Русская линия
Московский журнал Н. Потапова01.11.1999 

Музею «Огни Москвы» — 15 лет
В этом уникальном музее собраны редкие экспонаты — от первых старинных фонарей до современных светильников и ламп

Московскому уличному освещению скоро исполнится 270 лет. Начало ему положил Указ императрицы Анны Иоанновны от 27 ноября 1730 года (по старому стилю). Первые фонари, установленные на деревянных столбах, заправляли конопляным маслом. Светили они весьма тускло (сила света составляла всего 1−2 свечи), однако прослужили на московских улицах более 130 лет. Еще в 70-е годы XIX века «на окраинах и глухих переулках горели подслеповатые масляные фонари; зажигать и чистить их лежало на обязанности пожарных, которые большую часть конопляного масла, отпускавшегося им для освещения, довольно плохого, съедали с кашей. Вследствие этого редко поставленные масляные фонари, ночью едва мигавшие на темных улицах, рано гасли и улицы с переулками погружались в кромешную тьму и тем дополняли картину патриархальной Москвы…"1 В середине XIX века появилось новое горючее — керосин. В 1863 году французский подданный Ф. Боаталь получил подряд на установку керосиновых фонарей в Москве. Через два года Московская городская дума подписала контракт с компанией Букье и Гольдсмита на устройство газового уличного освещения. В 1880 году в Москве засияли первые электрические фонари. В саду «Эрмитаж» вечерами публика приветствовала их включение аплодисментами. Тогда же австрийцем Карлом Ауэром была изобретена калильная сетка, в несколько раз увеличивавшая силу света газовых и керосиновых фонарей. В начале ХХ века на московских улицах можно было встретить несколько видов осветительных приборов. В районе Садового кольца предпочтение отдавалось газовым, газокалильным и дуговым электрическим светильникам. Окраины продолжали освещаться керосиновыми фонарями. В 30-е годы реализация плана ГОЭЛРО положила этому разнообразию конец2.
Однако есть в Москве уголок, где и сегодня можно увидеть старинные масляный, керосиновый, газовый и электрический фонари. Они выстроились в ряд перед боярскими палатами XVII века, что сохранились в начале Армянского переулка. В 70-е годы здание было отдано в долгосрочную аренду электросетевому предприятию «Мосгорсвет». Тогдашний директор предприятия Юрий Аполлонович Харкеевич получил возможность осуществить свою давнюю мечту: организовать здесь Музей уличного освещения.
Идея эта восходит к 30-м годам. Когда началась электрификация столицы, директор треста «Мосгорсвет» А.В.Умов решил сохранить для будущих поколений образцы уходящих в историю уличных фонарей. Им была собрана довольно обширная коллекция. Позже она пропала. На улицах Москвы старинных фонарей практически не оставалось. Поэтому Ю.А.Харкеевичу экспонаты пришлось собирать по крупицам. Помогали ветераны «Мосгорсвета». В декабре 1980 года открылась выставка, посвященная 250-летию уличного освещения Москвы.
Экспозиция вызвала большой интерес. Выставку посетило около четырех тысяч человек. О ней сообщали газеты и журналы, радио и телевидение. Через четыре года со страниц журнала «Светотехника» прозвучал призыв организовать на основе выставки Музей наружного освещения. Призыв поддержали Главное управление культуры исполкома Моссовета и дирекция Музея истории и реконструкции города Москвы. В ноябре 1984 года музей на общественных началах при предприятии «Мосгорсвет» вошел в официальный московский музейный список. Большую помощь молодому собрату оказали Политехнический музей, Музей истории и реконструкции города Москвы, музей-усадьба «Останкино».
Сегодня музею «Огни Москвы» исполняется 15 лет. За это время экспозиция не претерпела — да и не могла претерпеть — коренных изменений, однако существенно пополнилась.
Главный экспонат первого зала — копия первого московского уличного фонаря, изготовленная по чертежам, предоставленным Музеем истории и реконструкции города Москвы. Подлинных экземпляров с тех далеких времен, конечно, не сохранилось. Нет в коллекции Музея и спиртоскипидарных фонарей, которые применялись только одно десятилетие. Но в архивах недавно были обнаружены чертежи этих фонарей. По ним в будущем также можно изготовить копии.
Во второй половине XIX века, как уже сказано, во всем мире предпочтение стали отдавать керосину. В Музее керосиновое освещение представлено довольно полно. Кроме уличных, здесь имеются керосиновые каретный и железнодорожный фонари и несколько видов ламп для освещения жилья.
Многие считают, что электрическое освещение в России началось с «лампочки Ильича». Ее в экспозиции вы не обнаружите. Зато на фотоснимках можно увидеть электрические лампы, созданные в 70-е годы XIX века русскими учеными П.Н.Яблочковым и А.Н.Лодыгиным.
Среди экспонатов третьего зала выделяются две электрические лампы накаливания начала ХХ века. Они были обнаружены в 1988 году в старых запасах светотехнической лаборатории «Мосгорсвета». Это первые образцы газополных ламп, изготовленных знаменитыми и поныне фирмами «OSRAM» и «PHILIPS». Поражает не только их мощность (3000 Вт и 5000 Вт), но и размеры (высота — 35 и 55 см).
С заграничными соседствуют лампы отечественные, изготовленные на Московском электроламповом заводе (МЭЛЗ) в 1937 году для кремлевских рубиновых звезд. В 1935 году над Кремлем вместо двуглавых царских орлов появились золотые звезды. Однако ночью их не было видно, и правительство решило к двадцатилетию Октябрьской революции установить на кремлевских башнях звезды из рубиново-красного стекла. В мае 1937 года сотрудники светотехнической лаборатории ВЭИ приступили к их проектированию и изготовлению. Чтобы звезды сияли в темноте, в каждой запроектировано по одной лампе накаливания специального исполнения мощностью 3,7 Квт и 5 Квт.
Один из уникальных экспонатов — натриевая лампа низкого давления, изготовленная московскими светотехниками в 1938 году, то есть задолго до появления газоразрядных источников света на улицах Москвы. Впрочем, первые попытки устройства в Москве натриевого освещения закончились неудачно: эти лампы давали свет неестественных оттенков. Москвичи не желали ходить вечерами с зелеными лицами.
В музее «Огни Москвы» можно познакомиться с системой централизованного телемеханического управления наружным освещением столицы, введенной в эксплуатацию незадолго до начала Великой Отечественной войны. Эта система позволяла осуществлять масштабную светомаскировку.
Как ни странно, современные светильники и лампы вызывают у посетителей интерес не меньший, чем древние, хотя ими полны улицы столицы. Музей открывает новые грани привычного, примелькавшегося. Здесь постоянно проводятся экскурсии. Основную часть аудитории составляют учащиеся школ и профессиональных училищ, студенты. В Музей обращаются также специалисты-светотехники, архитекторы, проектировщики.


1. Слонов И.А. Из жизни торговой Москвы // Московская старина. М.: Правда, 1989. С. 213.
2. Подробно об истории московского уличного освещения см.: Шухова Е.М. Свет московских улиц // Московский журнал. 1996. № 8−9.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика