Русская линия
Московский журнал К. Герасимов01.12.1999 

Встречи с Ангелиной Осиповной Степановой
Автор статьи — врач из Саратова — через всю свою жизнь пронес любовь к театру. Фрагменты воспоминаний из личного архива

Знакомство и первые уроки

О выдающейся актрисе Художественного театра Ангелине Осиповне Степановой я узнал впервые еще в школьные годы из книги «Режиссерские уроки К.С.Станиславского», в которой ее автор — режиссер и педагог Николай Михайлович Горчаков — рассказал, как Константин Сергеевич работал с молодыми актерами второго поколения МХАТа. Особенное впечатление произвели на меня главы «Внутренний монолог» и «Природа чувств», где описаны репетиции Станиславского с одной из его любимых учениц Ангелиной Степановой.
Впервые я увидел эту актрису в начале 50-х годов в фильме-спектакле «Анна Каренина». Сколько блеска, изящества, аристократизма, «породы» в ее героине — княгине Бетси Тверской! Как неподражаемо актриса двигалась, носила костюмы, вела светские диалоги… В конце 50-х я познакомился с ее творчеством в театре. У меня сохранился черновик письма, которое я написал ей в 1960 году: «Уважаемая Ангелина Осиповна! Примите мои горячие поздравления по поводу присвоения Вам высокого звания… Первое мое знакомство с искусством Художественного театра связано со спектаклем „Три сестры“. Я любил раньше Чехова, но его пьес не понимал. А вот в тот день я „прозрел“. Меня захватил ансамбль — все роли играли мастера… Но даже в таком прекрасном ансамбле Вы и Василий Александрович Орлов навсегда покорили меня… У Вашей Маши главное — сила, „горячее сердце“. Пусть она и грустит, страдает, сердится — ведь она несчастна. Но она не ноет, она любит жизнь…
Началось мое знакомство с Вашими работами по пластинкам… и по радио… И вновь в театре — „Осенний сад“, „Вишневый сад“, „Мария Стюарт“. Я не рискую начать писать о Елизавете — отнимаю у Вас слишком много времени. Скажу только, что смотрел спектакль уже три раза (каждый приезд в Москву на зимние каникулы). Неужели можно так играть?! „Браво, королева!“ — так благодарили Вас зрители после спектакля.
Признаюсь, что я очень хотел посоветоваться с Вами, когда в январе этого года был в Москве. Узнал Ваш адрес, долго не решался зайти, наконец рискнул, но не застал Вас дома…»
Да, я действительно пережил потрясение на спектакле «Мария Стюарт». В антракте, после сцены, когда Елизавета подписывает смертный приговор, я, забыв, где нахожусь, бродил, натыкаясь на зрителей. Как же я был взволнован, когда Ангелина Осиповна ответила мне, простому студенту-медику из Саратова: «Уважаемый Алексей! Я не знаю Вашего отчества, поэтому простите, что так приветствую. Не смогла из-за занятости сразу ответить на Ваше письмо и поблагодарить Вас за высокую оценку моей работы в театре и добрые пожелания. Ваше письмо в части разбора впечатлений от спектаклей МХАТ, от образов Чехова и т. д. говорит о Вашей большой тяге к театру, о художественных и эстетических потребностях, занимающих важное место в Вашей жизни. А люди, любящие, понимающие искусство театра, нам всегда и приятны и дороги.
К сожалению, я лишена возможности дать Вам практические советы о подготовке для поступления в театральный вуз и для самостоятельной работы — я никогда не занималась педагогической работой, но думаю, что даже опытные педагоги, наши артисты, не смогли бы дать Вам советы заочно… Наш вуз имени Немировича-Данченко дает эти месяцы письменные и устные консультации, и если Вы напишете туда о своих трудностях, я уверена, что Вы получите дельные советы.
Ваши мысли о работе в мединституте мне кажутся правильными — постоянное внутреннее общение с людьми даст Вам много, если Вы в конце концов и будете работать в театре.
Желаю Вам всего доброго и успехов в осуществлении Ваших мечтаний.
А.Степанова. 19 июня 1960 г.»
В последние институтские зимние каникулы я снова поехал в Москву. С того незабываемого дня, когда я впервые увидел Степанову на сцене, прошло четыре года. И вот 26 января 1961 года я беседую с актрисой у нее дома. Жила она тогда на улице Горького — в доме, где находится Концертный зал имени П.И.Чайковского. Ангелина Осиповна провела меня в кабинет — стены и шторы в строгих синих тонах, много стеллажей с книгами; спросила, знаю ли, в чьем кабинете мы находимся. Ответил, что не знаю. «В кабинете Александра Александровича Фадеева, — сказала она, — правда, он любил работать на даче, а здесь редко писал, но я стараюсь по возможности сохранять тут все как было при нем». Я сразу вспомнил барельеф А.А.Фадеева, который видел при входе в дом. Я не знал, что Александр Александрович был ее мужем.
Мне довелось в жизни встретить многих замечательных людей. Необыкновенные учителя были у меня на самодеятельной сцене — композитор Саратовского ТЮЗа Евгений Павлович Каменоградский, Наталия Иосифовна Сухостав из Дворца пионеров, актер и режиссер драматического театра Андрей Германович Василевский, мастера саратовской сцены В.К.Соболева, Л.В.Шутова, Г. Ф.Лунина, Я.А.Рубин и другие. Но два урока (26 января и 4 февраля 1961 года) Степановой — особенные. Я читал Ангелине Осиповне рассказ К.Г.Паустовского «Тост». Она делала мне ценные замечания, вспоминала, как с ней занимался К.С.Станиславский, приводила примеры из своей артистической жизни…
Встречи эти дали мне очень много. После занятий с Ангелиной Осиповной во время чтения перед зрителями «Тоста» я впервые почувствовал напряженную тишину зала. Все поздравляли меня с успехом. Я рассказал кружковцам о Степановой, о ее уроках. Очередной наш «вторник» 7 марта 1961 года мы посвятили ее творчеству.
Скажу сразу, что актером-профессионалом я не стал, но много играл на самодеятельной сцене, читал с эстрады, выступал по телевидению и радио не только в студенческие годы, но и после окончания медицинского института.

«Милый лжец»

Писать об этом спектакле и легко, и трудно одновременно — ведь это одно из самых совершенных сценических созданий А.О.Степановой и А.П.Кторова. Премьера в постановке И.М.Раевского и с музыкой К.В.Молчанова состоялась во МХАТе осенью 1962 года, в канун 100-летия со дня рождения К.С.Станиславского. Выполняя завет великого учителя, Степанова и Кторов на каждом спектакле заново «вышивали кружева», чаруя глубиной чувств и мыслей, красотой человеческих отношений. Мне кажется, этот спектакль ознаменовал открытие МХАТом новых путей в театральном искусстве. Следом появился целый ряд кинематографических и чтецких работ, созданных на основе документальной переписки, пьес с двумя-тремя действующими лицами («Элегия», «Насмешливое мое счастье», «Сюжет для небольшого рассказа», «Почтовый роман», записанная на грампластинки композиция по письмам П.И.Чайковского и другие).
В первый раз я смотрел этот спектакль вместе с моей любимой партнершей по сцене Лидой Ивановой. Мы загорелись сыграть «Лжеца», начали готовиться, но Лида в то время уже жила в Москве. Все же мы сыграли эту пьесу в мае 1968 года с Люсей Апанасенко в Доме ученых, была она показана и по саратовскому телевидению. Наверное, что-то получилось у нас тогда. Мне было приятно через 30 лет на вечере, посвященном 100-летию моего отца, крупнейшего саратовского хирурга Николая Васильевича Герасимова, услышать, что наш спектакль еще помнят…
Смотрел я «Милого лжеца» со Степановой и Кторовым много-много раз, по сей день часто слушаю его в записи на грампластинках. Особенно люблю радиозапись, осуществленную звездным дуэтом в 1964 году, в самом зените его славы. Эту пьесу Джерома Килти, основанную на переписке Бернарда Шоу и знаменитой английской актрисы Стеллы Патрик Кэмпбелл, привез из США для А.О.Степановой ее друг Павел Александрович Марков. Кторов и Степанова начали работать над ней еще до того, как ее включили в репертуарный план МХАТа.
О последнем штрихе этой истории поведала мне Ангелина Осиповна при встрече 7 января 1991 года. Уже после смерти А.П.Кторова ей позвонил Р.Я.Плятт: «Ангелина, у меня идея! Нет Кторова, с которым играла ты, нет Л.П.Орловой, с которой играл я… Давай мы с тобой будем играть «Милого лжеца.» Ангелина Осиповна ответила: «Ты дивный актер, я тебя очень люблю, но пойми меня и не обижайся. Любой другой спектакль — да, но «Милого лжеца» ни с кем, кроме Анатолия Петровича, я играть не могу и не буду…»

1964 год

Я проездом в Москве. 8 июля в филиале Художественного театра смотрю «Идеального мужа» О.Уайльда. Первый раз я видел этот спектакль 7 лет назад. Почти полностью сменился состав исполнителей: вместо В.Л.Ершова (Роберт Чилтерн) — П.В.Массальский, О.Н.Андровскую (миссис Чивли) сменила С.С.Пилявская. Из прежнего состава лишь Г. Г.Конский (лорд Кавэршем) и А.О.Степанова (Гертруд Чилтерн).
Из Саратова пишу Ангелине Осиповне о своих впечатлениях об «Идеальном муже». От первого спектакля 1957 года в душе сохранилось очарование ее героиней. В этот раз я увидел многогранность созданного актрисой образа, но особенно запомнился второй акт, когда Гертруд — Степанова задумывается о жизни. Молча сидя в кресле и слушая партнера, Ангелина Осиповна замечательно передавала течение мыслей своей героини. Каким выразительным было ее лицо! И в дальнейшем я всегда упивался игрой любимой артистки в этой безмолвной сцене. Но однажды мне показалось, что сцена эта пропущена. В телефонном разговоре Ангелина Осиповна объяснила, что случилось: «Слова моим партнером были сказаны все, но он не посылал мне мысли, ничего не хотел от меня, поэтому мне не о чем было думать, нечего воспринимать — и сцена не получилась"…

1966 год

В один из октябрьских вечеров я у Ангелины Осиповны в ее новой квартире, тоже на улице Горького. Она переехала сюда после смерти матери с младшим сыном Мишей. Старший уже жил отдельно. Степанова в строгом сиреневом костюме, изящная, без лишней косметики, очень подвижная, хотя прошлой зимой долго болела — сломала ребро. Вгорячах сыграла даже «Милого лжеца», а потом в туфлях на шпильках вбежала к А.Вишневскому. Профессор сделал блокаду, сказал, что при таком переломе может быть осложнение. И действительно, развился посттравматический плеврит, проболела полтора месяца…
В тот вечер Ангелина Осиповна много рассказывала о своей театральной жизни. В СССР приезжала из США бывшая актриса, которая ведет драматическую школу в Нью-Йорке. Очень пожилая дама, а кожа у нее без единой морщинки, даже на руках («вся прооперирована»). «Этого я не понимаю, нужно быть естественной, такой, какая ты есть», — говорила Ангелина Осиповна. Американка пригласила нескольких преподавателей и А.О.Степанову — «живой экспонат ученицы К.С.Станиславского» — прочесть курс лекций по театральному искусству в ее школе. В Америке было много интересных встреч с Т. Уильямсом, М. Гибсон, актерами театра и кино. На лекции приходили американцы и русские, которые знали К.С.Станиславского, считали себя его учениками и последователями. Но они абсолютизировали тот период творчества великого режиссера, когда он главным считал «публичное одиночество», «свободу мышц» или «аффективную память» (материал для роли черпается из личных воспоминаний). Между тем Станиславский пошел дальше. Ангелина Осиповна вновь вспомнила слова Константина Сергеевича о «рисунке на песке», о необходимости каждый раз заново проживать роль: когда закрывается занавес, прежний рисунок уже стерт… Такой актрисой и была на сцене Степанова — вроде бы одна и та же, но всегда — другая.

1969 — 1979 годы

Невозможно забыть «Чайку» А.П.Чехова в постановке Б.Н.Ливанова. В марте — апреле 1969 года я смотрел ее четыре раза. Спектакль становился все ярче и интереснее. Возможно, Борис Николаевич чувствовал, что это его «лебединая песня». Ангелина Осиповна рассказывала, что он присутствовал на каждом спектакле, после чего собирал всех артистов и каждый раз вносил что-то новое в рисунок постановки. В «Чайке» блистали многие исполнительницы женских ролей, но лучше всех была А.О.Степанова в роли Ирины Аркадиной. Степанова, отразив сложность натуры своей героини, показала, как гибнет талантливый человек, если любит только себя. Созданный Ангелиной Осиповной образ оказал влияние на все последующие постановки «Чайки» — после нее уже нельзя было играть Аркадину иначе.
«Чайку» горячо принимали во время гастролей в Англии… Хорошо, что есть радиозапись спектакля, пластинки с голосом Ливанова (от автора). Когда «Чайку» после смерти Б.Н.Ливанова записывали на телевидении, А.О.Степановой пришлось стать сорежиссером телеверсии, где также за кадром звучит голос Бориса Николаевича (использованы фрагменты радиоварианта).
В 1978 году мне посчастливилось увидеть А.О.Степанову в «Чеховских страницах"… Ангелина Осиповна читала «Рассказ госпожи NN», покоряя слушателей строгостью выразительных средств, многоплановостью и глубиной подтекста, богатством нюансов.
В 1975 году Степанова блистательно выступила в новой роли — принцессы Космонополис в пьесе Теннесси Уильямса «Сладкоголосая птица юности» (перевод и сценическая редакция В.Я.Вульфа). Спектакль был поставлен к 70-летию выдающейся актрисы и шел в филиале МХАТа много лет. Вершинами его были сцены, где играла Степанова. Юбилей Ангелины Осиповны торжественно отмечался, ей было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

1980 год

С апреля по июнь 1980 года я жил в Москве. Три раза видел Ангелину Осиповну в спектакле по пьесе Э. Олби «Все кончено». Я восхищался ее трудолюбием и молодостью, а ведь Ангелине Осиповне было 75 лет…

1987 год

7 сентября, понедельник. В театре выходной, и мы говорим с Ангелиной Осиповной по телефону: «Я теперь очень разборчива в выборе материала. После прошлых работ не хочется недостойно заканчивать свою деятельность. У меня и раньше были паузы в театре по несколько лет, но я никогда не унываю… Снялась в телефильме, записала радиоспектакль с Л. Марковым — «Белые розы, розовые слоны» М. Гибсон…»
Ангелина Осиповна надписала мне книгу Виталия Яковлевича Вульфа «А.И.Степанова — актриса Художественного театра», которая вышла в 1985 году к ее 80-летию: «Дорогой Алеша! Спасибо за любовь к искусству театра! Ваши письма меня всегда радуют. А. Степанова, 1987 г.» Это стало очень дорогим подарком к моему 50-летию…

1988 — 1990 годы

В январе 1988 года я приехал в Москву по туристической путевке, которой меня премировали на работе. Наконец-то посмотрел «Тартюфа» с участием Степановой, общался с Ангелиной Осиповной по телефону. Она рассказывала, как снималась в кинофильме «Они сражались за Родину» с В. Шукшиным: «Он первое время стеснялся меня, говорил: «Как я буду с самой ученицей К.С.Станиславского работать?» Но мы очень скоро поняли друг друга и даже подружились. Жили во время съемок на теплоходе на Дону, каждый вечер гуляли по палубе и беседовали…»

1991 год

28 января — встреча с Ангелиной Осиповной. Теперь она переселилась на одну из староарбатских улиц (когда-то на этом месте стоял дом В.В.Лужского, в семье которого в юные годы жила Лина Степанова). Встретила меня Ангелина Осиповна очень приветливо, провела в большую уютную комнату: «Сейчас, Леша, поставлю нарциссы, будем пить чай и беседовать». Я осматривался: в центре комнаты — большой круглый стол, обставленный массивными стульями. В двух вазах — со вкусом подобранные засушенные ветки. Низко над столом — большая хрустальная люстра. Стены до потолка уставлены книгами: слева — подаренными А.А.Фадееву с автографами, справа — современные издания, много альбомов по живописи.
«29 октября 1988 года я сыграла премьеру «Московского хора», — рассказывала Ангелина Осиповна, — затем еще спектакль. Большой успех, хороший прием. Чувствовала себя прекрасно, но потом что-то в горле стало мешать. От первой же ингаляции потеряла сознание. Очнулась только в реанимации, четыре месяца спасали меня врачи. Развилась тяжелая пневмония, похудела до 48 килограммов. Год проболела. Когда вернулась в театр, решила отказаться от роли в «Московском хоре». Нагрузка в спектакле огромная — весь спектакль на сцене, в тяжелой шинели… Да и пьеса не моя, слишком много в ней жизненной грязи… Играю сейчас только старые роли в «Тартюфе» и «Серебряной свадьбе». Для радио готовлю программу — голос у меня еще звучит. Я ведь и раньше, особенно до войны, когда бывали периоды без новых ролей в театре, много читала со сцены, даже сольные концерты в зале имени П.И.Чайковского были. Хочу почитать на радио, только не Пастернака, Ахматову, Цветаеву, Мандельштама, а Пушкина, Тютчева, Фета. Просила лишь не торопить меня. Изучаю литературу, думаю. Так что, Леша, не бездельничаю».
Зашел разговор о том, как ужасно сейчас говорят. Ангелина Осиповна сказала: «О депутатах и политиках я молчу, но дикторы! Почему правильно говорят приезжающие из-за границы русские? Считается, что это «очень изысканная речь». Да ничуть, обычная. Мы же какие-то дикие словесные сочетания употребляем. Например, «с этим вопросом нужно выйти на такого-то», а ведь выходят с рогатиной на медведя. Или еще: «Хочу остановиться на этом моменте…» Но ведь если момент, то как на нем остановиться можно?»
На мой вопрос о 85-летии А.О.Степанова ответила: «В театре никак не отмечала. Зачем это нужно — посмешищем быть. Мне так больно и горько было видеть моего дорогого Ивана Семеновича Козловского на телевидении, когда отмечали его юбилей. Быть жалким на сцене — нет, не надо этого. Ко мне домой, конечно, пришли из театра, кто мог и захотел…» Ангелина Осиповна вспомнила слова А.П.Чехова о двух жизнях — «начерно» и «набело»: «Нет, я не хотела бы никакой другой жизни. У меня было мое любимое искусство, я служила в необыкновенном театре, встречалась и дружила с незабываемыми людьми, такие великие учителя у меня были, такие дивные партнеры… И любовь большая, настоящая была… С Александром Александровичем жили мы интересно и дружно. Так что нет, никакой жизни «нагрязно», а потом еще раз «набело» не хотела бы…»

1993 год

Два года назад, 7 января, смотрел «Тартюфа» с участием А.О.Степановой, а вскоре она перестала играть. Впервые вышла на сцену Художественного театра 19-летней девушкой в 1924 году и прослужила в родном театре почти 70 лет! Ушла тихо, незаметно, «по-английски».
5 августа говорил по телефону с Ангелиной Осиповной. Она рассказывала: «В молодости у меня была большая взаимная любовь. Драматург Николай Робертович Эрдман. Когда его арестовали, обивала пороги, ходила на Лубянку. А сколько писем я ему писала в ссылку — почти каждый день. И вот теперь мне вернули все мои письма, открытки 60-летней давности. А его письма я хранила всю жизнь. Хочу подготовить их к печати…»

1994 год

Встреча наша состоялась 19 октября. Выглядела Ангелина Осиповна хорошо — стройная, всем живо интересующаяся, а ведь 23 ноября ей исполнится 89 лет. Только вот видит и слышит она плохо: «Как говорят музыканты, я живу diminuendo», — шутит с легкой грустинкой. — Но еще ничего для своих солидных лет. По дому делаю все сама, не считая стирки и большой уборки. В театре почти не бываю — только по делам или к парикмахеру (привыкла к одним рукам, а волосы у меня растут быстро). Кстати, сегодня меня приглашали в театр — фонд К.С.Станиславского какую-то денежную премию хочет вручить. Я сказала, что не поеду, неважно себя чувствую… Как я за деньгами поеду в театр — я там творчеством занималась… В театре мне совсем неинтересно. Это стал другой, чужой театр. Выходить на сцену в одном старом спектакле «Тартюф», чтобы только числиться, я не хотела… На радио кое-что из стихов записала…
Поведала Ангелина Осиповна и о перенесенной тяжелой утрате. Год назад умер ее старший сын Саша: «Когда дети уходят раньше родителей, это противоестественно. Умер во сне от третьего инсульта… За внуков я рада — внучка Настя (дочь Саши) поступила в институт иностранных языков, а внук Саша (сын Миши) — в Щукинское училище. 23 октября 1994 года юбилей училища. Я осталась единственная, кто знал и учился у Е.Б.Вахтангова. Я играла рабыню в первой «Турандот». В.А.Этуш очень просил, и я согласилась прийти на вечер. Только ни на каких чествованиях не буду, никаких вечерних туалетов надевать не собираюсь… Уже продумала, что коротко и интересно рассказать"…

1995 — 1996 годы

В июне 1995 года Ангелина Осиповна была награждена премией имени К.С.Станиславского. Мы смотрели по телевидению, как ей вручали эту премию в Останкинском театре. Выглядела она замечательно — была какая-то летняя, молодая, очень простая и вместе с тем величавая. А 23 ноября в нижнем фойе Художественного театра праздновали 90-летие легендарной актрисы, вручали орден «За заслуги перед Отечеством». Но не очередной награде была рада Ангелина Осиповна. Настоящим подарком ей стала книга «Письма. Н.Эрдман. А. Степанова», вышедшая как раз к юбилею…
Заключительным аккордом вечера стали процитированные Ангелиной Осиповной слова ее любимого поэта Евгения Баратынского:

Но прихотям судьбы я боле не служу:
Счастливый отдыхом, на счастие похожим,
Отныне с рубежа на поприще гляжу —
И скромно кланяюсь прохожим.

«Долгая жизнь прошла, — сказала она, — все мне говорили, какая я худенькая, слабенькая — думала, что первой уйду, а вот оказалось, что я последняя… Многое осталось в памяти, как благодарность за то, что я живу, что я существую в этом мире…»
Мне тоже хотелось отметить юбилей любимой Ангелины Осиповны, и я сделал большую передачу о ней на саратовском радио, а запись привез ей в подарок.
30 апреля 1996 года прошу у Ангелины Осиповны по телефону (она болеет) разрешения передать ей через дежурного в доме цветы. Но когда я пришел, дежурный сказал, чтобы я отнес цветы сам. Дверь открыла Ангелина Осиповна — худенькая, в кухонном фартуке, в руке платочек (у нее насморк). Помогаю ей поставить цветы в хрустальную вазу. «Какие красивые розы, Алексей, спасибо, а твое поздравление мне потом прочтут». Я сам читаю открытку: «Дорогая Ангелина Осиповна! Это Ваш юбилейный год. Только сейчас я попал в Москву и, конечно, у Ваших ног с цветами. Не болейте, дорогая Ангелина Осиповна. Ваш Леша».
…В одном из писем благодарю ее за исполнение фрагмента VIII главы «Евгения Онегина». В 1996 году Виталий Яковлевич Вульф сделал эту уникальную запись дома у Ангелины Осиповны, а Татьяна Андреевна Александрова включила ее в программу одного из «Вечеров на улице В.И.Качалова». Как зачарованные, мы слушали это глубокое и мудрое прочтение А.С.Пушкина великой актрисой. Моя жена сказала: «Мне кажется, что сам Александр Сергеевич так читал».

1997 — 1998 годы

Поздравил Ангелину Осиповну с радиопремьерой ее новой программы по произведениям А.С.Пушкина. Передачу подготовили к эфиру Э. Верник и Е.Гудкова. Запись они делали дома у Ангелины Осиповны. Я писал Ангелине Осиповне: «Какая это радость, что Вы снова на радио! Какое тонкое искусство художественного слова! Какая речь! Как Вы, дорогая Ангелина Осиповна, умеете донести простоту и мудрость, глубину и изящество, свежесть, яркость красок, музыкальность стиха Пушкина… Спасибо!»
В эти годы я начал работать над воспоминаниями о встречах с Ангелиной Осиповной, почти каждый день думал, вспоминал, мысленно беседовал с ней. Первые две небольшие главы были готовы в мае 1998 года — я сразу послал их Ангелине Осиповне.
В феврале 1998 года прочел книгу «Чистопольские страницы», в которой рассказывается о жизни и творчестве А.О.Степановой в Чистополе с августа 1941 года по июнь 1942 года. МХАТ был эвакуирован в Саратов, но из-за болезни Ангелина Осиповна не смогла уехать с театром, позже была отправлена в Чистополь вместе с группой писателей и их семьями.
Часто слушаю изумительные записи любимой артистки (у меня в домашней фонотеке их много, но, конечно, не все). По моей просьбе Елена Гудкова — ведущая «Театральных вечеров» — сделала мне дорогой подарок: в рубрике «Театральная шкатулка» прозвучали сцена из спектакля «Дядюшкин сон» по Ф.М.Достоевскому в исполнении О.Л.Книппер-Чеховой и А.О.Степановой и большой фрагмент III главы «Евгения Онегина"…
Низко кланяюсь дорогой Ангелине Осиповне Степановой за все то незабываемое, что связано у меня с ней, за счастье видеть ее на сцене, встречаться с ней в жизни.
Саратов


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика