Московский журнал | И. Магер | 01.07.2000 |
Говоря о московской художнице Марии Владимировне Вишняк, приходится употребить этот уже довольно затертый термин, которым мы хотим, впрочем, обозначить только тот факт, что данный живописец, заявляющий себя реалистом, — не «фотограф» и не «копировальщик», по выражению «модернистов»; что реализм обретает здесь свой истинный смысл и высокое оправдание как искусство, стоящее на спокойном доверии к творению, а не на всякого рода истерических сомнениях и каверзных вопросах в его адрес.
Мария Владимировна Вишняк родилась в Пятигорске в 1960 году. Живописью начала заниматься с пяти лет под руководством отца. «Отец говорит мне, что художник должен видеть, как всходило солнце. Мне 5−7 лет, мы вместе с ним пишем акварелью восход…»
Потом была Московская средняя художественная школа имени В.И.Сурикова, далее — Московский государственный художественный институт имени В.И.Сурикова (мастерская портрета, руководимая И.С.Глазуновым). С 1984 по 1992 год Мария Вишняк преподавала живопись и рисунок в Художественном лицее имени В.И.Сурикова.
И, конечно, художнический труд. Хотя знающие Марию Владимировну не перестают удивляться, как умудрялась и умудряется она выкраивать время для живописи, тратя столько сил на преподавание, воспитывая собственных детей (их уже четверо). Тем не менее результат налицо: последние десять лет в России ни один год не обходится без персональной выставки Марии Вишняк, творчество которой хорошо известно и за границей — в США, Японии, Англии, Греции, Италии, Австрии, Голландии, Польше.
Во вступительной статье к последнему альбому Марии Вишняк (1998) искусствовед Ирина Языкова главной эмоциональной доминантой ее работ называет тишину — чуткую, взыскующую тишину нездешнего покоя.
«Мария Вишняк… передает все бесконечное разнообразие мира, делая привычное откровением… через видимый образ обнаруживает незримое, через высказанное указывает на сокровенное, в мгновении ускользающего времени улавливает вечность…»