Русская линия
Московский журнал Т. Смирнова01.04.2000 

О праздниках в Остафьеве
Традиции проведения церковных праздников.

Празднества были неотъемлемой частью усадебного образа жизни. По сохранившимся источникам — запискам Роберта Кер-Портера, письмам владельцев и гостей усадьбы, воспоминаниям современников — мы можем сегодня представить, как проходили они в Остафьево — имении князей Вяземских.
Шотландский художник Роберт Кер-Портер оставил в своих «Заметках о путешествии по России и Швейцарии с 1805 по 1806 гг.» описание праздника Святой Троицы, во имя которой в 1780-х годах был сооружен остафьевский храм. Он посетил князя Андрея Ивановича Вяземского в Троицын день 1806 года.
Чужестранец Кер-Портер был наблюдателем, а не участником праздника, поэтому, естественно, воспринял его как театрализованное представление. Самое яркое впечатление произвел на него церковный ритуал. Он вошел в храм припозднившись и увидел всех в сборе: семейство Вяземских, гостей, прислугу и одетых «по-праздничному» крестьян. «Пол был устлан цветами и зеленой травой, и у каждого человека был в руках букетик. Мне тогда дали один при входе, — записал Кер-Портер. — …В конце (службы. — Т.С.) все… стали на колени, держа букеты перед лицами. Я не мог добиться объяснения духовного смысла этих букетов; некоторые мне сказали, что это первое весеннее приношение, другие — что это для того, чтобы утирать слезы, проливаемые во время службы…"1
Спустя почти четверть века (25 мая 1830 года) об этом обряде оплакивания цветочных букетов упомянул в письме к жене сын Андрея Ивановича Вяземского Петр Андреевич: «Троицын день! Жаль мне, что я не с вами в Остафьеве, мои милые, не с вами на пучок зари роняю слезки три"2. Князь процитировал строку из II главы «Евгения Онегина», в которой А.С.Пушкин знакомит читателей с обычаями «милой старины», хранимыми в семье Лариных:

Возможно, здесь мы находим ответ на вопрос одного из исследователей: «В какой части России мог наблюдать Пушкин этот обряд?"3: Пушкин не раз гостил в Остафьеве у Петра Андреевича Вяземского и наверняка видел там троицкое оплакивание цветов или по крайней мере слышал о существовании такого обычая.
Известно, что праздник, посвященный Святой Троице, уходит корнями во времена язычества и связан с культом весеннего пробуждения Природы. Обычай украшать в этот день зеленью дома и улицы удержался в народе и после принятия христианства: в храмах устилают травой пол, к обедне ходят с букетами цветов и ветками березы. Этнографы обратили внимание на существовавший в некоторых регионах обряд: «Девушки, стоящие слева от алтаря, должны уронить несколько слезинок на пучок березовых веток, что считалось залогом того, что в это лето не будет засухи», — сообщает А.Б.Зернова4. Вспомним стихотворение С.А.Есенина «Троицыно утро, утренний канон…»:

«В цветах открывается выражение веры в воскресение мертвых, вспоминаемых в Троицын день», — отмечал этнограф и фольклорист первой половины XIX века И.М.Снегирев5. По свидетельству современника, именно Снегиреву А.С.Пушкин рассказал об известном ему обычае «троицкими цветами обметать гробы (могилы. — Т.С.) родителей, чтобы прочистить им глаза"6.
В некоторых местностях на троицкие праздники поминали не всех умерших, а исключительно детей, девушек и молодых женщин, чьи души, по народному поверью, прорастают молодой весенней зеленью7. Вот эпизод, о котором рассказал граф Сергей Дмитриевич Шереметев в очерке «Остафьево»: «В последний раз приехал сюда (в Остафьево. — Т.С.) князь Петр Андреевич уже в старости, в самый Троицын день. Он простоял обедню и вечерню и положил свой букет цветов к бюсту любимой сестры — княгини Щербатовой"8 (старшая сестра П.А.Вяземского Екатерина Андреевна — в замужестве Щербатова — скончалась двадцати с небольшим лет от роду).
Не менее значимым, чем храмовый праздник, был для семьи Вяземских день Петра и Павла, небесных покровителей нескольких поколений рода. Последний владелец Остафьева граф С.Д.Шереметев, задумавший установить в парке памятник Павлу Петровичу Вяземскому, подчеркивал в своем письме: «Желательно избрание днем постановки бюста 29-го июня, т. е. Петров день, когда Князь был именинник, а в старину этот день в Остафьеве особенно чествовался"9. Кроме того, Троица и Петровки, как называли этот день в народе, — важнейшие календарные праздники: на Троицу расцветала растительность, а с Петрова дня начинались полевые работы.
За богослужением в церкви следовали народные гулянья, которые Вяземские устраивали для крестьян. Об этом упоминал в своем письме к жене Петр Андреевич: «Ты, верно, без меня не дашь бала10 остафьевским красавицам».
Хозяева вместе со своими гостями принимали участие в деревенских играх. Для забав были отведены прилегающие к усадьбе запрудная зона и площадка напротив церкви. Народ веселился и на территории самой усадьбы — в увеселительной роще, куда вела «прекрасная аллея», и на дворе.
Швейцарец Дж. Галифф рассказывал, как он вместе с другими гостями князя во время летнего праздника 1810 года принимал участие в проходивших в «небольшом леске» танцах молодых деревенских девушек11. «В Петров день, — записал еще в 1655 году немецкий путешественник Адам Олеарий, — русские позволяют женам и дочерям своим ходить на приятные луга: там они качаются на круглых качелях, поют особые песни и, схватясь одна за другую руками, водят круги или пляшут с рукоплесканием и притопыванием ногами».
Хороводы и качели в рассказах об остафьевских праздниках фигурируют особенно часто. Бывшая крепостная Андрея Ивановича Вяземского Афимья Филипповна вспоминала: «Водили мы хороводы на господском дворе, и тут же стояли для нас качели"12. Не обходилось и без излюбленной народной забавы — лазанья за призом. Та же Афимья Филипповна рассказывала: «Вколотили высокий столб на дворе, и после обеда господа все к нам вышли. Подставят лестницу к столбу и на самый верх привяжут денег, потом отымут лестницу, и полезай, кто хочет, доставай себе деньги"13.
В начале XIX века крестьянские увеселения устраивались в подмосковной Вяземских летом каждое воскресенье. В большие праздники они могли продолжаться несколько дней. Афимья Филипповна: «…господа-то тогда жили… у нас круглое лето, приезжали из Москвы целыми семействами гостить. Всем место было. Усадьба-то стояла что царский дворец. Дом большой, с флигелями. Наш князь был хлебосолом и любил, чтобы около него все было весело… А уж настоящее было у нас раздолье, когда женился князь Николай Михайлович Карамзин. Он у нас часто гащивал, и на селе его даже все любили, добрый такой был!.. уж где венчались, не помню, только что не у нас… да и приехали молодые в Астафьево, а за ними столько гостей, что экипажей не перечтешь. Что в усадьбе, что на селе пировали целых три дня, музыка с утра гремела, и задал нам князь обед на славу…"14
Можно предположить, что это было празднование дня Святой Троицы 1804 года, поскольку, с одной стороны, речь идет о летнем приезде Н.М.Карамзина (впервые он появился в Остафьеве после женитьбы в январе 1804 года на дочери А.И.Вяземского Екатерине Андреевне Колывановой), а с другой — о Троице говорит указание на «целых три дня» веселья, так как именно «три дня Святой Троицы слывут Зелеными Святками"15.
В праздники владельцы усадьбы выставляли крестьянам угощение, раздавали гостинцы и подарки. Афимья Филипповна вспоминает о том, как Андрей Иванович Вяземский «задал обед на славу», а молодые (Николай Михайлович Карамзин с женой) всех одарили: «Мужикам рубашки, а нам платки и сарафаны. Целые корзины пряников и орехов нам вынесли"16. «Обильное угощение» крестьян в господском доме наблюдал на Троицу и Роберт Кер-Портер.
Общее представление об остафьевских праздниках дает отрывок из неоконченной поэмы в стихах, написанной внуком Павла Петровича Вяземского Павлом Сергеевичем Шереметевым (поэма была начата не позднее апреля 1822 года, работа над ней прекратилась 16 ноября 1825-го). Два черновых варианта имеют разные названия: — «Поэма из жизни князей Вяземских"17 и «Юный друг Пушкина Князь Павел Петрович Вяземский. 1820 — 1888"18.

Вождение по селу украшенной овцы (или барана) завершалось закалыванием животного — также отголосок языческих народных культов. «С Петрова дня красное лето». «С Петрова дня барашка в лоб» — то есть с этого дня начинали резать овец.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru