Русская линия
Московский журнал А. Балакаев01.10.1999 

Дому авиации и космонавтики — 75 лет
Начало 20-х годов. Только что закончилась Гражданская война, а в Москве принимается постановление о создании Центрального аэромузея

В этом московском особняке эклектического стиля — с мавританскими башнями, островерхой крышей, большим садом — в начале нашего века царило непрекращающееся веселье. Лихо подкатывали коляски или сани. До глубокой ночи переминались с ноги на ногу рысаки, ожидая своих хозяев — богатых купцов, завсегдатаев ресторана «Аполло». После революции здание начало было приходить в запустение. Однако осенью 1925 года его вновь остеклили, внутри застучали молотки. Скоро на фасаде появилась большая вывеска: «Аэромузей».
…Начало 20-х годов. Только что закончилась гражданская война. Советская республика — в международной изоляции. Правительство берет курс опоры на собственные силы, на обеспечение технической и технологической независимости от заграницы. В числе прочего большое внимание уделяется развитию отечественной авиации. 5 октября 1924 года был налажен серийный выпуск первого советского авиационного мотора. Открываются школы, готовящие летчиков и механиков, Академия Воздушного Флота. Средств катастрофически не хватает. Правительство обращается к трудящимся: «Трудовой народ, строй Воздушный флот!» 8 марта 1923 года учреждается Общество друзей Воздушного Флота (ОДВФ), организуются аэроклубы, аэрокурсы, воздушно-спортивные кружки, уголки авиапропаганды, вводится авиачас в школах. Так претворялась в жизнь резолюция II Всесоюзного совещания ОДВФ, проходившего в Москве в ноябре 1924 года: «Строя Красный Воздушный Флот и авиапромышленность — быстрыми шагами к ликвидации авианеграмотности!»
6 ноября Совещание приняло постановление о создании в Москве Центрального аэромузея ОДВФ СССР. Этот день и стал днем рождения нынешнего Центрального Дома авиации и космонавтики.
Президиум Совета ОДВФ СССР образовал организационную комиссию во главе с начальником Управления Военно-воздушных сил П.И.Барановым. «Музей, — подчеркивала комиссия, — должен быть лабораторией не только для популярного знакомства, но и для серьезных занятий по авиации, воздухоплаванию».
По ходатайству ОДВФ Моссовет выделил под музей полуразрушенное здание бывшего загородного ресторана «Аполло». В течение 1925−1926 годов его привели в порядок, подобрали экспонаты. В работе участвовали Управление Военно-воздушных сил, Военно-химическое управление, Московская школа летчиков, Академия воздушного флота имени Н.Е.Жуковского, а также ЦАГИ, авиационный завод № 1 (Дукс), Наркомзем, другие организации и учреждения.
Музей торжественно открылся 18 января 1927 года. Присутствовал председатель Совета Народных Комиссаров СССР А.И.Рыков. Первыми посетителями стали делегаты I Всесоюзного съезда Добровольного общества содействия авиационному и химическому строительству СССР. Первым руководителем — В.И.Ерыкалов. В числе первых штатных сотрудников — воевавший еще в германскую летчик А.И.Егоров.
Экспозиция состояла из аэроотдела, общественного, военно-химического и сельскохозяйственного отделов. Особенно богат и разнообразен был аэроотдел. В одном из залов демонстрировались 20 с лишним авиамоторов — от самых ранних до современных. Окруженный ими, в центре возвышался боевой германский самолет «Фоккер С1». У входа в главный зал находился редчайший экспонат — один из планеров Отто Лилиенталя, выписанный из Германии по инициативе профессора Н.Е.Жуковского в 90-х годах XIX столетия. Аэродинамическая экспозиция представляла различные способы испытания аэропланов в аэродинамических трубах, детали самолетов, материалы, применяемые в самолетостроении. В экспозиции воздушных сообщений впечатляла огромная, в 1/500 натуральной величины, модель гражданского аэропорта, оборудованного для ночных полетов. Затемняя комнату и зажигая маячные и посадочные огни, можно было наглядно показать работу авиаторов ночью. Были выставлены образцы авиационного вооружения, парашютов, навигационных приборов, модели наблюдательных воздушных змеев и шаров.
Сразу после открытия музей принял активное участие в организации планерных соревнований, устройстве выставок в Парке культуры и отдыха и помещениях различных съездов. Собранная здесь библиотека являлась уникальным хранилищем литературы по авиации — отечественной и иностранной, а также исторических документов, среди которых, например, был заграничный паспорт М.М.Громова с визами государств, которые он облетел в 1926 году на самолете «Пролетарий».
30-е годы вошли в историю как время выдающихся достижений нашей страны во многих областях, в том числе и в авиации. Достаточно вспомнить рекордные перелеты В.П.Чкалова и В.С.Гризодубовой и создание уникальных самолетов. Все это находило свое отражение на стендах музея.
К началу 1941 года музею пришлось перестраивать свою работу в духе времени. Объем и масштаб возложенных на него задач значительно расширился. Требовалась уже не только «музейность» — надо было воспитывать, агитировать, учить. Музей получает новое наименование — Центральный Дом авиации, противовоздушной и химической обороны имени М.В.Фрунзе. На экспонатах практически не осталось надписей «Руками не трогать». Наоборот, здесь разрешалось трогать, изучать, исследовать. Люди приходили уже не только из праздного любопытства, но с желанием уяснить те или иные тонкости авиационного дела. В Доме были налажены регулярные занятия по вопросам обороны при воздушном и химическом нападении. Читались лекции по различным авиационным дисциплинам для летчиков и механиков. Во дворе выставили авиационные трофеи — не только знаки наших побед, но и учебные пособия. Музей стал, по существу, своеобразным учебно-пропагандистским центром.
В послевоенные годы создаются новые разделы экспозиции — «Авиация в Великой Отечественной войне», «Авиация сегодня», где демонстрировались отечественные боевые самолеты: Ла-7 трижды Героя Советского Союза И. Кожедуба, Як-3, подаренный саратовским колхозником Ф.П.Головатым летчику Б.Н.Еремину; позднее сюда добавились первенцы реактивной авиации — самолет МиГ-15, а затем МиГ-17.
Конец 50-х — начало 60-х годов ознаменованы началом космической эры в истории человечества. Начинается новая эра и в истории музея.
20 февраля 1963 года он переименовывается в Центральный Дом авиации и космонавтики имени М.В.Фрунзе. В экспозиции появляется космический раздел. Среди экспонатов — космические скафандры, кресло космонавта корабля «Союз», гидрокомбинезон «Форель», питание космонавтов, макеты искусственных спутников Земли, ракет-носителей «Союз», «Протон», «Энергия"… Экспозиция продолжает пополняться. В 1971 году музей выступил инициатором проведения Гагаринских чтений. Среди посетителей — трижды Герои Советского Союза А.И.Покрышкин, И.Н.Кожедуб, генеральные авиационные конструкторы А.Н.Туполев, Г. В.Новожилов, летчики-космонавты П.Р.Попович, А.Г.Николаев, В.А.Джанибеков, С.Е.Савицкая, В.В.Коваленок, вице-президент фирмы «Сикорский» С.И.Сикорский и другие видные ученые, летчики, космонавты.
В январе 1987 года ЦДАиК закрыли на капитальный ремонт. Так уж сложилось, что это событие совпало по времени с «перестройкой». После распада СССР и, соответственно, ДОСААФ финансирование полностью прекратили. Возникла угроза закрытия ЦДАиК. Ряд коммерческих структур не прочь были приватизировать здание — чтобы не то «возродить» здесь канувший в Лету ресторан «Аполло», не то организовать казино. «Рожденных ползать» история авиации и космонавтики не интересовала. Во время ремонта ряд натурных экспонатов был утрачен. Исчезло также много ценных книг, пропали ковры. Вывезли редчайшее пианино немецкой работы… Все это вело Дом к упадку. Надежды на государственную поддержку не стало. Требовались энергичные меры от работников Дома. В результате решительных изменений кадрового состава на смену ветеранам ЦДАиК пришло новое поколение энтузиастов авиации и космонавтики. Возглавил Дом генерал-майор авиации Петр Федорович Вяликов, боевой летчик, кандидат исторических наук. Действуя по-фронтовому решительно и сметливо, он смог наладить систему самофинансирования. В 1994 году удалось окончить ремонт и вновь открыть Дом для посетителей.
Сегодня Центральный Дом авиации и космонавтики обретает второе дыхание. Восстановлена и продолжает пополняться уникальная коллекция моделей авиационных и космических летательных аппаратов. Налажены связи с научно-производственными объединениями аэрокосмического комплекса (руководство НПО «Молния» безвозмездно передало Дому тренажер кабины многоразового космического корабля «Буран»), а также с институтами Академии наук России, учреждениями гражданской авиации, вузами и военными академиями, конструкторскими бюро, редакциями авиационно-космических журналов.
ЦДАиК является учреждением культурного, историко-научного и музейного профиля, входит в состав Российской оборонной спортивно-технической организации. Сотрудники Дома, среди которых имеются доктора и кандидаты наук, ведут научные исследования. Функционирует Ученый совет. Работает кинолекторий, библиотека, фототека, куда обращаются не только отечественные, но и зарубежные специалисты, и видеосалон. В фонде видеосалона — более 150 научных и научно-популярных фильмов авиационно-космической тематики. Организуются крупные юбилейные выставки: к 75-летию ОКБ имени А.Н.Туполева, 75-летию гражданской авиации, 85-летию со дня рождения А.И.Покрышкина, 100-летию со дня рождения М.М.Громова, 50-летию ОКБ имени Н.И.Камова, 80-летию ЦАГИ и другие. При Доме созданы Клуб ветеранов авиации и космонавтики, Ассоциация летчиков «Чугуевец», Ассоциация женщин летных специальностей «Авиатрисса». Свои мероприятия проводят здесь отделение Академии космонавтики имени К.Э.Циолковского, Национальный Клуб авиаторов имени Н.Е.Жуковского.
К своему 75-летию Центральный Дом авиации и космонавтики подходит и с внушительным «зрительским» итогом: за эти годы его посетило около трех миллионов человек.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru