Московский журнал | Л. Савельева | 01.01.2000 |
Любительский придворный спектакль по пьесе А.К.Толстого «Царь Борис», состоявшийся на сцене Эрмитажного театра Зимнего дворца (1890), — второе сценическое воплощение пьесы после постановки в Москве в частном театре А.А.Бренко (1881), — режиссировал премьер Императорского Александринского театра Н.Ф.Сазонов. Спектакль играли талантливые великосветские любители при участии великих князей Сергея и Павла Александровичей. Вдохновителем и консультантом был Император Александр III. «Частенько присутствовавший на репетициях, он давал ценные указания, касавшиеся как стиля пьесы, так и общего ее характера"1.
Русский стиль эпохи Александра III, по словам современника, «любившего русскую историю"2, стремился к исторической достоверности, хотя его проявления в искусстве носили черты определенной идеализации. Исторической достоверности ради для постановки «Царя Бориса» с высочайшего разрешения выдали подлинные вещи из эрмитажных коллекций. На фоне декораций, исполненных по эскизам художника Императорских театров И.П.Андреева, эффектно смотрелись костюмы, автором которых был художник Е.П.Пономарев, как раз на историческом театральном костюме и «специализировавшийся». В его костюмах играли актеры оперной и драматической трупп Санкт-Петербургских Императорских театров; они использовались в любительских Измайловских досугах, патронировавшихся Великим князем Константином Константиновичем, на знаменитом Русском бале в Зимнем дворце в 1903 году. Костюмы и эскизы Е.П.Пономарева к «Царю Борису» экспонировались на международной выставке в Вене (1891) в разделе «Русские Императорские театры"3.
Е.П.Пономарев едва ли не первым стал зарисовывать свои исторические реконструкции, явившись, таким образом, одним из основоположников живописного жанра — «эскиз театрального костюма».
Публикуемые акварели находятся в альбоме из режиссерской библиотеки К.С.Станиславского, озаглавленном: «Постановка «Царя Бориса» в Императорском Эрмитаже при Александре III с рисунков, принадлежащих В.К.Сергею Александровичу"4. Это — копии, сделанные профессиональным рисовальщиком, вероятно, в период с июня по 9 августа 1898 года, судя по заверительной записи К.С.Станиславского в верхней части форзаца: «август, 9 1898» и по его июньскому письму того же года к Вл.И.Немировичу-Данченко по поводу оформления другой пьесы трилогии А.К.Толстого — «Царь Федор Иоаннович»: «Материалы по русской истории стоят бешеных денег, например, издание Солнцева5 — 550 рублей. Предпочел нанять рисовальщика за 35 рублей, который уже срисовал все необходимые нам мотивы. Он же облегчит мне непосильную работу по рисованию костюмов и прочих рисунков для бутафоров и костюмеров"6.
Оригиналы рисунков из коллекций Великого князя К.С.Станиславский получил 11 марта 1897 года с сопроводительным письмом «состоящего при Его Императорском Высочестве» генерал-майора Михаила Петровича Степанова: «Милостивый Государь Константин Сергеевич. Препровождая при сем альбом рисунков костюмов трагедии «Царь Борис», имею честь уведомить Вас, что Его Императорское Высочество просит, по миновании надобности, возвратить их мне в полной сохранности. Примите уверение в совершенном уважении и преданности. М. Степанов"7. Письмо было вклеено К.С.Станиславским во второй том его Художественных записей рядом с именным членским билетом Первого Всероссийского съезда сценических деятелей, проходившего в Москве с 9 по 23 марта 1898 года.
Альбом К.С.Станиславского был приобретен у родственников Константина Сергеевича в 1959 году и вошел в комплекс его режиссерской библиотеки под номером 79, присвоенным еще самим Станиславским. Ныне он хранится в музее МХАТ. 74 акварели на цветном картоне типа «Бристоль» переплетены и составляют целую книгу (30×16 см). На корешке черной кожи тиснение золотом: вверху — «Е.Пономарев», посередине — «Царь Борис», внизу — владельческий знак «К.С.А.». Листы пронумерованы с 1 по 74 рукой К.С.Станиславского, возможно, продублировавшего нумерацией расположение листов в оригинале. Скопированы надписи художника: в верхней левой части — номера актов и картин, под рисунком — имя персонажа. На обороте каждой акварели приклеены листки писчей бумаги, на которые Станиславский перенес черными чернилами тексты Е.П.Пономарева с указанием источников, которыми тот пользовался при создании своих рисунков-реконструкций.
Поиски оригинала, принадлежавшего Великому князю, пока не дали результата. Его коллекции попали в Исторический музей и Музей изящных искусств, а библиотека в 1918 году была раскомплектована. В Санкт-Петербургском Театральном музее хранятся 69 эскизов Е.П.Пономарева к придворному спектаклю «Царь Борис» с авторской датировкой: 1889 и 1890 годы. Слева вверху на каждом надпись: «Царь Борис». Ксерокопии, любезно предоставленные научным сотрудником Театрального Музея Еленой Игоревной Грушницкой, помогли установить копийность рисунков в альбоме К.С.Станиславского и текстов на обороте (К.С.Станиславский воспроизвел и особенности манеры художника — обычно он не дает «выходных» данных книжных источников, сокращает повторяющиеся слова и т. д.). Коллекция Театрального музея позволяет предположить, что художник по заказу Великого князя повторил свои рисунки.
Е.П.Пономарев пользовался следующими книжными источниками: Ф.Г.Солнцев. «Древности Российского государства»; А.Висковатов. «Историческое описание одежды и вооружения российских войск»; Сигизмунд Герберштейн. «Записки о московских делах»; Августин Мейерберг. «Путешествие по России»; Адам Олеарий. «Описание путешествия в Московию»; П.Савваитов. «Описание старинных царских утварей, одежд, ратных доспехов и конского прибора»; князь Г. Г.Гагарин. «Собрание византийских, грузинских и древнерусских орнаментов и памятников архитектуры»; Дж.Флетчер. «О Государстве Русском»; Н.И.Новиков. «Древняя Российская Вивлиофика»; «Собрание Государственных грамот и договоров» (М., 1813−1826); Герман Вейсс. «История одежды, вооружений и утвари от 14-го столетия до настоящего времени» (М., 1877). Ссылается Е.П.Пономарев на «Книгу Бытия, рукопись, хранящуюся в Музее Императорской Академии Художеств» — возможно, это «Книга Бытия», гравированная Василием Коренем (1692−1695), на «Царственную книгу» и «Царственную летопись», на «Книгу избрания и венчания на царство царя и Великого князя Михаила Федоровича» (в 1883 году в издании Германа Гоппе вышла книга «Венчание Русских Государей на царство, начиная с царя Михаила Федоровича до Императора Александра III»), на Словарь по Оружейной палате Вельтмана. Многочисленны упоминания иностранных книг.
Е.П.Пономарев ссылается также на фрески Архангельского собора Московского Кремля и на «современные картины» с полотен польских художников, принадлежавших князю Вишневецкому и изображающих венчание на царство Лжедмитрия I.
Возможно, что источники, указанные Е.П.Пономаревым, использовались Станиславским при подготовке спектакля «Царь Федор Иоаннович», позволив ему уверенно заявить, что «такой настоящей русской старины в России еще не видывали». Белоснежные костюмы рынд с золотыми топориками были введены им в спектакль, хотя среди действующих лиц драмы А.К.Толстого рынды не значатся.
В 1907 году МХАТ ставил «Бориса Годунова» (режиссеры Вл.И.Немирович-Данченко и В.В.Лужский). К.С.Станиславский, позванный на помощь, мизансценировал «польские сцены» (вместе со сценой «Уборная Марины», не вошедшей в прижизненное пушкинское издание) и буквально спас забракованные было «польские» костюмы, предоставив из своих коллекций ткани, вышивки, старинное оружие.
К.С.Станиславский ревниво относился к своей режиссерской библиотеке — и не только как библиофил. Она была бесценным подспорьем в реализации его художественно-постановочных замыслов. Помогая театру в постановке «Бориса Годунова», К.С.Станиславский, скорее всего, обращался к альбому с рисунками, предоставленными Великим князем Сергеем Александровичем. Это подтверждает и проект его обращения к труппе театра (1907−1908 гг.): «…отсутствие библиотеки также досадный пробел. Театр питается подаянием со стороны, не имея самых примитивных справочных изданий… Сколько книг из моей библиотеки перепорчено, утеряно и разрознено. <> Трудно связать между собой такие полюсы: высокую культурность театра и варварское непонимание художественной ценности имеющегося у нас материала, антикварных вещей и архивных документов предыдущих постановок. <>
Ими должны были бы пользоваться не только при последующих постановках, но и для Школы, которая могла бы наглядно изучать все эпохи"8.
1. Дризен Н.В. Сорок лет театра. Воспоминания 1875−1915. К-во «Прометей» Н.Н.Михайлова. Сенатская типография. С. 92−94. Дризен Н.В. «Великосветские спектакли». «Столица и усадьба». С фотографиями барона К.К.Штакельберга. № 49, 1916.
2. Епанчин Н.А. На службе трех императоров. Издание журнала «Наше наследие». М., 1996. С. 178.
3. Ежегодник Императорских театров 1891/1892. Каталог Русские Императорские театры на Венской Международной музыкальной и театральной выставке.
4. Московский журнал. № 10. 1998. С. 23.
5. Солнцев Ф.Г. Древности Российского государства, изданные по Высочайшему повелению Императора Николая I. Рисованы акад. Ф.Г.Солнцевым. М., 1849−1853. Или: Солнцев Ф.Г. Древности Российского государства. СПб., 1871−1887.
6. Станиславский К.С. Соб.соч. в 9 т. Т.7. М.: Искусство. 1995. С. 253.
7. Музей МХАТ. Ф.3. Художественные записи. Т.II. 1891−1898. № 15 381/389. С. 139.
8. Станиславский К.С. Указ.соч. Т.5. Кн.1. 1993. С.339−342.