Московский журнал | С. Небольсин | 01.01.2000 |
19 — 20 ноября 1999 года Правительство Москвы по инициативе ряда российских общественных организаций провело международную конференцию «Москва — Россия на рубеже тысячелетий». Как отмечалось устроителями, задача конференции — обсуждение «духовно-нравственных и исторических ценностей российского общества» и обретение надежных идейно-государственных ориентиров на пути в третье тысячелетие. Было также объявлено, что конференция «не носит политического характера и должна стать импульсом к объединению всех слоев общества во имя возрождения Отечества».
На конференцию съехались представители творческой и научной интеллигенции — как российской, так и зарубежной, духовенства, молодежи, армии, депутатского корпуса, правительственных структур. После открытия и пленарного заседания на второй день работы состоялись «круглые столы» по актуальнейшим проблемам современности. Темы говорят сами за себя: «На пути к культуре мира», «Национальная безопасность и гражданское общество — основа российской государственности», «Российское здравоохранение и образование в XXI веке», «Перспективы экономического процветания и устойчивого развития», «Влияние средств массовой информации на поддержание социально-политической стабильности в обществе», «Общество и власть: диалог и сотрудничество — принципы взаимодействия», «Фундаментальные исследования и высокие технологии XXI века».
Вопросам культуры и духовности был посвящен «круглый стол» «Мировые и российские непреходящие духовные ценности» под председательством члена-корреспондента РАН Ф.Ф.Кузнецова. Здесь выступили писатели, филологи, философы, культурологи, библиотечные и издательские работники. Обобщая высказанные мнения, можно констатировать следующее.
К началу XXI столетия человечество столкнулось с серьезными проблемами. Россия не может оставаться безразличной к этим проблемам и призвана строить свою жизнь так, чтобы и в будущем являть своей культурой, своей духовностью самые возвышенные ориентиры планетарного развития. Для страны, давшей миру «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона и «Слово о полку Игореве», Пушкина, Гоголя, Толстого, Достоевского, Чехова, Шолохова, Глинку, Мусоргского, Рахманинова, Прокофьева, Свиридова, столь высокие требования к себе естественны и единственно приемлемы.
Так называемый прогресс оказался явно неспособным обеспечить достойное человека существование. Более того, неуемный, духовно и нравственно не управляемый промышленный рост представляет ныне прямую угрозу людям. Глобальная интернационализация мирового производства при сугубо технократической ориентации все резче делит мир на зоны процветания и нищеты, разрушает многовековые традиционные культуры, гасит в людях чувство родины, делая их безликими винтиками высокотехнологичных систем. Вульгарно-материалистически понимаемый прогресс породил чудовищное зло потребительства, жестокой небратской конкуренции. Это привело к понижению духовного уровня до отметки, за которой — «цивилизованный» вандализм, языковое и культурное невежество, нравственное оскудение, разгул хищнических инстинктов.
Спасение природы, восстановление и культивирование подлинно народных традиций, торжество высоких идеалов человеческого братства и патриотизма, всеобщей ответственности за наше общее будущее — такие задачи невозможно не только решать, но даже и ставить в условиях глобальной экспансии духа массового потребительства, не сдерживаемой, но всемерно подстегиваемой средствами массовой информации.
Задача России — хранить верность предкам, более тысячелетия строившим единственное в своем роде многонациональное государство — Русь Святую, Русь Великую. Россия обязана отстоять и сберечь для мира свою духовность, пафос миролюбия, созидательного труда не чрева ради, но ради Бога и ближнего.
Чтобы выжить, человечество должно установить строгий контроль за технической и коммерческой составляющими мирового развития. Это требует пересмотра стихийно сложившихся стереотипов и решительного перехода от технократической догматики к безусловному верховенству духовного начала. Смысл жизни способны придать только вера и культура. Однако стихийный рыночный произвол губит высокую культуру и оставляет за собой духовную пустыню «постхристианства».
В наше время как никогда возрастает роль всех социальных структур и институций, включая государства и международные организации. Они должны обеспечить людям свободный и равный доступ к высшим культурным ценностям. Российская власть обязана возвратить народам России изгоняемое рыночной стихией народное искусство — неиссякаемый источник красоты и человечности. Это касается в первую очередь языка. Наша страна располагает весомым опытом в постановке образования на языках населяющих ее народов, а русский язык по праву получил высокий статус языка межнационального общения. И государство не вправе спокойно наблюдать, как все это утрачивается — уже катастрофически.
Защитить дело художественной литературы — не менее важная задача власти. Создать новую суперсовременную библиотечную базу, насытить высокохудожественными образцами классической и современной литературы школьные курсы, общеобразовательные программы радио и телевидения можно только проявив твердую государственную волю и решимость противостоять ширпотребу — в искусстве вообще и в искусстве слова в особенности.
Россия, которой «внятно все — и острый галльский смысл, и сумрачный германский гений», как никакая другая страна способна и должна наращивать культурное общение со всеми народами — в противовес тотальной американизации. Москве — сердцу русской культуры — предстоит объединить всех говорящих по-русски, не допустив культурного обнищания русскоязычного зарубежья.
Одухотворение жизни на земле — вот главный императив человечества в новом тысячелетии. Сосредоточенное и ответственное обсуждение мироспасительных задач нужно вести постоянно, настойчиво, а не от случая к случаю. Культурные силы Москвы и России вправе рассчитывать здесь на внимание и активную поддержку самых авторитетных международных организаций. Обезличивающая, обездушивающая экспансия электронной цивилизации должна быть обуздана нашей духовной сосредоточенностью, нашим упорным культуротворящим трудом. Ибо сохранение культуры, языка, образования, семьи есть непременное условие сохранения России, без которой не выживет и мир в целом, а значит — это есть задача государственная, важнейшее требование государственной безопасности. Таково было единодушное мнение участников «круглого стола».