Русская линия
Московский журнал О. Кравченко01.10.1999 

Семья Варфоломеев
Попытка автора идентифицировать кишиневские рисунки А.С.Пушкина

Еще раз о рисунках поэта

Исследуя портретные рисунки Пушкина, можно убедиться, что у него почти не было случайных порсонажей. К интересовавшему его человеку он возвращался не один и не два раза. Елизавету Ксаверьевну Воронцову, по подсчетам Т.Г.Цявловской, он запечатлел более 30 раз. У Пушкина была феноменальная зрительная память. Он сразу, почти без помарок, создавал «знак лица» данной личности и мог легко воспроизвести его даже через несколько лет.
Поэтому, изучая кишиневские портретные рисунки поэта, я начала с определения дублей — повторов одного и того же лица. Иногда их насчитывалось пять, иногда десять, что в пять или десять раз облегчало поиски. Перед исследователями часто встает вопрос: как поступить, если от людей не осталось никакой иконографии и рисунки не с чем сравнивать? В этом случае надо обращаться к свидетельствам современников. О кишиневских знакомых Пушкина говорится в подробных, точно датированных мемуарах И.П.Липранди, несколько сбивчивых воспоминаниях В.П.Горчакова, дневниковых записях П.И.Долгорукова, эссе А.Ф.Вельтмана. А самое главное — в стихах и письмах самого поэта. Чем чаще в них вспоминал Пушкин того или иного человека, тем больше было шансов найти его портрет на полях рукописей. Используя эти материалы, я составила список кишиневских знакомых поэта, сгруппировав их по полу, возрасту и социальному положению. Словесные портреты в мемуарах помогли идентифицировать многие портретные рисунки Пушкина.
21 февраля 1821 года А. Ипсиланти во главе отряда гетеристов выступил из Кишинева и поднял восстание за освобождение Греции от турецкого ига. Через две недели Пушкин возвратился в Кишинев и попал в самую гущу событий, о которых он пишет подробные отчеты и в которых сам хочет участвовать. В Кишинев прибывают семьи беженцев. Персонажи пестрой городской толпы появляются на полях рукописей Пушкина: офицеры 16-й дивизии М.Ф.Орлова, А. Ипсиланти, гетеристы, множество женщин. Молодые и старые, красивые и некрасивые, светские дамы с модными прическами и местные горожанки. Две из них — Калипсо Полихрони и Пульхерия Варфоломей.

Пульхерица — легконожка

Изображение маленькой гречанки с огромным носом давно идентифицировано исследователями: это беженка из Греции Калипсо. Сложнее обстояло дело с Пульхерией Варфоломей, которая была дочерью генерального откупщика области. В 1820 году ей исполнилось 18 лет. А.Ф.Вельтман, состоявший в это время в группе офицеров-топографов Бессарабии, позднее в своем рассказе «Два майора» писал о семействе Варфоломеев: «…У них была единородная дочь Пульхерица. Тип древних русских девушек: писаная красавица, кровь с молоком. В те времена, когда еще не грех было всем неверным подданным султана представлять в дар или продавать своих красавиц дочерей в гарем его султанского высочества, за нее можно было бы приобрести по крайней мере сто мешков золота …»
Пульхерица была настолько красива, что император Александр I в 1818 году, открывая бал, из многих девушек выбрал в партнерши именно ее. Вельтман писал: «Пульхерица была полная, круглая, свежая девушка; она любила говорить более улыбкой, но это не была улыбка кокетства, нет, это просто была улыбка здорового беззаботного сердца"(1).
Пушкин не мог не нарисовать Пульхерицу. В кишиневских рукописях — десятки женских лиц, девичьих гораздо меньше. Искать надо было полную круглолицую девушку с улыбкой на устах. На рукописи стихотворения «Кто видел край…"(2) в нижней части листа есть изображение круглой головки совсем юной девушки с гладкой прической, правильным профилем, длинными дугами бровей. Она выглядит весьма наивной и улыбается (рис. 1). К ней очень подходит замечание Вельтмана: «Пушкин особенно ценил ее простодушную красоту…"(3) Кроме нее, на листе изображены А. Ипсиланти, обнаженная женщина под деревом, две дамы и еще несколько молодых девушек. Присмотревшись, можно заметить, что три из них имеют тот же «знак лица»: прическа, длинная бровь, округлый подбородок и длинная шея (рис. 2,3,4). Пульхерица?
Я стала искать повторы. Дубль нашелся на рукописи стихотворения «Чаадаеву"(4). Первым в нижнем ряду рисунков был профиль улыбающейся девушки с гладкой прической, локоном за ухом и округлым подбородком. Впрочем, здесь она была более красива (рис. 5). К этому портрету подходили стихи Вельтмана:

В верхней части рисунка видна фигурка танцующей девушки (рис. 6); на смежной странице нарисован женский силуэт в динамичном танцевальном прыжке (рис. 7). Возможно, это жок — молдавский танец, который у всех в Кишиневе ассоциировался с именем Пульхерии.

На рукописи «Евгения Онегина"(8) — еще один профиль полной девушки с локоном за ухом, круглым подбородком, то есть с тем же «знаком лица». Рядом — два дубля (рис. 11).
Кроме Пушкина и его друга, офицера В.П.Горчакова, в числе поклонников Пульхерии оказался также и князь П.И.Долгоруков, командированный в Кишинев по службе. 27 августа 1821 года после прогулки в городском саду П.И.Долгоруков записал в своем дневнике: «Резвая Варфоломей с кучею своих приятельниц ежеминутно попадалась мне навстречу и с коварною улыбкою от меня отворачивалась. Если б она была добрая девушка, с хорошим сердцем, с нежными чувствами, если б отец ее не принадлежал к числу подлых, скаредных, невоспитанных молдаван, — если б — если б!"(9)
Рисунок Пушкина в первой кишиневской тетради (10) может служить прямой иллюстрацией этого отрывка. Девушка все с тем же «знаком лица» изображена в самом низу листа в окружении четырех кишиневских женщин, из которых одна — с высоким узлом волос на затылке — присутствует на трех листах рядом с изображением предполагаемой Пульхерии (рис. 8). Этот портрет Пульхерии и ее подруги опознан Г. Ф.Богачем (рис. 9).
Долгоруков не понял ее. Улыбка Пульхерии не была улыбкой женского коварства. Феномен этой девушки состоял в другом. А.Ф.Вельтман писал о ней: «…Я несколько раз покушался думать, что она есть совершеннейшее произведение не природы, а искусства <> Все ее движения могли быть механическими движениями автомата <> прекрасный спокойный взор двигался вместе с головою. Ее лицо и руки так были изящны, что мне казались они натянутою лайкой…"(11)
Он вспоминал еще: «Улыбка как будто приделана была к ее устам наглухо"(12).
На всех портретах Пушкина она нарисована с этой загадочной «приклеенной» улыбкой. Многочисленные словесные портреты А.Ф.Вельтмана с достаточной убедительностью подтверждают тождественность персонажа упомянутых рисунков Пушкина с личностью Пульхерии Варфоломей. Женщина с высоким узлом волос на затылке, вероятно, ее ближайшая подруга Мариола Ралли. Об их дружбе писал И.П.Липранди (рис. 8,10). По-видимому, Пульхерии посвящено стихотворение:

Какова же была судьба Пульхерии? Отец ее, Е.К.Варфоломей, предчувствуя свой финансовый крах, пытался выдать ее замуж. «Многие искали ее руки, — писал А.Ф.Вельтман, — отец и мать изъявляли согласие, но едва желающий быть нареченным приступал к исканию сердца, все вступления к объяснению чувств и желаний Пульхерица прерывала: «Ah, quel vous кtes! Qu’est-ce que vous badinez!"(13) И все отступалось от исканий; сердца ее никто не находил…"(14)
Пушкин пишет еще одно стихотворение:

Дева

В конце концов Варфоломей согласен был и на неимущих женихов, таких, как В.П.Горчаков и Пушкин. Находясь в Одессе, поэт просил Ф.Ф.Вигеля передать Пульхерии, что он «влюблен в нее без памяти». Горчаков же был вынужден отклонить предложение ее отца словами: «Я очень ценю вашу привязанность, но мне не с вами жить». Пульхерица вышла замуж очень поздно за пожилого вдовца.

Егор Кириллович Варфоломей
<>
(1764−1842)

В своих «Воспоминаниях о Бессарабии» А.Ф.Вельтман не скрыл происхождения Варфоломея, «…некогда стоявшего с чубуком в руках на запятках <> коляски ясского господаря Мурузи"(15). Из простого чубукчи-паши (16) Варфоломей стал председателем палаты, владельцем больших имений в Бессарабии.
Б.А.Трубецкой писал о нем: <> «был властный и жестокий откупщик, который безжалостно притеснял жителей"(17). А.Ф.Вельтман изобразил его в рассказе «Два майора»: «Иордаки <> как нельзя лучше исправлял должность, славно угощал весь штат наместника, давал обеды и даже балы и, таким образом приобретая почет у русских, возносил выю свою и пред боярами первого разряда: точно так же растолстел, как они, откормил свой подбородок и затылок, точно так же одел качулу (18) из сереньких бархатных смушек, точно так же сидел на диване, подвернув под себя ноги, и кричал своему чубукчи-паше, арнауту: «Хэ мой! Иоане! ада чубуче!"(19) К этому времени можно отнести стихотворный шарж А.Ф.Вельтмана на Варфоломея:

По литературным портретам Варфоломея можно установить и черты его внешности: он толст, откормлен, бородат, у него мощный затылок, на голове качула. На рукописи «Евгения Онегина"(21) под тремя профилями Пульхерии Пушкин крупно изобразил молдаванина в высокой круглой шапке, с бородой (рис. 11). Он еще не стар, полон энергии, горбонос, бровь его круто устремлена вверх, у него бритая голова. Позвольте, да это изображение абсолютно совпадает со словесным портретом Вельтмана! Можно только удивляться, с какой точностью Пушкин передал черты лица человека, которого Вельтман описал уже после смерти поэта. Это и есть «бабака» Пульхерии! Я снова стала искать дубли и нашла. На рукописи стихотворения «Иностранке"(22) в числе гетеристов справа внизу изображен человек с указанным «знаком лица»: он так же горбонос, на голове та же качула, так же подстрижена борода. Но здесь он моложе (рис. 12).
Еще один портрет Варфоломея (23) опознан Г. Ф.Богачем и воспроизведен в его книге «Далече северной столицы"(24). Рисунок подписан «Кукон и куконица» — это парный портрет. (По-видимому, поэтому Т.Г.Цявловская признала в нем семейную пару Балшей — Тодораки и Мариолу (25).) И все же определение Г. Ф.Богача точнее. Варфоломей на этом рисунке выглядит типичным куконом-молдаванином (рис. 13). Таким описывает его Вельтман: «Варфоломей мог доставлять удовольствие только танцующей молодежи, которую он созывал для рассеяния своей Пульхерицы, а сам, поджавши ноги, с трубкой в зубах, с наслаждением смотрел на плясунов, не будучи в состоянии об чем бы то ни было обменяться речью"(26).
Пушкин часто бывал в доме Варфоломея вместе с В.П. Горчаковым. Однажды, собираясь туда, он написал Горчакову:

Варфоломею не удалось спасти свое состояние. Он разорился через год после отъезда Пушкина, до того, как Пульхерица вышла замуж. Все же он дожил до весьма почтенного возраста и умер в 78 лет.

Мария Дмитриевна Варфоломей
(1785−1847)

Если на парном портрете в рукописи «Евгения Онегина» изображен Е.К.Варфоломей, то рядом с ним, несомненно, его жена. Чтобы проверить это предположение, пришлось снова обратиться к воспоминаниям А.Ф.Вельтмана. «Отчего, — думал я, — у Варфоломея только одна дочь, тогда как и он и жена его довольно молоды?"(28). В 1820 году Варфоломею было 56 лет, его жене — 35. Примерно такого же возраста изображенные на портрете. А.Ф.Вельтман писал о М.Д.Варфоломей: «Кукона Марьола так во всем ему (Варфоломею. — Прим. авт.) соответствовала, так способствовала приобретать расположение русских, и так любила их, и переняла у барынь все манеры, язык, гостеприимство, подчивание, ахание, всплескивание руками, качанье головой, та-та-та, та-та-та, что ее невозможно было уже никакими средствами отличить от какой-нибудь матушки-сударыни-барыни. Ее иначе и не называли, как по-русски: Марья Дмитриевна <> От бывшей куконы в ней не осталось ничего"(29).
Миниатюрная женщина, изображенная рядом с бородатым куконом, отличается от него своим европеизированным обликом. На ней нет традиционного молдавского покрывала, на голове нечто вроде чепца, на шее — воротник из рюшей, у платья — высокая талия по моде начала 1820-х годов. У нее маленькая голова, миловидное лицо, острый римский носик с легкой горбинкой. Она моложава, порывиста. В целом ее облик соответствует психологической характеристике Вельтмана: чувствуется некоторая суетливость, отдающая провинциализмом.
В поисках дублей я наткнулась на другое, более четкое изображение этой женщины — на рукописи стихотворения «Кинжал"(30). Ее профиль открывает второй ряд снизу — типичные кишиневцы в штатских костюмах. Она здесь молода и красива. У нее довольно длинный нос, ломаная бровь, яркие глаза, маленький острый подбородок. На голове рюшевая повязка, похожая на повязку куконицы. Лицо почти не шаржировано. Т.Г.Цявловская предполагала, что это изображение Калипсо, но у той был не просто римский, а огромный нос с горбинкой, и она не носила чепцов (рис. 14).
Еще одно изображение женщины с таким же «знаком лица» обнаруживается на рисунке, который условно назван «Пять кишиневских красавиц», где внизу располагаются портреты Пульхерии и Мариолы Ралли (31), а повыше — тонкий профиль с изящным римским носом, острым подбородком и в таком же головном уборе, что и на предыдущем портрете: чепец с рюшем, из-под которого на щеки падают спирали локонов (рис. 15).
Нет сомнения в идентичности этих трех дублей, а также в том, что женщина рядом с Варфоломеем — М.Д.Варфоломей.

-------------------------------------------------

1) Вельтман А.Ф. Странник. М., 1977. С. 242, 223.
2) Пушкинский Дом (ПД). 891. Л.26.
3) Вельтман А.Ф. Указ. соч. С. 223.
4) ПД. 831. Л.28.
5) Вельтман А.Ф. Указ.соч. С. 176.
6) Отец (молд.).
7) Вельтман А.Ф. Указ.соч. С. 179.
8) ПД. 834. Л.39 об.
9) Долгоруков П.И. 35-й год моей жизни, или два дни ведра на 363 ненастья // Звенья. М., 1951. Т. 9. С. 108.
10) ПД. 831. Л.73 об.
11) Вельтман А.Ф. Указ.соч. С.223−224, 242.
12) Там же. С. 242.
13) Ах, какие вы! Как это вы шутите! (франц.).
14) Вельтман А.Ф. Указ. соч. С. 223.
15) Там же. С. 223.
16) Слуга, подносящий чубук (молд.).
17) Трубецкой Б.А. Пушкин в Молдавии. Кишинев, 1976. С. 48.
18) Молдавская шапка (молд.)
19) Подай трубку! (молд.). Вельтман А.Ф. Указ.соч. С. 241.
20) Вельтман А.Ф. Странник. М., 1840. Ч. 2. С. 73.
21) ПД. 834. Л.39 об.
22) ПД. 830. Л.63 об.
23) ПД. 832. Л.7.
24) Богач Г. Ф. Далече северной столицы. Иркутск, 1979. С. 7.
25) Жуйкова Р.Г. Портретные рисунки Пушкина. СПб., 1996. С. 81.
26) Вельтман А.Ф. Указ.соч.
27) Горчаков В.П. Воспоминание о Пушкине / / Пушкин в воспоминаниях современников. М., 1950. С. 208.
28) Вельтман А.Ф. Указ.соч. С. 224.
29) Там же. С. 241.
30) ПД. 830. Л.64.
31) ПД. 831. Л.73 об.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика