Московский журнал | А. Пыресев | 01.06.2000 |
«С детства не дневник вела, как это делали большинство моих сверстниц, а рисовала буквально каждое событие в моей жизни…»
В художественное училище ее, прошедшую творческий конкурс и сдавшую на «отлично» экзамены, все же не приняли из-за обнаружившегося «дефекта зрения», который, по мнению врачей, будет препятствовать объемному видению. Рисовать она все же не перестала. Может быть, устройство ее зрения и «препятствовало объемному видению», зато явно способствовало кое-чему другому. Дефект не дефект — ее видение мира в самом деле уникально.
Все, что пережилось и передумалось, запечатлено Алевтиной Дмитриевной в «картинках» (так она называет свои работы), щедро раздаривавшихся друзьям, знакомым, родственникам. До недавнего времени лишь они и составляли ее зрительскую аудиторию. Не будем приводить подробности, скажем кратко: Алевтину Пыжову наконец «открыли» специалисты, определив как художника-примитивиста. Это правильно — и не только с формально-художественной точки зрения. Что такое наив, примитив в высоком смысле? Творчество безудержно непосредственное, восторг чистого постижения Прекрасного — сердцем, помимо любых эстетико-философских и мировоззренческих схем. «Что вижу, то и пою», как птица небесная, — вот главный принцип примитивистов от Пиросмани до Ивана Селиванова. В картинах Алевтины Дмитриевны есть все, до чего ей когда-либо было дело: и рождение щенка, и милующиеся лошади, и дружеские домашние посиделки, и Пушкин с Натальей Николаевной, и события «высокой политики"…
Теперь об Алевтине Пыжовой пишут статьи, ее работы приобретают галереи; недавно ее навестил оксфордский специалист Джеймс Янг, занимающийся наивным искусством… Но лучше всего (что и следует из вышеизложенного) об Алевтине Дмитриевне — художнике и человеке — расскажут те самые «картинки», которым мы сегодня отдаем вторую и третью стороны обложки.
|
|
|
|