престольного праздника — после всенощной на небе без всякого дождя появились две радуги, одна из них — тройная; вечернее небо на востоке пылало алым огнем.
Прославление в лике преподобных основателя пустыни старца Зосимы (Верховского) произошло 23 июля. Местный иконописец Наталья Криван написала к этой дате две иконы святого1; редакцией районной газеты при поддержке благотворителей было выпущено прекрасно изданное Житие. Возглавлявшему торжества высокопреосвященнейшему Ювеналию сослужил собор архиереев: архиепископ Можайский Григорий, епископ Угличский Иосиф, епископ Видновский Тихон, епископ Илиан, настоятели монастырей и храмов, священники Наро-Фоминского благочиния. Пел хор сестер Ново-Голутвинского Свято-Троицкого монастыря под регентством игуменьи Ксении.
Гости приехали не только из ближайших епархий, но и с родной для преподобного Зосимы Смоленщины — иеромонах Даниил (Сычев) и инокиня Анна — ныне монахиня Ангелина (Нестерова)2; из Екатеринбургского Ново-Тихвинского монастыря, с которым насельницы пустыни связаны общим почитанием старцев Зосимы и Василиска3, — настоятельница монахиня Любовь и инокиня София; из православного Калифорнийского скита Христа ради юродивой Ксении Петербургской — монахиня Корнелия (Рис)4.
Недавно Зосимова пустынь обрела еще двух заступниц и молитвенниц у престола Божия. На юбилейном освященном Архиерейском соборе Русской Православной Церкви (13−16 августа 2000 года) принято решение о прославлении в лике святых Собора новомучеников и исповедников Российских XX века — последней игуменьи пустыни Афанасии (Лепешкиной, 1875−1931) и ее келейницы инокини Евдокии (Бучиневой, 1885−1931)5. Вернулись в обитель реликвии — бывшие здесь когда-то иконы и неизвестные до этого фотографии настоятельниц Веры (Верховской) и еще одной, имя которой пока не установлено6.
За последние годы был совершен ряд паломничеств в места, связанные со старцем Зосимой: это деревушка Буловицы в Починковском районе Смоленщины, где родился Захарий Верховский, «овраг Монашеский» в Рославльских лесах, где он в юности познакомился с жизнью пустынников, Коневский монастырь на Ладоге, где он принял постриг с именем Зосима и под управлением старца Василиска вступил на путь подвижничества. Теперь и в Зосимову пустынь прибывают паломники. Так, долгое время оставалось неизвестно место двадцатилетнего, с 1802 по 1822 год, пустыннического подвига старцев Зосимы и Василиска где-то в предгорьях Алтая, в 50 верстах от Кузнецка. И вот Божий промысел привел в пустынь священника Игоря Кропочева из Новокузнецкого благочиния с вестью о том, что жители Новокузнецкой округи знают это место на берегу озера, называемого Монашка, и поставили там памятный крест.
В сентябре прошлого года монахиня Зосима и трое ее сподвижников по трудам, предшествовавшим официальному возобновлению Зосимовой пустыни (Галина Архипова, Владимир Маглов, Татьяна Корнилова), отправились на Урал и в Сибирь7. Свято-Николаевский женский монастырь в Туринске, в 360 километрах от Екатеринбурга, был первой целью их паломничества. Основанный старцами Зосимой и Василиском в 1822 году на высоком берегу живописной реки Туры, он на старых фотографиях величественно-красив. Тем сильнее поражает его нынешнее состояние: ни одного храма, ни одного купола, ни одного креста — только несколько полуразвалившихся домов и бетонные боксы гаражей. Когда началась разборка последних, были обретены мощи старца Василиска. Теперь сестры с нетерпением ждут его прославления.
Глядя на полностью разрушенную обитель, нельзя не удивляться вере и мужеству насельниц, взявшихся за ее восстановление. В келейном корпусе они устроили небольшой храм, куда по выходным приезжает священник из Екатеринбурга. Паломники заказали молебен преподобному Зосиме, на аналой сестры монастыря положили его старинный портрет. Съездили и на заимку Поповой дачи в десятке километров от Туринска, где стояла келейка старцев, а потом постоянно жил отец Василиск. Сейчас на этом месте растет красивая сосна с раздвоенным стволом, словно напоминающая о слившихся в любви о Господе двух душах — Василиска и Зосимы. Невдалеке поставлен памятный крест.
В новокузнецком поезде паломники читали и перечитывали слова старца Зосимы: «Нет в пустынном пребывании ничего такого, что бы возбраняло или отвлекало от Богослужения, удерживало или мешало заниматься чтением Священного писания и питаться углублением в Богомыслие; напротив, всякий случай и всякий предмет побуждают здесь простираться к Богу. Кругом дремучий лес, за которым весь мир скрылся; только к небу чистейший и незагражденный путь, привлекающий взоры и желания сподобиться и переселиться в тамошнее блаженство. А от соединения души с Богом какая бывает радость, какой страх, какая любовь, сладость, утешение, просвещение, трепет, умиление, слезы и совершенное забвение самого себя и всего земного».
С именем еще одного подвижника связаны эти места. Сохранилось записанное отцом Зосимой житие ученика старца Василиска двадцатилетнего юноши Петра Мичурина (Петр Томский, прославленный в Соборе святых, в земле Сибирской просиявших8): «До того сгорал он любовию к Богу, что не в силах будучи выносить и скрывать, уже громогласно, бывало, взывал к Богу, и умиленно благодарил Его милосердие над ним».
В Новокузнецке паломников из Зосимовой пустыни тепло принял архиепископ Кемеровский и Новокузнецкий Софроний, рассказавший о планах епархии по возведению часовни на берегу озера Монашка и продолжению поисков могилы святого Петра Томского. Посетили они и величественный Преображенский собор, в котором когда-то исповедовались и причащались пустынники, Кузнецкую крепость, где служил Петр Мичурин до ухода к монахам; беседовали со студентами Новокузнецкого православного духовного училища.
Наконец в сопровождении четырех священников — отцов Василия (Лихвы), Игоря (Кропочева), Владимира (Пивоварова) и Сергия (Сартакова) — паломники отправились туда, где находилась пустынька старцев. Сначала ехали на автобусе, а под конец шли с полкилометра пешком по болотистой тропинке. Узкое и длинное озеро Монашка больше похоже на реку. Летом под руководством настоятеля Новокузнецкого храма Иоанна Воина отца Василия (Лихвы) здесь были начаты раскопки. Обнаружен погребок пустынников: на метровой глубине — остатки бревенчатого пола и множество глиняных черепков (на одном написано: «рыбная»).
Отсюда в конце 1810-х годов Зосима ездил в ближайшую деревню Сидоровку для духовного окормления собиравшихся там девиц и вдовиц, желавших посвятить себя Богу. Для них и был предоставлен Святейшим Синодом Свято-Николаевский монастырь в Туринске, куда вместе с сестрами переехали старцы, исполняя завет Господа «пасти овец Его». Это был первый монастырь, утвердившийся под управлением Василиска и Зосимы. Второй уже после смерти Василиска (29 декабря 1824 года, похоронен у стен храма Туринского монастыря) Зосима основал в 1926 году под Москвой.
Паломники набрали земли из раскопа. Отец Василий посоветовал положить ее возле икон: если хорошо молиться, она заблагоухает, как цветы. (Обломок бревнышка от погребка начал источать аромат вечером того же дня.) У большого деревянного креста с надписью «Праведный отче Петр Томский, моли Бога о нас», поставленного отцом Василием прошлым летом, отслужили благодарственный молебен…
Паломничество завершилось в Ивановском монастыре под Тобольском ровно 200 лет спустя после прибытия сюда Василиска и Зосимы. А в Зосимовой пустыни в это время настоятельница обители Елена (Конькова) занималась подготовкой к праздникам: 15 октября был поднят золоченый крест над Троицким храмом, а 19 декабря — старинный обновленный крест над колокольней…
1. Ко дню памяти преподобного Зосимы московским иконописцем Сергием Мелкозеровым также была написана икона.
2. Отец Даниил сообщил, что жизнеописание Зосимы Сибирского (так называют старца в Греции) переведено уже и на греческий язык.
3. В относящемся к этой епархии городе Туринске старцы Зосима и Василиск в 1822 году основали Свято-Николаевский Туринский девичий монастырь (возобновлен в октябре 1994 года). Екатеринбургский Ново-Тихвинский монастырь передал в Синодальную комиссию по канонизации святых материалы о старце Василиске, ожидается решение о его прославлении.
4. Традиция особого почитания старцев Зосимы и Василиска насельницами Калифорнийского скита идет от их духовников иеромонаха Серафима (Роуза) и игумена Германа (Подмошенского), в 1979 году осуществивших перевод жизнеописания старца Зосимы на английский язык. Обоим старцам посвящен подготовленный игуменом Германом № 21 журнала «Русский паломник» за 2000 год.
5. Верховская Л.А. Доброхотно дающего любит Бог // Московский журнал. 1998, № 8. С.44−45.
6. Фотографии передали монахиня Анна (Теплякова) и местный старожил Николай Алексеевич Калинкин, а две иконы — Валентина Григорьевна Астахова, в 1970-е годы организовавшая в располагавшемся на территории монастыря пионерлагере краеведческий кружок и собравшая вместе с детьми множество реликвий (крест, портреты старца Зосимы, гравюру с видом обители, книги), переданных в музей Свято-Данилова монастыря.
7. Паломничество началось с посещения женского монастыря в Екатеринбурге — преемника Горно-Уральского Ново-Тихвинского, насчитывавшего до 1917 года полторы тысячи насельниц. Сейчас там восстанавливается монашеская жизнь. Воссоздан знаменный роспев с исоном, возрождено иконописание византийской школы, организованы мастерская по пошиву церковных облачений и класс переводчиков с греческого языка. Хотя пока возвращена не вся монастырская территория, несколько храмов уже возрождены в обители, а также в Свято-Игнатьевском скиту, где живут сестры, и в селе Меркушино (церковь Симеона Верхотурского) в 400 километрах от Екатеринбурга, где обитель развернула свое подворье.
8. По названию реки Томи.
9. Примечательно, что в 1864 году в Ивановский монастырь, преобразованный в женский, перевели инокинь Туринской обители — той самой, которую основали старцы Василиск и Зосима спустя 22 года после их приезда в Сибирь.