Русская линия
Московский журналАрхимандрит Макарий (Веретенников)01.01.2000 

Неизвестные страницы жизни митрополита Антония
О предстоятеле Русской Церкви времен царя Иоанна Грозного.

Сведения о предстоятелях Русской Церкви в последние годы жизни царя Иоанна Грозного довольно скудны — отечественная историография уделяла им мало внимания. Сказанное в полной мере относится к одному из них — митрополиту Антонию. У П. Строева читаем: «Антоний, бывший архиеп. Полоцкий, с мая 1572; Uв начале 1581"1. О времени же до его архиерейства и вовсе почти ничего неизвестно. И вот недавно была опубликована поминальная запись митрополичьего рода из Синодика-помянника Кремлевского Успенского собора, которая стала отправной точкой для изысканий: «Род Антония Митрополита: епископа Галахтиона, инока Еуфимия, инока Герасима, инока Серапиона, инока Васьяна, иноку Марфу, иноку Евдокею, иноку Еупраксею, иноку Акилину, ерея Ивана, дьякона Ивана, Даниила, Михаила, Григория, Фетинью, Дарью, иноку Елену, Прасковию, Ирину, Анну, Ирину, Киприяна, скимника Афанасия"2.
Первым в Синодике назван епископ Галахтион. Несомненно, он был духовно близок будущему митрополиту. Какую же кафедру он занимал? Поиски привели к единственно возможному варианту: он был владыкой Сарским и Подонским. П. Строев пишет: «Галактион хирот. 8 апр. 1565 из архим. Новоспасских; по 1568. Погребен на Крутицах"3. О настоятельстве владыки в Новоспасском монастыре известно следующее: «Галактион в 1558 перев. из Иосифова, а 8 апр. 1565 хирот. в еписк. Сарского"4, а о настоятельстве в Иосифо-Волоцкой обители свидетельствует следующая запись: «Галактион, в 1552 — 1558; перев. в Новоспасский мнтр."5. Нет сомнения, что перевод в столичный монастырь состоялся по благословению тогдашнего главы Русской Церкви — святителя Макария (U1563; пам. 30 дек.).
Таковы некоторые вехи жизни Сарского епископа Галактиона, о котором считал своим долгом творить заупокойные молитвы митрополит Антоний6. Можно предположить, что именно в Новоспасской обители переплелись пути двух будущих святителей.
До своего поставления в митрополиты Антоний, как известно, занимал Полоцкую кафедру. На Руси в святительское достоинство традиционно возводились настоятели монастырей, поэтому интересно обратить внимание на Новоспасских архимандритов. У Строева следом за архимандритом Галактионом назван «Антоний, 1565 — 1568"7. Справочные же сведения о Полоцких иерархах довольно скудны. После присоединения Полоцка в 1563 году Иоанном Грозным вторым и последним тамошним епископом назван «Афанасий (Палецкий) (бывший епископ Суздальский) с 11.08.1566; 17.05.1568 удалился на покой в Кирилло-Белозерский монастырь, где и скончался"8. Таким образом, в 1568 году именно Новоспасский архимандрит Антоний стал Полоцким архиепископом, а через четыре года он был поставлен во главе Русской Церкви.
Уточним некоторые этапы жизни Первосвятителя. Постриг монаха Антония следует датировать временем настоятельства в Новоспасском монастыре архимандрита Галактиона: 1558 — 1565 годы. К 1568 году — году архиерейской хиротонии — святителю должно было быть не менее тридцати лет. Таким образом, он родился до 1538 года.
Память о митрополите Антонии в Новоспасском монастыре сохранялась. Среди декабрьских записей монастырской Кормовой книги читаем: «Того месяца в 13 день поминати архиепископа Полоцкого Антония да сына его инока Васьяна … Того же месяца в 13 день поминати Митрополита Антония"9. В этот день Церковь чтит память святых мучеников Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста. Имя мученика Авксентия начинается на ту же букву, что и имя митрополита. Возможно, этим именем он был назван в младенчестве при крещении10. Известие о сыне позволяет говорить, что святитель Антоний до пострижения в монахи был женат.
Попытаемся восстановить родословную митрополита Антония. В Синодике поминальная запись начинается пятью мужскими именами. Названный первым епископ Галактион, постригавший будущего Первосвятителя, очевидно, не входит в его род. Последним из пяти имен назван его сын. Оставшиеся три имени — это два деда и отец. Названные после сына четыре женских имени — это соответственно две бабушки, мать и супруга. Получается следующая схема.
Инок Евфимий Инокиня Марфа Инок Герасим Инокиня Евдокия
Инок Серапион Инокиня Евпраксия
Митрополит Антоний Инокиня Акилина
Инок Вассиан
Малоизвестна и последующая судьба митрополита Антония. Бывший в 1581 году в Москве с дипломатической миссией иезуит Антонио Поссевино пишет о Предстоятеле Русской Церкви того времени, что он «даже и не Митрополит, потому что другой, который называется Митрополитом, жив до сих пор и находится в монастыре» 11. Издатели так прокомментировали это высказывание: «Здесь Поссевино, вероятно, передает какие-то слухи о судьбе убитого Митрополита Филиппа и, возможно, намекает на уход в отставку Митрополита Антония, предшественника Дионисия"12.
Хотя в литературе и встречается сообщение о погребении митрополита Антония в Успенском соборе13, другой источник содержит сведения, что в XVI веке последним там был погребен святитель Макарий14. Закономерно возникает вопрос: где место упокоения митрополита Антония? Ответ на него следует искать опять же в Синодике Успенского собора. В конце записи митрополичьего рода позднее было дописано: «Да Антоней же Митрополит, поедучи в монастырь, дал другую пятьдесят рублев 7089-го"15. В какой же монастырь он мог уехать в 1581 году? Очевидно, в Новоспасский, где в свое время был настоятелем. (Так поступил, например, в 1566 году митрополит Афанасий, оставивший кафедру и поселившийся в Чудовом монастыре16.) Кроме того, в Новоспасском, по свидетельству Кормовой книги этого монастыря, подвизался и сын митрополита. Вероятнее всего, именно в этой обители скончался и был погребен митрополит Антоний17.
Итак, записи митрополичьего рода в Успенском Синодике и Кормовой книге Новоспасского монастыря позволили воссоздать забытые страницы жизни митрополита Антония. В вечность он предстал в окружении монашеских имен ближайших родственников, пройдя последовательно путь семьянина, инока Новоспасского монастыря, настоятеля, Полоцкого архиепископа и, наконец, главы Русской Церкви.
Архимандрит Макарий (Веретенников), первый проректор Московской духовной академии и семинарии

1. Строев П. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российския Церкви. СПб., 1877. Стб. 6.
2. Макарий архим. Поминальные Синодики // Вышенский паломник. Рязань, 1998. № 1(6). С. 76.
3. Строев П. Списки иерархов… Стб. 1035.
4. Там же. Стб. 142.
5. Там же. Стб. 182. В Волоколамской обители чтилась его память. В Кормовой книге монастыря читаем: «Августа в л [30] по владыце Галахтионе епископе Крутицком, а дачи его р [100] рублев. А гроб его на Крутицах» (Das Speisungsbuch von Volokolamsk. Кормовая книга Иосифо-Волоколамского монастыря. Eine Quelle zur Sozialgeschichte russische Klцster im 16. Jarhundert. Kцln, Weimar, Wien, 1998. S. 307). Есть о нем записи и в Кормовой книге Новоспасского монастыря. Среди октябрьских памятей отмечено: «Того ж месяца в 17 день по владыке Крутицком Галахтионе корм» (Кормовая книга Московского ставропигиального Новоспасского монастыря. М., 1903. С. 4).
6. Говоря о почитании преподобного Сергия (U1392; пам. 25 сент.), используют ставшие уже традиционными понятия — «ученики преподобного Сергия» и «ученики учеников преподобного Сергия». Прилагая сказанное к митрополиту Макарию, епископа Галактиона следует отнести к лицам, общавшимся со святителем, а митрополита Антония — к «ученикам учеников». Став же главой Церкви, он, несомненно, сталкивался с документами митрополита Макария. Приведем такой интересный пример.
Святитель Макарий рукоположил «в свою митрополью к церкви ко Введению Пресвятей Богородицы в волость в Осугу в Торопецкую десятину» диакона Стефана Еремеева и дал ему ставленную грамоту, которая датируется 10 сентября 1556 года (РИБ. Т. 32: Архив П.М.Строева. Пг., 1915. Т. 1. Стб. 422). Прошли годы, и диакон, очевидно овдовев, принял монашеский постриг в Кирилло-Белозерском монастыре с именем Стахия. А в 1576 году митрополит Антоний дал ему грамоту, благословляя переход в Ростовскую епархию (Макаров В.Е. Очерк истории Рогожского кладбища. М., 1911. С. 23).
7. Строев П. Списки иерархов… Стб. 143.
8. Митрополит Макарий Московский и Коломенский. История Русской Церкви. М., 1996. Кн. 4. Ч.2. С. 355.
9. Кормовая книга Московского ставропигиального Новоспасского монастыря. М., 1903. С. 8.
10. Именно таким образом удалось определить имя святителя Макария (См.: Веретенников П., свящ. Первосвятительская деятельность Макария, Митрополита Московского и всея Руси (U1563) // Вестник Западно-Европейского Экзархата. Париж, 1980−1981. № 105−108. С. 241. Прим. 1).
11. Поссевино А. Исторические сочинения о России XVI в. М., 1983. С. 86.
12. Там же. С. 246.
13. Дурново Н.Д. Иерархия Всероссийской Церкви. М., 1895. Т. 3. С. 543.
14. Панова Т.Д. Загадка Большого Успенского собора // Мир Божий. 1998. № 1(3). С. 24−26.
15. Макарий архим. Поминальные Синодики. С. 76.
16. Макарий игумен. Всероссийский Митрополит Афанасий (1564−1566) // Богословские труды. М., 1984. Сб. 25. С. 250.
17. Подобным образом обстояло дело и с другими митрополитами XVI века: в 1533 году в Спасо-Кубенском монастыре преставился митрополит Варлаам (1511−1522); в 1547 году в Иосифо-Волоколамском монастыре скончался его постриженник митрополит Даниил (1522−1539); в 1555 году в Троице-Сергиевом монастыре почил митрополит Иоасаф (1533−1542).


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика