Русская линия
Московский журнал С. Подстаницкий01.11.1999 

«Парижский» вид Курска
Недавно в Россию из Парижа вернулась картина неизвестного художника «Вид русского города».

Возвращаемые на родину исторические и культурные ценности заслуживают внимания, даже будучи творениями безвестных мастеров. Подчас именно они открывают нам доселе неведомые страницы отечественной истории и культуры.
Не так давно в Москву попала картина неизвестного художника «Вид русского города», приобретенная у одного из парижских антикваров (см. 4-ю страницу обложки). По состоянию художественных материалов картину можно датировать 1860 — 1870 годами. Хорошо читаемая на полотне классицистическая архитектура застройки центральной части изображенного здесь города позволяла надеяться на то, что когда-нибудь его удастся опознать…
В этом году в рамках празднования пушкинского 200-летия Петербургский Государственный Русский музей открыл выставку «Художники братья Чернецовы и Пушкин», ставшую первой монографической экспозицией этих талантливых пейзажистов. Среди многочисленных видов России и Италии, Кавказа и Египта, Палестины и Финляндии оказалась акварель работы Никанора Григорьевича Чернецова, представляющая тот же городской вид, что и привезенная из Парижа картина. Сомнений быть не могло: тот же колоссальный классицистический собор с двумя столпами колоколен на холме, тот же обрыв к реке. Акварель изображала город Курск и датировалась 1823 годом!
Поиски в фондах московских собраний подтвердили «курскую версию» — в Музее архитектуры имени А. Щусева и в Государственном Историческом музее обнаружилась относящаяся к 1821 году гравюра Андрея Григорьевича Ухтомского: портрет курского губернатора А. Нелидова и вид Курска — с той же точки, что и на парижской картине, и на чернецовской акварели. В фототеке Музея архитектуры нашлась и фоторепродукция 1967 года с «парижского» вида Курска. Оказывается, еще в 60-е годы картину, принадлежавшую тогда парижской галерее Палисси, знали в России! Но на вопрос, как фотография из Франции попала в Москву, работники музейного архива ответить не смогли. Неясно и то, каким образом курский пейзаж оказался в Европе: был ли увезен в качестве «сувенира» французским путешественником или взят на память о Родине русским эмигрантом…
Курск — один из старейших городов России. На протяжении своей одиннадцативековой истории он неоднократно разрушался и сжигался: то при княжеских междоусобицах, то татарами, то ногайцами, то поляками. В 1943 году здесь произошла одна из крупнейших битв второй мировой войны… Поэтому от курской старины мало что уцелело. Все известные курские «ведуты» можно буквально пересчитать по пальцам. Так что вполне понятен восторг сотрудников местных музеев, с которым они встретили неизвестное ранее полотно.
В заключение хочется выразить особую благодарность хранителю Курского областного краеведческого музея В.И.Скляруку, оказавшему своими консультациями неоценимую помощь в наших разысканиях.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru