Московский журнал | Н. Ширинский | 01.03.2000 |
В январе 1904 года киевские театралы горячо обсуждали триумфальный дебют на сцене Киевской оперы никому не известного молодого певца из Петербурга. Давали «Аиду» Джузеппе Верди. Дебютант вышел на сцену в роли чернокожего царя Амонасро, вызвав… приступ гомерического хохота: лицо эфиопского владыки было, как и следует, черным, руки же и шея оставались белыми — начинающий артист, волнуясь, забыл про них. Публика веселилась, оркестранты давились от смеха и с трудом продолжали играть, дирижер отирал взмокший лоб… Наконец пришло время дебютанту вступать, и тут произошло чудо.
«…как только он открыл рот и дал первую ноту, публика замерла: это был из ряда вон выходящий голос. Звук лился, звенел, сверкал, чаровал тембром, потрясал мощью. Успех был решительный. Шею и руки мы в антракте замазали. Молодой человек был Георгий Андреевич Бакланов, вскоре прославившийся на всех крупнейших сценах Европы и Америки не только как певец, но и как актер», — вспоминал много лет спустя режиссер Большого театра В.А.Лосский, очевидец этого события.
Г. А.Бакланов родился 4 января 1881 года в Петербурге в семье чиновника. Рано оставшись сиротой, он воспитывался в Киеве у родственников. В отличие от многих оперных знаменитостей, певших с пеленок, Г. А.Бакланов обнаружил хороший голос и ощутил желание петь будучи уже гимназистом, а первые уроки вокала начал брать учась в Киевском университете. В 1901 году Г. А.Бакланов переводится в Петербургский университет. В столице он знакомится с известным певцом и преподавателем пения И.П.Прянишниковым. Маэстро, восхищенный баритоном юноши, везет его в Италию к знаменитому итальянскому педагогу В.Вандзо. После этого Г. А.Бакланов окончательно решает посвятить свою жизнь сцене — бросает университет и остается в Италии. Через несколько лет упорных занятий итальянец признает его готовым к дебюту. О том, как дебют прошел, сказано выше.
Едва появившись на сцене, честолюбивый новичок начинает мечтать о столицах. Уже через месяц, в феврале 1904 года, он пробуется в Мариинской опере в Петербурге. Леонид Витальевич Собинов отмечал в одном из писем: «При мне пробовался молодой баритон Бакланов с удивительным голосом. И сам имеет очень хорошую фигуру, большой рост, милое лицо и всего двадцать три года. Баритона предполагают к нам в Большой театр».
Однако дирекция решила не рисковать и подождать, пока вчерашний дебютант наберется опыта в провинции. Георгий Бакланов ждать не хотел, он возобновил занятия с И.П.Прянишниковым, намереваясь на сей раз покорить Москву. Он был молод, талантлив, обладал яркой внешностью. Вот лишь несколько отзывов о нем современников.
С.Бронштейн (книга «Герои одного мгновения»): «Он не был на сцене однообразным „вечным красавцем“ во всех ролях, хотя в жизни Бакланов был очень красив».
М.Квалиашвили (мемуары «По трудному пути»): «Обладая исключительной сценической внешностью (это был статный мужественный красавец в лучшем понимании этого слова), Бакланов в совершенстве владел пластикой тела, жеста, мимикой».
С.Левик («Записки оперного певца»): «Я обернулся. У двери стоял молодой красавец, настоящий Аполлон. Высокая стройная фигура, взбитые, как бы завитые черные волосы, издали напоминавшие парик, горящие черные глаза. Это был баритон Георгий Бакланов, ученик Петца и Прянишникова. Я его еще не слышал, но уже знал, что ему прочат место рядом с Баттистини».
В Москве Георгий Бакланов заключил договор с Частной оперой С.И.Зимина, выбрав для начала одну из своих любимых партий — Демона в опере А.Г.Рубинштейна. 15 апреля 1905 года он впервые вышел на столичную сцену. Успех был безоговорочный. Недавно отвергнувший триумфатора В.А.Теляковский — директор Императорских театров — прибежал за кулисы и с ходу предложил ему стать солистом московского Большого, обещая дебют на лучшей сцене России через пять дней! Это было неслыханно: обычно молодые артисты ждали своего сольного дебюта годами.
Теляковский сдержал слово. Ровно через пять дней, 20 апреля 1905 года, публика Большого театра услышала нового солиста.
В 1905 году Г. А.Бакланов спел на сцене Большого главные партии в «Аиде», «Фаусте», «Кармен». Но особенно хорош он был в «Демоне». Вспоминает М. Квалиашвили: «…самым замечательным, на мой взгляд, был одухотворенный внутренней силой образ Демона. Какая-то демоническая красота огненных глаз и лица, обрамленного волнистыми кудрями, воздушный, будто сотканный из эфира, полупрозрачный костюм, высокий рост и выразительные гибкие руки, как змеи охватывающие Тамару или в гневном отчаянии вздымающиеся к небу, — вот каким внешне представал Бакланов перед потрясенным зрителем». Тогда же С.В.Рахманинов предложил молодому певцу партии Малатесты и Барона в своих новых операх «Франческа да Римини» и «Скупой рыцарь». Композитор писал их в расчете на Ф.И.Шаляпина, но тот отказался, и тогда выбор Рахманинова пал на Георгия Бакланова. Роль Барона Бакланову помогал готовить артист Малого театра А.П.Ленский.
Премьера состоялась 11 января 1906 года. Дирижировал сам композитор. Как вспоминала его супруга, «исполнением Бакланова Сергей Васильевич был очень доволен». В истории русской музыки судьба этих рахманиновских опер неразрывно связана с именем Георгия Андреевича — не только первого исполнителя, но и горячего их пропагандиста. Газета «Голос Москвы» в 1912 году писала:
«Среди художественных заслуг Бакланова имеется одна очень крупная и значительная, а именно: он настоял на возобновлении на сцене Большого театра двух опер Рахманинова, снятых с репертуара».
Всего за годы работы в Императорском Большом театре Георгий Андреевич Бакланов исполнил четырнадцать ответственнейших партий. Среди них — Князь Игорь в опере А.П.Бородина, Евгений Онегин в опере П.И.Чайковского, Виндекс в «Нероне» А.Г.Рубинштейна, Зурга в «Искателях жемчуга» Ж. Бизе, Барнаба в «Джоконде» А.Понкиелли.
На очереди были Европа и Америка. Н. Салина, артистка Большого театра, партнерша Бакланова по сцене, писала: «Он только что начинал свою карьеру, но чувствовалось, что он пойдет далеко. Действительно, пробыв недолго в Москве, он уехал за границу, и скоро зарубежная пресса стала приносить нам известия о его колоссальном успехе».
С 1909 года Г. А.Бакланов начинает зарубежные гастроли: Венская придворная опера, театр «Колон» (Буэнос-Айрес), лондонский «Ковент-Гарден», берлинский оперный театр. Везде — огромный успех. Немецкие газеты писали, что «для русских артистов, видимо, нет ничего невозможного».
В 1911 году Бакланов поет своего любимого Демона на первой оперной сцене мира — в миланском театре «Ла Скала». Дирижировал спектаклем Артуро Тосканини.
В 1911—1914 годах Георгий Андреевич — солист Бостонской оперы (США). Однако Россию он не забывает, регулярно гастролирует в Москве, Петербурге, Киеве, других городах. В эти годы певец расширяет свой репертуар, включив в него партии, предназначенные для высокого баса — Мефистофеля, Бориса Годунова. «Ошеломленный слышанным и виденным, я постарался попасть на все его гастроли. Мне посчастливилось слышать его в партиях Эскамильо (опера „Кармен“), Тонио („Паяцы“), Бориса Годунова и Мефистофеля („Фауст“). Впоследствии мне довелось услышать много хороших баритонов, но такого Эскамильо и Тонио я уже ни разу не слышал» (М.Квалиашвили. «По трудному пути»).
В феврале-марте 1914 года Г. А.Бакланов поет в опере Дж. Верди «Риголетто» с легендарным Энрико Карузо, а в опере Дж. Пуччини «Девушка с Запада» — с другим выдающимся итальянским тенором — Джованни Мартинелли.
С 1915 по 1930 год Георгий Андреевич — ведущий солист Чикагской оперы, соперничавшей тогда со знаменитой нью-йоркской «Метрополитен-опера». Все эти 15 лет певец активно гастролирует по Европе и Америке. 1923 год, Берлин. Восторженные отклики прессы вызвало исполнение Баклановым партии Мизгиря в опере Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка». Русскую музыку он не забывал никогда.
В 1930 году Г. А.Бакланов переезжает в Германию. Его дом постоянно полон гостей — артистов театра и кино, музыкантов, художников, писателей. Ему во многом обязана блестящей карьерой звезда европейской оперной сцены того времени Мария Чеботари. Прослушав девушку и оценив ее талант, знаменитый русский певец дал ей рекомендацию в Берлинскую Высшую музыкальную школу.
С приходом к власти нацистов в 1933 году Георгий Андреевич эмигрирует в Швейцарию. Там 6 июля 1938 года в своем имении недалеко от Базеля он скончался.
В 1996 году исполнилось 115 лет со дня рождения замечательного русского певца. В России о нем не вспомнил никто.