Московский журнал | 01.12.1999 |
6 сентября 1999 года
Музей-усадьба Кусково
«Храм добродетели душа ее была…»
Под таким названием в бывшей загородной резиденции Шереметевых состоялась выставка, посвященная 220-летию начала сценической деятельности выдающейся актрисы крепостного театра Прасковьи Ивановны Ковалевой-Жемчуговой (1768 — 1803).
Обладавшая редкой вокальной и актерской одаренностью дочь крепостного крестьянина-кузнеца (коваля) из Ярославской губернии в семь лет была взята на воспитание в дом Шереметевых. Ей дали отличное образование. Дебют состоялся 29 июня 1779 года в опере А.-Э. Гретри «Опыт дружбы», поставленной в Кусковском воздушном театре, репертуар которого насчитывал более ста опер и балетов.
Скоро Ковалева-Жемчугова стала примадонной шереметевской труппы. Ее талантом восхищались Екатерина II, а затем Павел I.
Прасковья Жемчугова была возлюбленной графа Николая Петровича Шереметева. В 1798 году он дал ей «вольную», а в 1801 году они тайно, в присутствии четырех свидетелей, обвенчались в церкви Симеона Столпника на Поварской. Брак их был недолог: вскоре после рождения сына Прасковья Ивановна скончалась от туберкулеза.
Прологом выставки стала серия видов Кускова — знаменитой подмосковной усадьбы, славившейся когда-то многолюдными гуляньями. Атмосферу того времени передавала доска-приглашение на въезде в усадьбу: «В селе Кускове распоряжено на сие лето и осень гулянье всем кому угодно оным пользоваться по воскресеньям и четвергам в прочие же дни гулянья нет выключая 28, 29 июня и 1 августа в которые дни также гуляют чрез сие все и приглашаются».
Были представлены эскизы театральных декораций, модель Кусковского воздушного театра, на сцене которого выступала Жемчугова, портреты выдающейся певицы, написанные в разные годы. Особенно замечателен один — Жемчугова в костюме Элианы, героини оперы Гретри «Самнитские браки». В сценических образах, созданных Жемчуговой, отразилась ее собственная трагедия: графиня под занавес короткой жизни, влюбленная женщина, не принятая светом, мать, не успевшая насладиться материнством…
«Щедрая рука ее простиралась всегда к бедности и нищете…» Прасковья Ивановна Ковалева стала вдохновительницей создания Странноприимного дома — приюта для обездоленных, престарелых и увечных. На портрете работы В.Л.Боровиковского граф Н.П.Шереметев указывает на этот Странноприимный дом, построенный по проекту Е. Назарова и Дж.Кваренги. «Кончина супруги моей, графини Прасковьи Ивановны, — писал граф в „Записке по Дому Странноприимному“, — столько меня поразила, что я не надеюсь ничем другим успокоить страждущий мой дух, как только одним пособием для бедствующих, а потому, желая окончить давно уже начатое строение Странноприимного дома, сделал я предложение к устройству оного, отделя знатную часть моего иждивения».
О том, какой была Прасковья Ивановна в недолгую бытность ее графиней Шереметевой, рассказывают работы замечательного крепостного художника Н. Аргунова «Портрет П.И.Жемчуговой-Шереметевой в красной шали» и «Портрет П.И.Шереметевой в полосатом халате». Дополняют этот образ слова самого графа Н.П.Шереметева: «Я питал к ней чувствования самые нежные, самые страстные. Долгое время наблюдал свойства и качества ея и нашел украшенный добродетелью разум, искренность и человеколюбие, постоянство и верность, нашел в ней привязанность ко святой вере и усерднейшее богопочитание. Сии качества пленили меня больше, нежели красота ея, ибо они сильнее всех прелестей и чрезвычайно редки…»
6 октября 1999 года
Центральный Дом работников искусств
(Пушечная, 9)
Вторники «Московского журнала»
Цикл Вторников «Московского журнала» 1999 — 2000 годов пришелся на юбилейный, 70-й сезон Центрального Дома работников искусств. Открывая вечер, главный редактор Анна Филипповна Грушина тепло поздравила коллектив сотрудников Дома с этой знаменательной датой, подчеркнув большое культурное и общественное значение работы, проводимой ЦДРИ. Зрители приветствовали прославленную балерину, народную артистку СССР, председателя правления ЦДРИ Ольгу Васильевну Лепешинскую.
Название вечера — «Русская провинция. Земля Бориса и Глеба». В программе принимали участие гости из сел и деревень Борисоглебского района Ярославской области.
Борисоглеб — город удивительный. Он притягивает к себе людей. Сюда приезжают на день — и остаются навсегда. В небольшом районном центре живет много талантливых художников, литераторов, музыкантов. В Борисо-Глебском монастыре в XVI веке подвизался преподобный Иринарх, благословивший князя Димитрия Михайловича Пожарского на брань. Сейчас монастырь возрождается, уже два года в нем проводятся всероссийские Иринарховские чтения. «Московский журнал» подробно писал о них. Один из вдохновителей Чтений — настоятель монастыря архимандрит Иоанн (Титов) — также присутствовал в зале.
Гостей представлял поэт и прозаик Михаил Лебедев, показавший видеофильм о своем родном городе. Об Иринарховских чтениях говорил ответственный секретарь «Московского журнала» Александр Белай. Прозвучали авторские песни в исполнении дуэта — Ольги и Сергея Волковых. Стихи Михаила Лебедева читала актриса Ярославского театра имени Волкова Галина Михайловна Ефанова. В фойе была развернута выставка работ фотографа Владимира Разумовского «Мой Борисоглеб». В заключение выступили постоянные участники наших Вторников Николай Шипилов и Татьяна Дашкевич, много раз бывавшие в Борисоглебе и, по их признанию, сроднившиеся с ним.
Итак, сезон открыт. Мы рады будем снова видеть своих читателей в ЦДРИ каждый последний вторник месяца.
11 октября 1999 года
Центральный Дом работников искусств
(Пушечная, 9)
Открытие семидесятого сезона ЦДРИ
Жизнь нескольких поколений творческой интеллигенции связана с этим Домом. Он возник по инициативе наркома просвещения А.В.Луначарского и при поддержке ЦК профсоюза работников искусств. Учредительное заседание состоялось 25 февраля 1930 года в здании по Старопименовскому переулку. Присутствовали представители всех московских театров. Председателем был избран руководитель Главискусства при Наркомпросе Ф.Я.Кон, а его заместителями — И.М.Москвин и В.В.Барсова. На этом заседании В.В.Маяковский впервые прочел поэму «Во весь голос».
Первоначально это был чисто театральный клуб. В его работе участвовали В.И.Качалов, И.Н.Берсенев, О.Л.Книппер-Чехова, Н.В.Нежданова, Н.А.Обухова, Е.Н.Гоголева, молодые тогда артисты С. Образцов, Б. Тенин, Н. Хмелев, Р.Зеленая. Здесь проходили вечера А.А.Яблочкиной, М.М.Тарханова, В.П.Марецкой, С.М.Михоэлса, И.С.Козловского, Л.О.Утесова. Затем под крышей Дома объединились и художники. Вскоре это стал Клуб мастеров искусства.
На сцене ЦДРИ выступали артисты из многих городов и республик Советского Союза: Тамара Ханум, Гнат Юра, Наталья Ужвий, Ваграм Папазян, Отар Тактакишвили. Здесь делали первые шаги в искусстве артисты и художники М. Цифринович, Л. Енгибаров, И. Глазунов, Р. Клейнер, А. Филиппенко, В. Качан, О. Янковский и многие другие. Гостями Дома были Эльза Триоле и Луи Арагон, Бертольд Брехт и Елена Вейгель, Марсель Марсо и Ван Клиберн, Анна Герман и Бисер Киров, Ив Монтан и Симона Синьоре. В год своего пятидесятилетия ЦДРИ был награжден орденом Дружбы народов.
С 1939 года Клуб мастеров искусства, получив новое название «Центральный Дом работников искусств», расположился в особняке на Пушечной улице, 9 — в историческом здании, где когда-то зарождался будущий МХАТ. Сразу определились основные направления деятельности: общение деятелей искусства, творческие отчеты и вечера, показ новых спектаклей, концертных программ и кинофильмов. Создавались лектории и университеты культуры, концертные бригады, которые ездили по всей стране, выступали на фабриках и заводах, строительных площадках, в шахтах, на полевых станах, даже на дрейфующей станции «Северный полюс».
В годы Великой Отечественной войны это было единственное клубное учреждение Москвы, ни на один день не прекращавшее работы. В Доме развернули выставку плакатов, боевых листков и военных зарисовок, шли концерты для призывников и трудящихся Москвы. 8 августа 1941 года первая концертная бригада ЦДРИ, в которую вошли директор Б.М.Филиппов, Л.А.Русланова, М.Н.Гаркави, В.Я.Хенкин, выехала на фронт. Позже было сформировано 33 таких фронтовых бригады. Госпитально-концертный отдел, созданный в 1942 году, давал в месяц по 80−100 концертов для раненых. Всего в годы войны на фронтах, в воинских частях, на призывных пунктах, в госпиталях состоялось 17 500 выступлений. На средства писателей и художников В. Гусева, С. Маршака, С. Михалкова, Н. Тихонова и Кукрыниксов был построен танк «Беспощадный», на средства чтеца В. Яхонтова — самолет «Владимир Маяковский». В фонд помощи детям, обездоленным войной, деятели искусства собрали два миллиона рублей.
Так же интенсивно и плодотворно работал Дом работников искусств и в послевоенные годы. Сегодня особняк готовится к ремонту, но активная творческая жизнь продолжается и в небольшой пристройке. Каждый вечер артисты, музыканты, художники встречаются со своими слушателями и зрителями. О разнообразии творческой жизни ЦДРИ говорят названия учрежденных в его стенах клубов: Московский пресс-клуб, клуб романса «Две гитары», Российский клуб музыкантов-народников, Московский клуб фокусников, женский — «Сударыня» и молодежный «Некто никто», клубы филателистов, кукольников, авторской песни, чтеца.
Не прерываются традиции творческих вечеров деятелей искусства. В последние годы в ЦДРИ отмечались юбилеи М. Рожкова, Л. Кербеля, Г. Бортникова, Ю.Дмитриева. Прошли вечера памяти И.М.Туманова, Е.Н.Гоголевой, И.Л.Прутта, Г. Буркова, Ю. Богатырева, известных поэтов и композиторов-песенников Фатьянова, Аверченко, Мокроусова, Пономаренко. К 200-летию со дня рождения А.С.Пушкина ЦДРИ провел Республиканский конкурс молодых исполнителей по трем номинациям: вокалистов, чтецов и музыкантов. Постоянная поддержка творчества молодых — тоже традиция Дома.
Семьдесят лет этот уникальный клуб возглавляли признанные корифеи искусства. Председателями правления ЦДРИ были народные артисты СССР: актер МХАТа И.М.Москвин, солистка Большого театра В.В.Барсова, театральный режиссер И.М.Туманов, главный режиссер театра имени Евгения Вахтангова Е.Р.Симонов. В 1994 году председателем правления избрана выдающаяся балерина О.В.Лепешинская. В юбилейном семидесятом сезоне снова будут показаны лучшие достижения всех творческих поколений театра, кино, музыки, изобразительного искусства, эстрады, цирка. ЦДРИ был и остается одним из средоточий отечественной культуры.
Выпуск «Летописца» подготовили А.А.Белай, Н.А.Копылова, С.Г.Муранов