Московский журнал | 01.07.2000 |
21 апреля 2000 года
Музей-заповедник «Царицыно»
Хохлома приузольских деревень
Так называется выставка, открывшаяся в Государственном историко-архитектурном, художественном и ландшафтном музее-заповеднике «Царицыно».
На нижегородской земле по берегам одного из притоков Волги — лесной речки Узолы — стоят села и деревни, где в конце XVII — начале XVIII века родилось искусство росписи деревянной посуды с окраской под золото. Позже название этому промыслу дало старинное село Хохлома, соседствовавшее с Приузольем. Традиции хохломской росписи живут и сегодня в творчестве здешних мастеров — потомственных токарей, резчиков по дереву, художников. В селе Семино находятся основные токарные и живописные цеха Ковернинского творческо-производственного объединения «Хохломский художник».
На выставке была представлена коллекция музея-заповедника «Царицыно», насчитывающая около 300 изделий семинского художественного промысла — начиная с рубежа ХIХ — ХХ веков и кончая нашим временем, а также работы из фондов музея ТПО «Хохломский художник». Среди авторов — лауреаты Государственной премии имени И.Е.Репина, заслуженные художники России О.П.Лушина и О.Н.Веселова, народные художники России А.С.Карпова и В.А.Удалова, заслуженные художники России С.П.Веселова, А.К.Метелькова, Н.А.Гущина, А.А.Шмелева, А.Т.Куликова, Т.Н.Кроваткина. В деталях демонстрировался процесс изготовления и росписи хохломских изделий; мастера работали прямо в зале, так что посетители могли приобрести их работы «из первых рук».
11 мая 2000 года
Центральный Дом ученых РАН (Пречистенка, 16)
90-летию Дома Коншиных
Усадьба, в которой вот уже почти 80 лет располагается Центральный Дом ученых, была перестроена Александрой Ивановной Коншиной (урожденной Гнатовой) в 1910 году. В память этого события здесь прошел вечер. Кроме ученых-историков, в нем участвовали студенты Российской академии музыки имени Гнесиных, своими выступлениями придавшие собранию известную «салонность». Вечер вел член президиума Дома ученых А.Н.Шефов.
Коншины приобрели усадьбу, принадлежавшую когда-то обер-полицмейстеру Москвы генералу Архарову, а затем — сенатору Нарышкину, в 1865 году. Уже в ХVII веке они считались в Серпухове «лутшими купцами». Об одной из ветвей рода, к середине ХIХ века начавшей приобретать известность и в Москве, рассказал доктор исторических наук Ю.А.Петров. Имевшие поначалу полотняное дело, Коншины постепенно наладили хлопчато-бумажное производство, переоборудовали предприятия, выписав из Англии новейшие станки, нашли выгодные рынки сбыта в Юго-Восточной Азии. К началу ХХ века Коншины — крупнейшие производители и купцы Москвы и Серпухова.
Об Александре Ивановне, хозяйке дома на Пречистенке, жене Ивана Николаевича, старшего из трех братьев Коншиных, на вечере говорила кандидат исторических наук Г. Н.Ульянова. Овдовев, Александра Ивановна целиком посвящает себя благотворительной деятельности. Как уже упоминалось, именно ее стараниями усадьба перестраивалась, модернизировалась и в таком виде дошла до наших дней.
Вторая часть вечера посвящалась памяти недавно умершей Людмилы Васильевны Ивановой — председателя общества «Русская усадьба». С речью о ее жизни и творчестве выступила доктор исторических наук И.М.Пушкарева.
27 мая 2000 года
Музей-усадьба Останкино
Возрождение кедровой рощи
В Увеселительном саду музея-усадьбы Останкино в присутствии представителей Правительства РФ и Москвы состоялась закладка (высадка «главного» дерева) кедровой рощи — на месте утраченной, существовавшей здесь со времен Иоанна Грозного, когда боярином Василием Щелкановым, владельцем «Осташкова — Останькова тож», были посажены 67 кедров. При нем началось благоустройство Останкина, продолжившееся следующими владельцами — князьями Черкасскими.
Значительное изменение претерпела планировка центральной части усадьбы после того, как в 1743 году Останкино перешло к графам Шереметевым. Увеселительный сад превратился в своеобразное зеленое фойе, в которое выплескивались дворцовые празднества. Все его двенадцать гектаров были спланированы удивительно гармонично: регулярная часть с системой пересекающихся липовых аллей, пейзажный сад (извилистые дорожки, кустарниковые и цветочные «кломбы»), «гора Парнас», увенчанная восьмиколонной беседкой, партер, украшенный цветниками и обрамленный аллеей «берсо». В конце ХVIII века к Увеселительному саду присоединяется Прибавочный — в «пейзажном» стиле: с лесом, лугом, лощиной, речкой Каменкой, на которой было устроено шесть каскадных прудов.
Начало ХХ века — период упадка усадебной культуры. К этому времени приходит в упадок и останкинский садово-парковый комплекс. Была нарушена его целостность образованием двух парков — при Останкинском музее и Парка культуры и отдыха имени Ф.Э.Дзержинского. Несмотря на частичное восстановление планировки регулярного сада профессором Шервинским в 1939 — 1940 годах, исторический облик ансамбля оказался практически полностью утраченным.
В 1993 году начались работы по восстановлению Увеселительного сада. Уже завершен первый этап — общая разбивка, посадка аллей, формирование газонов, лечение древних дубов. Кедровую рощу решено было воссоздать в рамках благотворительной акции, предпринимаемой клубами Москвы, внесшими взнос в размере пяти тысяч рублей. В столице 2000 клубов; приглашены наиболее значимые, вступительный взнос составляет 5000 рублей. К осени фирма «Природа-сервис» и музей-усадьба Останкино подготовят территорию. В сентябре в соответствии с изначальной планировкой Увеселительного сада, зафиксированной в «Абрисах» 1823 года, кедры высадят; на памятной доске будут указаны названия клубов — участников акции, которую проводят оргкомитет всероссийской выставки-салона «Твой клуб — твой престиж» и руководство музея-усадьбы.
Выпуск «Летописца»
подготовила Н.А.Копылова