Московский журнал | 01.07.2000 |
Воспитательная работа в армии
Журнал «Русский инвалид» в № 11 от 14 января 1884 года опубликовал информацию о том, что поручик лейб-гвардии Егерского полка Кутепов и подпоручик того же полка Макаров разработали эскиз художественного оформления «солдатских платков» (шейных или носовых — не говорится), которые подрядилась выпускать «всем известная Даниловская мануфактура»: в центре — путем набивки выполненный текст правил сборки-разборки винтовки с перечислением основных ее частей, по кайме — набивные же изображения сцен солдатской жизни и воинских подвигов…
Музыка на званых обедах
О том, что игралось и пелось на дореволюционных московских званых обедах — генерал-губернаторских, университетских и тому подобное, можно судить по приглашениям, хранящимся в Отделе письменных источников Государственного Исторического музея (ОПИ ГИМ. Ф.440, ед. хр.17). Безусловный приоритет отдавался русским народным песням, для исполнения которых приглашались хоры и ансамбли балалаечников. Ныне эти произведения почти или совершенно забыты: «Спиридон», «Времячко», «На калине птица сидит», «Деревенский день»; балалаечники традиционно исполняли «Рябинушку», «Ивушку», «Грезы-вальс», попурри из русских народных песен. Большим спросом пользовались цыганские хоры и дуэты, певшие в числе прочего сакраментальные «Час роковой», «Канавелло», «Слезу».
Вот музыкальная программа званого обеда «в честь братьев-сербов», состоявшегося 25 апреля 1887 года. Сначала для дорогих гостей — сербские военные песни, а дальше — русские: «Ах, на что бы огород городить, да к чему же бы капусту садить», «Уж ты яблонь, ты яблонь зеленая моя», «Курочка по семечкам тюк-тюрю-рюк"…
Из дневника Петра Николаевича Миллера
Рабочий дневник выдающегося москвоведа, который он вел, будучи заведующим музеем «Старая Москва», хранится в фонде П.Н.Миллера (ОПИ ГИМ. Ф.134, ед. хр.184). Дневник, безусловно, заслуживает того, чтобы быть опубликованным целиком. Здесь мы приводим лишь ряд записей, рисующих картину поистине подвижнического, бескорыстного служения любимому делу, любимому городу.
«20 ноября [1925 года]. Убрал помещение музея, <> разобрал материалы, бывшие на выставке, и развез по учреждениям, их дававшим. Составлена и развезена программа следующего заседания ученой комиссии 26 ноября.
22 ноября. Составил доклад об устройстве выставки «Москва в старинных изображениях» <>
29 ноября. Воскресенье. Убрал помещение и выгреб все печи, <> ездил на объединенное заседание.
6 декабря. Воскресенье. Убрал помещение (подмел, вынес золу и т. п.). Утром консультировал Н.П.Рязанова к его докладу <> Составлено письмо в Веч[ернюю] М[оскву] по пов[оду] открытого письма Щусева. Прокорректировал протокол № 81. Составлено отношение-ответ № 103 в «Мосизобмузей».
7 февраля [1926 года]. День отдыха. Вычистил 2 печи и 3 камина.
Вечер[ом] - на заседании в Университете. Составлена и подписана благодарность Петухову <>»
Правила поведения гимназистов
Они напечатаны в ученическом билете одной из московских гимназий, выданном на 1916/1917 учебный год (ОПИ ГИМ. Ф.1, ед. хр.140). Здесь интересны не столько сами правила, сколько преамбула и заключение: «Дети школьного возраста не могут быть предоставлены сами себе в деле установления надлежащих норм поведения <>
<> школьные руководители не могут не желать искренне помочь учащимся в том, чтобы вне обстановки семьи и школы они могли бы уберечь себя от ошибок и сохранить свое личное достоинство и достоинство того учебного заведения, которое их воспитывает. Такова цель требований и указаний по отношению к ученикам, изложенных в настоящем билете».
Публикация Е.В.Предеин