Русская линия
Московский журнал С. Кутейников01.06.2000 

Пути-дороги Александра Сергеевича Пушкина
Александр Сергеевич Пушкин много ездил по России, исколесив более 35 тысяч километров отечественных дорог. Это сопоставимо с кругосветным путешествием: Названы тверские адреса поэта.

Александр Сергеевич Пушкин много ездил по России, исколесив более 35 тысяч километров отечественных дорог. Это сопоставимо с кругосветным путешествием.
Были места любимые, посещавшиеся и описанные Пушкиным не раз. Были и такие, в которых он побывал только проездом и которые упоминает лишь вскользь. Может быть, последние не оставили значительного следа в сердце поэта, но по ним можно во всех подробностях проследить, а кое-где и восстановить маршруты пушкинских странствий. Одно из них — Погорелое Городище Зубцовского района Тверской области. Поселок расположен далеко от так называемого Пушкинского кольца Верхневолжья — «пушкинских мест» Тверской земли, и потому возникает сомнение: мог ли Пушкин заехать в такую глубинку?
Тем не менее, заезжал. Свидетельство тому — его письмо к Н.Н.Раевскому-младшему от 30 января 1829 года. Поэт рассказывает приятелю о воеводе Гавриле Григорьевиче Пушкине. В трагедии «Борис Годунов» это одно из главных действующих лиц. «Он был всем, чем угодно, даже поджигателем, как это доказывается грамотою, которую я нашел в Погорелом Городище — городе, который он сжег…» — пишет Пушкин о своем предке.
Однако пушкинисты и краеведы не раз пытались поставить под сомнение факт пребывания поэта в Погорелом Городище. Последняя попытка была предпринята в год 200-летия со дня рождения Александра Сергеевича М.Строгановым. В книге «Две старицких осени Пушкина» он стремится доказать: упоминание грамоты, найденной в Погорелом Городище, вовсе не означает, что поэт действительно там — в Погорелом Городище — был. По мысли Строганова, Пушкин пишет о грамоте исключительно с целью подтвердить значимость личности Гаврилы Пушкина в истории. Строганов ставит под сомнение не только факт пребывания Пушкина в Погорелом Городище, но даже и то, что тот вообще видел грамоту. По сути, Строганов уличает Пушкина в бахвальстве и лжи. При этом он опирается на авторитет первого переводчика пушкинского письма П.В.Анненкова, — а ведь этот перевод, более похожий на примерный пересказ, впоследствии был неоднократно уточняем.
Откликаясь на работу М. Строганова, филолог В. Кузнецов в статье «А был ли Пушкин?» на основе тщательного анализа текста письма сделал вывод: в словах «нашел в Погорелом Городище» нет какой-либо двусмысленности и их следует принимать буквально. Кроме этого прямого указания на пребывание Пушкина в Погорелом Городище, Кузнецов нашел еще и косвенное: Пушкин называет Погорелое Городище городом, хотя тогда данный населенный пункт имел ранг посада. Городом он был раньше, о чем Пушкину могли рассказать местные жители, присовокупив «легенду о городе Держеславле», зафиксировавшую всю древнюю Погорельскую историю.
Много усилий исследователи приложили, чтобы установить время посещения. Ориентируясь по датировке письма, известный пушкинист Л. Черейский в книге «Пушкин и Тверской край» предполагает, что поэт посетил Погорелое Городище в конце 1828 или в начале 1829 года. Однако есть и другие мнения. Краевед, доктор геолого-минералогических наук Г. Вдовыкин-Чуриков считает, что Пушкин был в Погорелом Городище «проездом 19 декабря 1826 года». К такому выводу Вдовыкин-Чуриков пришел после того, как «с точки зрения специалиста-маршрутчика» проанализировал хронологию поездки Пушкина из Михайловского в Москву в декабре 1826 года. Он заметил, что из Торжка до Москвы всего сутки пути по Петербургскому тракту, тогда как поэт потратил на дорогу трое суток. «Значит, Пушкин ехал другой дорогой», — решил Вдовыкин-Чуриков и рассмотрел следующий маршрут: Торжок — Прямухино — Рясна — Ржев — Зубцов — Погорелое Городище — Москва. Бесспорных подтверждений Вдовыкин-Чуриков не приводит, но так как нет и аргументов против, версия имеет право на существование. Главное же: Вдовыкин-Чуриков показал, что из Торжка в Москву, кроме Петербургского тракта, вели и другие дороги.
Версия о проезде Пушкина через Погорелое Городище в декабре 1826 года весьма заманчива. Тогда поэт работал над «Борисом Годуновым», а Погорелое Городище как раз связано с событиями Смутного времени, описанными в трагедии. Отчего бы не предположить, что Пушкин нашел необходимым осмотреть бывшую русско-литовскую границу, проходившую во времена Годунова вблизи Погорелого Городища? На подобное предположение наводит ряд мест в трагедии. Одна из сцен называется «Корчма на литовской границе». Возле Погорелого Городища на бывшем Зубцовском тракте находится деревня Корчмитово. Ее название буквально калькирует название сцены. Корчма — понятно. Мыт — таможенная пошлина, возможно, таможенный пост. Получается: Корчмитово — корчма возле таможенного поста. Хозяйка корчмы объясняет Григорию, как пройти в Литву: «Вот хоть отсюда свороти влево, да бором иди по тропинке до часовни, что на Чеканском ручью, а там прямо через болото на Хлопино, а оттуда на Захарьево, а тут уж всякий мальчишка доведет до Луевых гор…» И сейчас жители Корчмитова могут показать место в лесу, называемое Чеканкино. Это просто поляна, но старожилы говорят, что в Чеканкино было имение или хутор. На картах XIX — ХХ веков никаких поселений здесь не обозначено. Сведения, видимо, легендарные. Однако другие названия — Хлопино, Захарьево, Луевы горы — в окрестностях Корчмитова не встречаются. Так что к гипотезе Вдовыкина-Чурикова следует относиться с осторожностью. Она требует тщательного изучения и проверки.
Рассмотрим другие варианты.
Журналист А. Пьянов, автор книг «И берег, милый для меня» и «Мои осенние досуги», приложил немало усилий, чтобы установить факт посещения Пушкиным Погорелого Городища, но тоже не нашел каких-либо обоснований, кроме общеизвестного свидетельства поэта в письме Н.Н.Раевскому-младшему. Однако работы Пьянова представляют определенный интерес, позволяя проследить причины заблуждений многих исследователей, занимавшихся вопросом пребывания Пушкина в Погорелом Городище.
Пьянов исходит из следующих соображений: Пушкин заезжал в Старицкий уезд и выезжал из него по Петербургскому тракту, Погорелое Городище от этого тракта далеко — значит, должна быть веская причина для поездки в такую глушь. Пьянов начинает причину устанавливать. Он с порога отметает мотив поиска Пушкиным упомянутой царской грамоты и склоняется к тому, что поэт собирал здесь материалы об участнике восстания Пугачева купце Долгополове. Вопрос о времени посещения Пушкиным Погорелого Городища Пьянов решает в связи с его заездами в Старицкий уезд и указывает вполне определенную дату: январь 1829 года. Логика Пьянова такова: в конце 1828 года, в первое посещение Старицкого уезда, поэт много работает (до поездок ли ему в глушь?), а вот в январе 1829 года — пребывает в праздности, в волочении, в разъездах (было время дня на два «залететь» в посад). Пьянов и мысли не допускает, что Пушкин мог быть в Погорелом Городище просто проездом. А ведь именно так и случилось…
Процитируем искусствоведа Л. Керцелли (книга «Тверской край в рисунках Пушкина»). «В письме А.Н.Вульфу 16 октября 1829 года из Малинников поэт пишет: «Проезжая из Арзрума в Петербург, я своротил вправо и прибыл в Старицкий уезд для сбора некоторых недоимок». Чтобы с главного тракта Москва — Петербург попасть в Старицкий уезд, надо было свернуть не вправо, а влево. Пушкин не ошибся, написав «своротил вправо», в том случае, если от Москвы он поехал через Волоколамск до Зубцова и оттуда уже свернул вправо на Старицу. Существование этой дороги в первой половине XIX столетия зафиксировано в официальных документах Генерального штаба. Ездили по ней главным образом в зимнее время «для избежания дорогой цены за кормы по шоссе».
Действительно, из Москвы в Старицу удобнее всего было добираться Волоколамским трактом: он был менее загружен, то есть легче нанять лошадей и корм дешевле; да и дорога выходила ненамного длиннее.
Снова обратим внимание на дату пушкинского письма к Н.Н.Раевскому-младшему — 30 января 1829 года. Значит, Пушкин проезжал этим маршрутом и ранее октября 1829 года.
В октябре-декабре 1828 года Пушкин гостит в Малинниках, старицком имении своей приятельницы Прасковьи Александровны Осиповой-Вульф. Пушкинист С. Фесалоницкий пишет: «Ночью на двадцатое поэт отправляется в Малинники, куда и прибывает, по всей вероятности, 23 октября (дорога от Петербурга до Малинников занимала тогда в среднем 31/4 суток). Обстановка, в которой поэт находился в Малинниках, была благоприятной для работы. Это подтверждают его письма… Из других мест, которые, возможно, тогда же посещал поэт, следует назвать Берново и Курово-Покровское… Проведя в Малинниках почти полтора месяца, Пушкин четвертого или пятого декабря выехал в Москву». А Прасковья Александровна Осипова-Вульф (что следует из писем) собиралась пробыть в Старице зиму и действительно провела там большую ее часть — с декабря 1828 до января 1829 года.
Поездки Осиповой в Старицу и Пушкина в Москву наверняка, как водится, обсуждались загодя. Вероятно, старицкие дворяне и посоветовали поэту ехать в Москву той дорогой, которой пользовались сами, то есть Волоколамским трактом. Таким образом, можно предположить, что 4 или 5 декабря 1828 года Пушкин выехал в Старицу, затем посетил Погорелое Городище, познакомился с грамотой, после чего поспешил в Москву. То есть время посещения Погорелого Городища находится в интервале 4−7 декабря 1828 года.
С кем было общаться Пушкину в посаде? Прежде всего, это — служители Богоявленского собора, служащие почтовой станции, трактира, постоялого двора, местные дворяне. Пушкинист Л. Черейский и краевед В. Зайцев независимо друг от друга предположили, что из Погорелого Городища Пушкин мог заехать к Ладыженским, владельцам имения Вахново, расположенного на другом берегу реки Держа. Зайцев вспоминает, как еще перед войной он, ученик десятого класса, увидев на карте путешествий Пушкина Погорелое Городище, обратился за разъяснением к учителям литературы погорельской средней школы Г. Александрову и П. Данченко, и те пояснили, что поэт приезжал в Вахново к Ладыженским, сославшись на воспоминания старожилов. Черейский же исходил из того, что владелец Вахнова Ф.И.Ладыженский был родственником соседа Пушкина по псковскому имению, и потому поэт либо мог быть знаком с ним, либо ему рекомендован.
В своих собственных разысканиях я особое внимание уделил служителям Богоявленской церкви. Именно в церкви поэт познакомился с жалованной грамотой царя Михаила Федоровича. Кто-то ведь встречал его здесь, кто-то показывал грамоту…
Удалось установить личность священника: Ефим Николаевич Архангельский. Его портрет помещен в книге И. Токмакова «Посад Погорелое Городище…» (1906). На фотографии Ефим Николаевич изображен с грамотой в руке. Сравнение размеров показывает, что Архангельский, скорее всего, держит именно царскую грамоту (по описанию, ее размеры были 7×9 вершков, то есть 31×40 см). В подписи под портретом указано, что священник Ефим Николаевич Архангельский служил в храме Богоявления с 1822 по 1862 год, следовательно, и во время приезда Пушкина в посад (умер он 9 апреля 1880 года). Архангельский осознавал ценность грамоты, коль сфотографировался с ней. Он, очевидно, и послал ее Пушкину.
Церковь Богоявления Господня, где хранилась царская жалованная грамота, была построена в 1808 году. Во время войны она сильно пострадала от бомбежек. В начале 60-х руины были разобраны, и на их месте появился жилой двухэтажный дом. Как выглядела Богоявленская церковь, можно видеть на фотографии в уже упомянутой книге И.Токмакова.
Интересна история жалованной грамоты. По одной из легенд, Пушкин, ознакомившись с ней, посоветовал жителям посада вставить ее в рамку и повесить на видное место в управе. Погорельские мещане, впрочем, и без того дорожили документом, не раз ссылаясь на него в земельных спорах с соседями-помещиками. В. Кузнецов предполагает, что подлинник грамоты, возможно, не утрачен, а хранится где-нибудь в московских архивах. Он сравнивает тексты, публиковавшиеся в разных изданиях XIX века, и приходит к выводу, что грамот существовало как минимум две, причем написанных разными дьяками: одна была выдана жителям Погорелого Городища, а другая оставалась в приказной избе. Эта последняя и могла сохраниться. Первая же в 1901 году поступила в Тверскую ученую архивную комиссию. Ее текст приводится в журнале 85-го заседания комиссии.
Однако вернемся к другим поездкам Пушкина.
В Рождество 6 января 1829 года поэт вновь объявляется в Старице на балу уездного предводителя дворянства. По какой дороге он прибыл? Отчего бы не предположить, что тем же Волоколамским трактом?
В августе 1833 года Пушкин отправляется в длительное путешествие на Урал. Он сворачивает с Петербургского тракта и 21 августа пишет письмо жене из Павловского Старицкого уезда. 23 августа Пушкин уже в Яропольце — имении тещи Натальи Ивановны Гончаровой. А 26 августа поэт пишет очередное письмо жене — из Москвы. Проанализировав августовский маршрут Пушкина, В. Кашкова констатирует: «Пушкин выбирает самую короткую дорогу». Здесь следует добавить: дорогу, хорошо ему известную. Пушкин, видимо, едет по Зубцовскому тракту. Краевед Г. Ходаков находит тому подтверждение в фамильном предании, пересказанном ржевским краеведом Я. Тепиным, о случайной встрече и разговоре его деда с Пушкиным на почтовой станции между Зубцовом и Ульяновом. Однако историк-источниковед Т. Яйцова считает, что эта встреча могла произойти не в августе 1833, а в октябре 1834 года. «Пушкин, согласно легенде, был в шубе и в ватном сюртуке. Не октябрь ли месяц на дворе?» — вопрошает Яйцова. Таким образом, можно говорить, что Пушкин пользовался Зубцовским трактом во время второй своей поездки в Ярополец 9−10 октября 1934 года. Тогда поэт заехал в имение тещи по пути из Болдина в Петербург.
Вообще-то пушкинские пути-дороги интересны не меньше, чем пушкинские места. Отдельное исследование посвятила им Т.Яйцова. В статье «Ехал Пушкин мимо нас: о поездках поэта по шаховской земле» она пишет следующее: «Карты первой половины XIX века сообщают о расположении дорог в тогдашней России и, в частности, в Волоколамском уезде. Большой тракт шел от Москвы до Волоколамска, отсюда отходили Малые тракты — Можайский, Зубцовский, Старицкий. Существовало еще множество малоизвестных проселочных дорог. Зубцовский тракт привлек мое внимание… Путешественник прошлого века, добравшись до уездного города Волоколамска, проехав по мосту через р. Городня, выезжал на Зубцовский тракт… Через несколько верст… на тракте располагалась деревня Щекино, дальше путь лежал близ д. Путятино в Ярополец… Из Яропольца Зубцовский тракт шел до д. Юркино, где на северо-запад уходил Старицкий тракт. Перебравшись по мосту через р. Лама, современник Пушкина прибывал в д. Сырково (сегодня Большое Сырково) и продолжал свой путь по Зубцовскому тракту. Минуя расположенные на дороге д. Ханево, что близ села Федоровское, ныне Волоколамского района, сельцо Кряково и д. Урусово, относящиеся сегодня к Лотошинскому району, путник, оставив немного в стороне д. Пьянкино, подъезжал к старинному селу Раменье… Сейчас эта территория Шаховского района… Далее на пути лежало сельцо Степановское-Воскресенское. До сегодняшнего дня сохранилось лишь второе название — Воскресенское. В прошлом веке предстояло перебраться по мосту через р. Издетель, проехать основную часть сельца с деревянной церковью и направиться в сельцо Кельицы (до 1940 г. Кельч-Острог, современная д. Орешки)… Д. Несытово на р. Русса — сегодня д. Старое Несытово Ивашковского сельского округа — последний пункт по дороге в Зубцов в Волоколамском уезде. Позднее, в начале ХХ века, на тракте, почти на границе Тверской и Московской губерний, появилась д. Новое Несытово… Итак, преодолев несколько последних верст по Московской губернии, современник Пушкина оказывался в Тверской губернии. До Погорелого Городища тракт проходил через д. Чибичкино, Максимково, с. Ульяновское (современное Ульяново), д. Малое Кобяково, Коньково, Петровка (современное Петровское), часть этого пути сегодня асфальтирована…»
Т.Яйцова ставила целью изучение Зубцовского почтового тракта только на территории Шаховского района. Как видно из статьи, она дает вначале общую схему, а затем — подробное описание до границы Московской области. Далее до Погорелого Городища она только обозначает маршрут.
Следует отметить, что на карте, изданной Генштабом в 1853 году, Зубцовский тракт действительно проходит через Погорелое Городище — так, как указала Яйцова. Но на карте 1805 года он Погорелое Городище минует. Так что полной ясности в данном вопросе пока нет.
В Зубцове этот почтовый тракт пересекался другим, ведущим к Старице. Старицкий тракт, по Яйцовой, отходил от Зубцовского к деревне Юркино и шел далее через Лотошино и Степурино. Если свернуть в Юркино, путь до Старицы получается короче. Поэтому достаточно вескими выглядят предположения лотошинских краеведов о том, что Пушкин мог бывать в Лотошине и окрестностях…

Поселок Княжьи Горы
Тверская область

Жалованная грамота царя Михаила Федоровича Погорелому Городищу

Божию Милостию Мы великий Государь Царь и Великий Князь Михаил Феодорович всея Руси самодержец и отец наш Великий Государь Святейший Патриарх Филарет Никитич Московский и всея Руси пожаловали есмя Погорелова Городища посадских людей что они били челом и сказали впрошлом де во рке году (1617) посылан с Москвы на погорелое городище Гаврило Пушкин и велено ему на погорелом остроге разломати или зжечь и Гаврило де на погорелом остроге ажех и где посацких людей дворы и животы все погорели, а сроку в поры Гаврило не дал ни на один час, чтобы им животишки свои из острогу вывозити и от тех де мест волочатся они меж двор по разным городам, и в прошлом де во рки году (1620) из приказу сыскных дел дани они погореляни на поруки записьми что им итти жити на погорелое городище на старые свои на разореные и на пожженые места и нам бы их погорелова городища посацких людей пожаловати для разорения велети дати им льготы и мы великий Государь Царь и великий князь Михаил Федорович всея Руси самодержец и отец наш великий Государь Святейший патриарх Филарет Никитич Московский всея Руси Погорелова Городища посацких людей пожаловали для их бедности и разоренья во всяких податях велели им дати льготы против Можлицев и Вязмич с нынешнего рко года (1621) на 5 лет, а в те льготные годы четвертных доходов и иных никаких податей и подвод и кормов на них не имати, покаместа льготные годы отживут, и велели им дати сее нашу Государскую жалованную грамоту за красною печатию и по сей нашей Государской жалованной грамоте на погорелянах на посацких людей с нынешнего рко году по рлд (1626 год) вольготные годы четвертных доотходов и иных никаких податей и под посланников и под гонцы подвод людских и конских кормов не имати покаместа льготные годы отживут. А поселитца им посацким людям на погорелом городище на посад по-прежнему кто где живал наперед сево, или где будет пригоже. Писан на Москве лета рко (1621) июля в ие день и подписал великого государя Царя и великого князя Михаила Федоровича всея Руси думный диак Михайло Горский". На подлинной грамоте подписано собственной Его Царского Величества рукою: «Государь Царь и великий Князь Михаил Федорович всея Руси Самодержец.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика