Московский журнал | Е. Хасанова | 01.11.1999 |
Мало кто знает, что в 1936 году в Сталинграде существовало детское речное пароходство при пионерской школе речников. Школе выделили три речных трамвайчика и один паровичок. На них юные матросы осваивали практические навыки навигации. У истоков школы стоял коренной волжанин капитан Павел Яковлевич Числов. Его сын Олег мечтал стать юнгой. Занятия в детском пароходстве пробудили в нем увлечение кораблестроением. В 16 лет он сам конструировал парусники и испытывал их на волжских просторах. С друзьями оборудовал небольшую верфь и собрал двухкорпусную яхту — катамаран, на котором ходил по Ахтубе. Волжские пароходы, история волжского флота стали его страстью на всю жизнь.
История эта насчитывает не одно столетие. В 1767 году Екатерина II проплыла по Волге от Твери до Симбирска на галере «Тверь», построенной тверскими мастерами. Высочайшее путешествие дало толчок становлению судоходства на главной русской реке.
В 1843 году по инициативе «иностранного гостя Кейли» было основано Общество пароходства по Волге — «для облегчения и ускорения торгового по Волге судоходства посредством буксирования грузов». Общество представляло собой акционерное товарищество на паях — предприятие по тем временам новое и весьма рискованное. В 1846 году из-за границы доставили первый пароход, названный — конечно же! — «Волга». Вид он имел неказистый — ни кают, ни рубок, ни крытой палубы. Пароход больше походил на баржу, а пыхтел так, что слышно было за много верст. Население городов и деревень сбегалось к берегу посмотреть на «черта», движимого «нечистой силой». Промысловое купечество не спешило подхватывать начинание, называя пароход «барской затеей» и больше доверяя парусу, бечеве и бурлакам. Однако машинное судоходство быстро набирало силу. В том же 1864 году Общество приобрело еще шесть пароходов: «Царь», «Царица», «Царевич», «Царевна», «Князь» и «Княгиня».
Эффективность и прибыльность невиданных ранее речных перевозок вызвали появление и новых пароходных обществ. В 50-е годы одно за другим возникают общества «Самолет», «Камско-Волжское», «Дружина», «Польза», «Лебедь», «Кавказ и Меркурий», братьев Колчиных, купцов Романовых… В сравнении с тихоходными бурлацкими баржами пароходы вполне оправдывали свои названия: «Телеграф», «Депеша», «Скорый». Самыми большими и сильными были «Москва», «Геркулес» и «Самсон». Они буксировали целые караваны барж с общим грузом до 500 тысяч пудов. В 1855 году по Волге курсировало около ста пароходов, а к 1862 году их уже насчитывалось порядка трехсот. Начинался расцвет волжского речного судоходства. Внутренняя отделка пассажирских кают и салонов становилась все богаче и прихотливее.
В 1860 году общество «Кавказ и Меркурий» пустило по Волге первый в России грузопассажирский пароход американского типа «Александр II», построенный на Мальцевских заводах. Внутренняя отделка кают для пассажиров первого класса поражала: красное дерево, ковры, бронза, зеркала… Впервые были устроены каюты для пассажиров третьего класса, до этого во время рейса ютившихся на палубе.
В 1914 году обществом «Самолет» были спущены на воду два красавца парохода — «Великая княжна Ольга Николаевна» и «Великая княжна Татьяна Николаевна», изготовленные на Сормовских заводах. Знакомые нам по фильмам «Жестокий романс», «Васса» и другим, они ходили по Волге (в советское время — под именами «Спартак» и «Володарский») семь десятилетий. Первенец же Сормовских заводов, построенный в 1912 году «Баян», — лучшее грузопассажирское судно своего времени. В гражданскую войну в его роскошных каютах и салонах располагался штаб 10-й армии. В 1919 году на «Баяне» работал кочегаром Валерий Чкалов. Впоследствии «Баян» получил имя «Михаил Калинин». В разгар Сталинградской битвы на нем вывозили раненых, эвакуировали детей и стариков. После войны «Михаил Калинин» еще долго трудился на пассажирской линии Горький — Астрахань…
Все эти и многие другие корабли конца XIX — начала XX века представляют собой значительную историческую ценность. В Европе дело сохранения флотских реликвий давно поставлено на широкую ногу: ассоциациями владельцев судов при поддержке властей создано около двухсот музейных гаваней; ведется поиск и реставрация старинных судов различного типа. В России такую работу пытается наладить Детско-юношеское общество спасения и сохранения исторической техники РОССИТ. Его председатель — Олег Павлович Числов.
Отслужившие свой срок волжские суда прозябают на береговых приколах и в затонах от Рыбинска до Астрахани, некоторые оказались на других реках. Обе «Великие княжны» сейчас стоят в притоке Дона Аксае — разоренные, ржавеющие. Нынешний их владелец пока не в состоянии оплатить стоянку и охрану. Великолепный «Баян» («Михаил Калинин»), несколько раз перепроданный, гниет у берега. Погибли знаменитые корабли Волжского судоходства — канонерская лодка «Николай Руднев», баркас «Наблюдатель». В 1968 году, невзирая на протесты общественности, была уничтожена жемчужина отечественного речного флота — «Ласточка». Списаны в утиль уникальные суда начала века «Узбек», «Абхазец», канонерские лодки «Чапаев», «Федосеенко», «Щорс». Паровой баркас «Капитан Иванищев» во время Сталинградской битвы использовался при переправе легендарной 2-й армии. В 1998 году, в год его столетия, судно порезано на металлолом. Та же судьба постигла паровой винтовой буксир «Герой Ильин», построенный в 50-х годах, — последнее судно такого типа. Бронекатер «БК-13» защищал Сталинград, по рекам Европы дошел до Берлина и участвовал в его штурме. Общественность в целях патриотического воспитания молодежи требовала восстановить его в ходовом варианте. Однако власти решили поставить «БК-13» на постамент — то есть отнять у него жизнь: ведь корабль только тогда корабль, когда он на плаву. Гибнет на приколе пожарно-спасательный пароход «Гаситель» («Царев», построен в 1901 году). Под ураганным артобстрелом он выводил из боя наши горящие корабли, вывозил раненых, доставлял боеприпасы…
С середины 60-х годов на берегах Волги из 39 мемориальных судов утрачено 23!
Все это не могло оставить равнодушным потомственного речника Числова. По его инициативе в Волгограде открылся Клуб юных речников: Олег Павлович решил возродить дело отца. Клуб должен был заниматься разысканием и восстановлением, проще говоря, спасением гибнущих реликвий отечественного речного флота. Какой мальчишка откажется выйти в плавание на овеянном славой корабле, к тому же возвращенном к жизни своими собственными руками!
Однако первые же обращения за помощью к местным властям натолкнулись на полное равнодушие чиновников. Главную проблему — приобретение и ремонт техники, списываемой различными организациями, детский Клуб, несмотря на широкую общественную поддержку, самостоятельно решить не мог. После затяжных переговоров и хождения по инстанциям он был закрыт «за ненадобностью». Корабли же, составляющие славу русского речного флота, продолжали гибнуть.
П.О.Числов не смирился и в 1990 году основал Российское общество спасения и сохранения исторической техники. В 1993 году РОССИТ удалось зарегистрировать в Министерстве юстиции. Общество ставит перед собой воспитательно-образовательные цели. В нем сотрудничают и дети, и их родители. Девиз: дети спасают технику — техника спасает детей. В Уставе сказано, что оно объединяет граждан, не равнодушных к судьбе подрастающего поколения и судьбе уникального исторического наследия, являющегося частью общенациональной российской истории и культуры.
Хочется надеяться, что государство поддержит это начинание. Автор статьи в «Российской газете» (7 августа 1999 года) «Тоскует Волга без Паратова» считает, что мемориальные волжские корабли удастся спасти благорасположением предпринимателей — новых Паратовых. Напомним, что герой пьесы А.Н.Островского не моргнув глазом продал любимую «Ласточку», чтобы иметь деньги для женитьбы на нелюбимой, но богатой невесте…