Московский журнал | Н. Вехов | 01.01.2000 |
В конце XIX века архангельские губернские власти на островах Северного Ледовитого океана (Новой Земле и Вайгаче) и на материковом побережье начали создавать постоянные становища, заселяя их самоедами (ненцами). Русская Православная Церковь, кроме миссионерского, взяла на себя труд обучения «инородцев» грамоте и приобщения их к оседлому образу жизни. К 1917 году в русской Арктике было уже несколько храмов и часовен. Это — часовня, церковь и Николаевский скит в становище Малые Кармакулы, церковь-школа в становище Белушья Губа, часовня, церковь и скит в селении Никольском (Хабарово), церковь в самоедском селении Бугрино и часовня в урочище Шарок на острове Колгуев (самые первые в регионе), часовня на песчаной косе Варандей (побережье Большеземельской тундры), часовни в становищах Ольгинское и Маточкин Шар на Новой Земле. Мы расскажем лишь о некоторых эпизодах миссионерской деятельности православных священников в Арктике.
В 1878 году Главное правление Общества спасания на водах командировало на побережье залива Моллера, в становище Малые Кармакулы, для окончательного «устройства приюта и для наблюдений» поручика корпуса флотских штурманов Е.А.Тягина. Здание деревянной караулки он переоборудовал для самоедов под часовню во имя Святителя и Чудотворца Николая. Небольших размеров — «в длину — 1 саж. 10 четв., ширину — 1 саж. 4 четв., высоту 1 саж. 1 ½ четв.», — простояла она недолго. После отъезда Тягина с Новой Земли часовню никто не ремонтировал, и к 1887 году, когда на остров прибыл иеромонах отец Иона, на ее месте «стояли одни голые стены, разрушенные наполовину штормами и затем наполовину сожженные одичавшими обитателями острова"1. За полтора суток, что пробыл в становище отец Иона, он с помощью находившегося здесь писателя К.Д.Носилова2 и нескольких самоедов, как мог, поправил часовню. 22 июля 1878 года в ней был совершен торжественный молебен в «день тезоименитства высокой покровительницы новоземельской станции, Ее Императорского Высочества государыни императрицы Марии Федоровны». Носилов читал часы по добытой на военном судне Псалтыри под звон спасательного колокола, бывшего на станции.
Вернувшись на материк, отец Иона доложил архиепископу Архангельскому и Холмогорскому Нафанаилу о положении дел на Новой Земле. Архиепископ, «не желая более оставлять там поселенцев без пастыря и без богослужений, командировал туда вновь того же иеромонаха Иону с псаломщиком (Шангиным. — Прим. автора) на зимние месяцы 1887 года и на весенние 1888 года. Он возбудил перед Святейшим Синодом ходатайство об учреждении на Новой Земле постоянного причта из священника и псаломщика, с назначением на причт жалованья в размере 1200 р. в год"3.
4 сентября 1887 года «иеромонах Иона сошел с парохода на Новую Землю в полном священническом облачении, с иконой св. Николая Чудотворца, которой осенил собравшихся поселенцев и место своего нового жительства на все четыре стороны"4. Часовню начали переделывать. 30 сентября здесь «в присутствии всего наличного населения колонии было совершено торжественное всенощное бдение"5. Перегородку и стены алтаря обили зеленой материей. Иконостас состоял из 36 икон, в алтаре их было 226.
Первый храм с причтом оказал на новоземельских ненцев «глубокое духовно-оживляющее впечатление и самое благоприятное влияние». Отец Иона со всей торжественностью отправлял богослужения, не делая исключений ни при каких погодных условиях, наставлял ненцев в вере и молитвах; обходя жилища, читал им жития святых, обучал детей русской грамоте. Вместе с зимовавшим в Малых Кармакулах К.Д.Носиловым они устроили школу — самую северную в мире: тогда школ еще не было ни на Шпицбергене, ни в Гренландии7. Занятия проводились в комнатке отца Ионы. На стенах развесили картины, карты, из заголовков газет вырезали буквы, смастерили и выкрасили охрой школьную доску. Учиться пожелали почти все самоеды, взрослые и дети. Носилов называл школу народным университетом.
Самоеды сидели на скамьях, на полу, а кто слушал и стоя. Начиналось обучение с русского языка и арифметики, преподаваемой на пальцах. Большое впечатление на самоедов производили рассказы о жизни русских крестьян (они не уставали выспрашивать, что такое зерно, откуда берется мука, как выпекают хлеб), а также занятия по атласам зверей, птиц и насекомых. За зиму дети в основном овладели грамотой и узнали о жизни на материке. К весне наиболее смышленые неплохо писали и читали по-русски, а к лету 1888 года уже могли читать в церкви Апостол. В июле первым пароходом лучших учеников вывезли в Архангельск, где детей проэкзаменовал сам архиепископ, вручивший каждому подарок.
Население становища росло, церковь уже не вмещала всех молящихся. Архимандрит Нафанаил неоднократно обращался и к Святейшему Синоду, и к московскому протоиерею Платону Капустину с просьбой оказать содействие в строительстве нового храма. Наконец в архангельскую епархию пришла телеграмма из Москвы от протоиерея Платона Капустина, извещавшая, что сбор средств окончен. К деньгам был приложен перечень всех благотворителей, «с полной готовностью и любовью… откликнувшихся на помощь святому и полезному делу». Московские купцы 1-й гильдии Петр Арсеньевич Смирнов и Федор Никитич Самойлов пожертвовали по 100 рублей, Владимир Александрович Астафьев — 50 рублей, Александр Семенович Миронов и Иван Петрович Лебедев — по 10 рублей. Всего собрали 2250 рублей. Пожертвованы были и церковные принадлежности на сумму 475 рублей8.
7 июля 1888 года в Архангельске новый деревянный храм в присутствии вице-губернатора А.С.Загоскина освятил епископ Архангельский и Холмогорский Нафанаил. Затем храм разобрали, погрузили на пароход «Великий князь Владимир», обслуживавший промышленников Новой Земли, и доставили в Малые Кармакулы. «По распоряжению преосвященного Нафанаила II с новоустроенной церковью отправились на Новую Землю иеромонах Николаевского Корельского монастыря Прокопий и дьякон кафедрального собора Колчин… Радостное для всех новоземельских поселенцев торжество освящения новоустроенного храма было совершено 19 сентября 1888 года иеромонахами Ионой и Прокопием при пении хора команды парохода «Великий князь Владимир"… Торжество, как и подобное год тому назад, собрало все население Новой Земли"9.
Храм был одноглавый, крытый железом, «с четырьмя окнами в храме и двумя окнами в алтаре, печей в здании две… Иконостас в храме устроен из соснового леса… Пилястры и тумбы сделаны под мрамор; резьба на царских вратах, в сияниях и на боковых киотах вызолочена червонным золотом на мардане. Святые иконы… числом 16 написаны под греческий стиль…"10
Указом № 551 от 13 февраля 1889 года Святейший Синод разрешил учредить на архипелаге монашеский скит, приписанный к Николаевскому Корельскому монастырю. В течение первых трех лет на его содержание Синодом отпускалось по 700 рублей ежегодно — из средств, предназначенных на миссионерскую деятельность среди «язычников Империи». Губернатор А.П.Энгельгардт распорядился выдать 100 рублей «из сумм запасного капитала, образованного на улучшение колонизации новоземельского острова». За скитом закрепили охотничье-промысловые угодья — остров Пуховой, Пуховую губу, озеро Кармакулку и реку Песцовую11.
Для освящения места под скит на Новую Землю пароходом прибыли архимандрит Михайло-Архангельского монастыря Ювеналий и монахи, которые в будущем должны были составить братию (один иеродьякон, три послушника, письмоводитель и повар). Настоятелем был назначен отец Иона. Братия расположилась в здании спасательной станции, где в прежние годы жили отец Иона с псаломщиком. Однако жизнь там оказалась крайне тяжелой. Во время продолжительной зимовки заболел цингой и скончался повар. К 1890 году монахов пришлось вывезти обратно на материк. Летом их сменил иеромонах Прокопий, а осенью возвратился и отец Иона. Архимандрит Александр, ставший в 1890 году архиепископом Архангельским и Холмогорским, исходатайствовал у Святейшего Синода 5000 рублей на постройку причтового дома и до 1000 рублей на содержание скита. Срубленный в Архангельске дом был доставлен в Малые Кармакулы в 1894 году архангельским губернатором А.П.Энгельгардтом, на пароходе «Ломоносов» посетившем Новую Землю. Кроме отца Ионы и псаломщика в шестикомнатном доме разместили школу, оснащенную библиотекой и учебными пособиями.
Иеромонах Иона, впоследствии игумен, оставил неизгладимый след на Новой Земле. В Малых Кармакулах он жил с 1887 по 1899 год, вместе с ненцами перенося все тяготы зимовок. Лишь две зимовки он был болен и его заменял другой священник12. Сухая справка: в первые два года отец Иона совершил «6 божественных литургий, 82 всенощных бдения, 62 утрени, 64 обедницы, 65 вечерен, 28 повечерий, 9 благославенных хлебов, 5 крестных ходов, 65 молебнов, 7 водосвятий, 16 раз было совершено таинство крещения с миропомазанием, повенчаны два брака, над усопшими совершено 6 отпеваний и 16 панихид"13. Батюшка в совершенстве владел ненецким языком и богослужения совершал на нем. Остров он покидал лишь летом на один месяц. Все остальное время он нес свое нелегкое служение на арктическом острове: трехмесячная полярная ночь, многодневные метели и ураганы, скудная пища да еще с неукоснительным соблюдением постов. Несколько раз в году на собачьих упряжках отец Иона объезжал чумы и становища Южного острова. Иногда приходилось пережидать пургу в сугробах, жить вместе с ненцами в чумах. Здесь он проводил богослужения и отправлял требы, проповедовал христианский образ жизни и отказ от принесения жертв идолам, изваяния которых уничтожал.
Осенью 1899 года из-за резкого ухудшения здоровья и преклонного возраста отец Иона был переведен на должность смотрителя подворья Красногорского монастыря в Петербург, а затем — архимандрита в Сийский монастырь. Ненцы по прошествии многих лет продолжали вспоминать своего «ласкового, доброго батюску Иону». Об этом свидетельствовал побывавший в Малых Кармакулах в 1912 году архангельский епархиальный наблюдатель церковных школ Н.Д.Козмин14. И отец Иона тоже вспоминал свою паству. Козмин посетил священника в июне 1913 года в Сийском монастыре и отметил, что когда речь зашла о самоедах, батюшка «очень оживился и почти с юношеским увлечением с отеческой любовью заговорил о дорогих ему инородцах"15.
Между тем в районе традиционной промысловой деятельности архангельских, мезенских и пустозерских поморов и проживания ненцев-кочевников возник еще один православный храм. В 1885 году на берегу пролива Югорский Шар в селении Никольское на средства золотопромышленника и исследователя Сибири иркутского купца А.М.Сибирякова была построена деревянная Никольская церковь. Александр Михайлович принимал активное участие в организации и финансировании ряда полярных экспедиций (например, экспедиции Н.А.Э.Норденшельда на пароходе «Вега» в 1878 — 1880 годах), изучении и просвещении народностей Крайнего Севера и Сибири. Указом Святейшего Синода от 27 октября 1886 года было «разрешено учредить самостоятельный причт с назначением содержания тому причту из % с жертвуемого г. Сибиряковым капитала в 10 000 р."16 В 1886 году в Никольской церкви начались регулярные службы. Она была приписана к Тельвисочному приходу Печорского уезда, причт которого и осуществлял миссионерскую деятельность среди ненцев Югорского Шара и острова Вайгач.
«Здание храма устроено из толстого теса, крыша железная и на ней, на восьмигранном фонаре, устроена глава, завершающаяся шестиконечным деревянным крестом, стены храма снаружи окрашены желтой краской, а крыша и главы зеленые. По внешнему устройству церковь представляет вид звезды восьмиконечной, с восточной стороны пристроен четырех-угольный алтарь, а с западной — глухое крыльцо. Размеры храма очень аккуратны, и в нем с трудом может поместиться до 40 человек молящихся…"17
В 1891 году на берегу Югорского Шара был открыт Успенско-Артемьевский монашеский скит, «причисленный к Никольскому Корельскому монастырю"18. Первоначально предполагалось, что он будет постоянно действующим. Но из приехавших сюда в феврале 1891 года восьми духовных лиц зимой 1892 года семеро погибли от холода и болезней19. И начальство Архангельской епархии стало посылать священников в Никольскую церковь только на период промыслов, когда сюда съезжались ненцы-охотники и русские купцы-промышленники. Священники выезжали из Пустозерска, находящегося в низовьях реки Печоры, на оленьих упряжках с караванами пустозерских купцов и далее следовали по тундре вдоль побережья Северного Ледовитого океана.
Путешествие длилось до полутора месяцев. По пути священнослужители посещали чумы — крестили, учили ненцев молитвам и послушанию Божьему, венчали, совершали панихиды и отпевания, служили заказные молебны. Прибыв в храм, священники протапливали, просушивали и ремонтировали помещения. На берегах Югорского Шара они обычно проводили 3−4 месяца, проведывали ненцев на острове Вайгач и отбывали в обратный путь вместе с осенними купеческими караванами. Снова сухая статистика: отец Иоанн Михайлов в 1897 году посетил более 20 самоедских чумов, совершив при этом божественных литургий — 37, заказных литургий — 27, заказных молебнов — 11, заказных панихид — 13; им было крещено 9 младенцев и погребено 7 умерших20.
К началу 1910-х годов построенная на средства А.М.Сибирякова церковь обветшала, о чем сообщил посетивший ее в 1911 году псаломщик Герман Игумнов: стеновые плахи по углам разъехались, крыша прогнила, и дождевая вода заливает пол, море подступает к зданию, съедая песчаную косу, на которой оно стоит21.
В 1914 году священник Геннадий Юрьев и псаломщик Герман Игумнов по традиционному пути вместе с ненцами и русскими промышленниками отправились к Югорскому Шару, посещая по дороге чумы, совершая богослужения и исполняя требы. Отец Геннадий, не заезжая в Никольское, сразу по льду через пролив отправился на остров Вайгач, где построили радиостанцию и образовалось постоянное поселение. Священник побывал у сотрудников станции, объехал окрестные чумы и лишь 10 июля попал в Никольское. Псаломщик был уже там и проводил занятия с ненецкими детьми. Два месяца причт совершал «богослужения в местном храме и требы у самоедов, проживавших неподалеку и приезжавших из тундр». Отец Геннадий остался зимовать на радиостанции. Ему выделили комнату, а также помещение для домашней церкви. Работник радиостанции Ф.Я.Принцев «сделал легкий подсвечник. За ним вообще установились обязанности церковного старосты и пономаря. А.А.Доступов (заведующий радиостанцией. — Прим.авт.) исполнял обязанности псаломщика"22. Ненцам устроили рождественский праздник. «В самый день праздника было совершено торжественное богослужение. Вместо звона нам служили ракеты, которые вызывали у самоедов крики восторга"23. После службы ездили по самоедским чумам славить Христа…
1. Козмин Н.Д. На Новой Земле. К вопросу о русской колонизации острова и церковно-просветительской деятельности среди его обитателей. Архангельск, 1915. С. 8,12.
2. Вехов Н.В. Константин Дмитриевич Носилов // Московский журнал. 1999. № 12.
3. Козмин Н.Д. Указ. соч. С.13−15.
4. Мероприятия архангельского епархиального начальства к религиозно-нравственному просвещению поселенцев (самоедов) на Новой Земле (из архангельских епархиальных ведомостей). Архангельск, 1915. С. 2.
5. Козмин Н.Д. Указ. соч. С.16−17.
6. Мероприятия… С.5−8.
7. Носилов К.Д. Самоедская школа // У рыбаков и звероловов Севера. Библиотека для семьи и школы. Издание журнала «Юная Россия». М., 1912. С.120−129.
8. Мероприятия… С.22−28.
9. Козмин Н.Д. Указ. соч. С. 20.
10. Мероприятия… С. 13.
11. Справка о командировках на Новую Землю духовных лиц в прежнее время и открытие там монашеского скита в 1889 г. // Архангельские епархиальные ведомости. 1889. № 14−15. Часть неофициальная. С. 267.
12. Шульгин В. Исторические сведения о просвещении христианством самоедов Архангельской епархии. Архангельск, 1897. С. 50.
13. Мероприятия… С. 33.
14. Козмин Н.Д. Указ. соч. С. 30.
15. Там же. С.30−31.
16. Архангельские епархиальные ведомости. 1887. № 8−9. Часть официальная. С. 32.
17. Государственный архив Архангельской области (ГААО). Ф.29, оп.1т1, д. 875, л.79 об, 80−80 об.
18. Архангельские епархиальные ведомости. 1891. № 13. Часть официальная. С. 138.
19. Шульгин В. Указ.соч. С. 55.
20. ГААО. Ф.29, оп.1т1, д. 875, лл.28−32 об; Козмин Н. Современное религиозное состояние самоедов, кочующих на острове Вайгаче и Югорском Шаре, и условия миссионерской среди них деятельности // Архангельские епархиальные ведомости. 1903. № 16. Часть неофициальная. С. 583.
21. Игумнов Г. С Югорского Шара // Архангельские епархиальные ведомости. 1912. № 9. Часть неофициальная. С. 235.
22. Козмин Н.Д. Остров Вайгач и его обитатели — самоеды // Известия Архангельского общества по изучению Русского севера. 1917. № 7−8. С. 320.
23. Там же. С. 321.