Русская линия
Московский журнал Т. Пасынкова01.03.2000 

Шорское время
По переписи населения 1989 года в Кемеровской области проживало 16,6 тысяч человек по национальности — шорцы.

Кемеровская область обширна. Она вытянута с севера на юг. Когда на севере выпадает снег, на юге все еще продолжают держаться подсолнухи. Когда на севере снег только начинает таять, на юге уже цветут яблони и сирень…
Люди здесь живут разные. Среди них — шорцы.
«Шорцы (самоназв. — шор), народ в Кемеровской обл. 16,6 т.ч. (1989). Яз. шорский <> относится к тюркским яз. (уйгурская группа). Письменность на основе рус. алфавита» (Большой Энциклопедический словарь. М., 1991).
В Кемеровском Законодательном собрании шорцев представляет Надежда Михайловна Печенина. Один из ее дедов был шорец, охотник. Прожил сто два года и до самой смерти бил белку и соболя.
Прогресс неумолим. Производства, угольные разрезы растут, сокращая среду обитания шорцев, чья жизнь — охота, промысел. Не останется в первозданном виде охотничьих угодий — не останется и шорцев. Кузбасс — индустриальный регион. Вредные выбросы промышленных предприятий нарушают экологическое равновесие. Редеют леса — уходит зверь: второе «я» шорца-охотника. Шорцы перестают быть собой. Национальных костюмов в их быту уже не встретишь… В экспозиции музея под открытым небом Томская писаница в сорока километрах от Кемерова можно видеть шорскую избу начала века. Уютная просторная изба со множеством окон, с особой печью. Любо-дорого посмотреть… но это всего лишь музей.
Шорцы проживают на юге Кемеровской области — в верховьях реки Томи и в бассейнах ее притоков — Кондомы и Мрассу. Их соседи — алтайцы и хакассцы.
Малые народы — эпические народы по преимуществу: в их «малости» постоянно и с особой остротой отражена бесконечность универсума. Это порождает особое отношение к миру — особый временной счет.
Мало ли времени прошло,
Много ли времени прошло, —
таков традиционный зачин народных сказаний.
Сорок лет борьба длится.
Шестьдесят лет на этой земле пробыл.
Семьдесят лет здесь пробыл.
Девяносто лет прошло…

Шорец растворен в природе, существует в одном с ней ритме. Именно этот извечный ритм ломает прогресс. Шорцы не могут перестать быть детьми природы, приспособиться к «цивилизации». Герой шорского эпоса, которого боги послали на землю для устранения зла и установления справедливости, говорит:

Нет, моя матушка, — он сказал, —
Когда Нижнего и Светлого мира богатыри
Из собачьей чашки еду едят,
В щель, что игольное ушко, свет видят,
Как же я, ставший богатырем,
В золотом дворце буду сидеть?
Когда слезами народ обливается,
Землю я должен оберегать.
Не объезжая края земли,
Что я во дворце золотом охранять буду?

Кто же сегодня будет «землю оберегать»? Кто озаботится землей, а не «дворцом золотым»?
Надежда Михайловна Печенина убеждена: на российских просторах места хватит всем. Девушки-шорки должны плести традиционные венки из полевых цветов — жарков, незабудок, шафрана. Мужчины — суровые охотники-промысловики — должны заниматься промыслом, доставшимся в наследство от дедов и прадедов. Нужно только подойти к делу с сердцем и с душой. Работая в экологических комиссиях, Надежда Михайловна тщательно исследовала нынешнюю жизнь шорцев. Положение во многом катастрофическое. В их поселениях до сих пор нет электричества, резко ухудшается здоровье взрослых и особенно детей, а медицинское обслуживание практически отсутствует, природные аномалии в охотничьих угодьях вот-вот станут необратимыми… Навидавшись равнодушия к проблеме во всевозможных инстанциях, Надежда Михайловна намерена собранные материалы и документы передать губернатору Кемеровской области. Все надежды шорцев теперь — на «горячего Амана».


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru