Русская линия
Московский журнал Н. Копылова,
А. Белай
01.08.1999 

Летописец
Факты, события судьбы:

Школа акварели Сергея Андрияки
21 мая 1999 года (Гороховский переулок, 17)

Недалеко от Курского вокзала, в тихом и облагороженном Гороховском переулке, недавно появилось новое здание, несомненно украсившее столицу. По постановлению Правительства Москвы полуразрушенный дом за год с небольшим был реконструирован, достроен (площадь его увеличилась до 4000 кв. метров) и торжественно сдан в конце мая при большом стечении народа.
На открытии Московской государственной специализированной школы акварели с музейно-выставочным комплексом нынешний ее руководитель Сергей Николаевич Андрияка вспоминал о том, что мэр Москвы Ю.М.Лужков говорил с ним о создании подобного учебного заведения еще в 1994 году. Тогда такое предложение казалось фантастикой, но сегодня этот «уникальный культурный объект города, неординарное здание», как назвал его Ю.М.Лужков, вручая символический ключ С.Н.Андрияке, уже существует.
В возведении здания принял участие большой коллектив строителей под руководством первого заместителя премьера Правительства Москвы В.И.Ресина, и зодчих — под руководством первого заместителя главного архитектора Москвы, академика архитектуры Ю.П.Григорьева.
Реставрация старинного особняка, включение его объема во вновь возводимый огромный корпус, инженерно-коммуникационные системы были осуществлены с профессиональным мастерством. И в этом особая заслуга начальника Управления по реконструкции и развитию уникальных объектов А.С.Матросова. Прекрасный организатор и профессионал, умеющий подобрать и сплотить команду специалистов, он сумел обеспечить в кратчайшие сроки сдачу школы при высоком качестве работ. Новый объект культуры отвечает всем современным требованиям: учебные классы, рабочие кабинеты и мастерские имеют дневное и искусственное освещение; в выставочно-музейном комплексе действует система кондиционирования.
Руководитель школы Сергей Николаевич Андрияка, заслуженный художник России, намерен передать свой опыт, знания и мастерство детям. Он уже набрал педагогов, которые будут обучать ребят рисунку, пейзажу и жанровой композиции, портрету и натюрморту, книжной иллюстрации. Не забыты и редкие в современном художественном обучении виды искусства: офорт, линогравюра, роспись по фарфору, эмалевая миниатюра, керамика.
С.Н.Андрияка планирует создание «мастер-класса», регулярные выезды на летнюю практику в старинные русские города, изучение архитектурного пейзажа Москвы, чтение лекций по истории искусства и архитектуры, занятия в музеях и библиотеках, формирование собственной библиотеки и своего музея акварели, где будут представлены произведения современных художников и мастеров прошлого.

Старейший краевед Москвы
27 мая 1999 года, Историческая библиотека (Старосадский переулок, 9)

Майское заседание комиссии «Старая Москва» было посвящено Евгении Николаевне Арнаутовой, которой недавно исполнилось 90 лет.
Евгения Николаевна родилась в московской дворянской семье, проживавшей в Вознесенском переулке у Никитских ворот. Отец ее был юристом, редактировал газету «Русские ведомости», занимался земской работой. Интерес к истории родного города у Евгении Николаевны пробудился еще в школе, где серьезно занимались краеведением, поддерживали связь с Обществом истории Москвы. Но стала она врачом, работала на Алтае, затем в научно-исследовательских и академических институтах столицы. А выйдя на пенсию, полностью отдалась юношескому увлечению.
Е.Н.Арнаутова 20 лет состояла в историко-краеведческом кружке Ю.Б.Шмарова. Ее статьи и сообщения были опубликованы в журнале «Архитектура и строительство Москвы» и других изданиях. Она дотошно работала в архивах, «раскапывая» историю московских владений. Наибольший интерес вызывали у нее Хамовники — малоисследованный район, где она училась и жила. Она проследила биографию домов и улиц, начиная с XVIII века и до наших дней, — как возникали, делились и вновь сливались владения, как менялись их хозяева. В Хамовниках много строили известные архитекторы Мейснер и Клейн. Евгения Николаевна нашла в архивах сведения о собственном доме Клейна в Олсуфьевском переулке — и здание было взято под государственную охрану.
Подготовленная Е.Н.Арнаутовой рукопись книги по Хамовникам передана издателям, но из-за финансовых проблем выход ее задерживается. «Огромный труд работы в архивах и с печатными источниками стоит за этой книгой», — так оценила работу Евгении Николаевны Арнаутовой доктор исторических наук Л.В.Иванова.

Представление благотворительного Фонда помощи народу Югославии «Славомир»
3 июля 1999 года, Парламентское собрание Союза Республики Беларусь и
Российской Федерации (Мясницкая, 47)

Представление Фонда и посвященная этому пресс-конференция для российских и иностранных журналистов состоялись в конференц-зале Парламентского собрания Союза Беларуси и России. Как сказано в пресс-релизе, Фонд создан «с целью оказания моральной поддержки и материальной помощи народу Союзной Республики Югославии, ставшему жертвой агрессии стран НАТО», по инициативе группы депутатов Парламентского собрания, Московской городской Думы, общероссийского движения «Отечество», руководителей ряда общественных и творческих организаций, известных военачальников и при поддержке посольства Союзной Республики Югославии в России. Фонд является некоммерческой благотворительной организацией. Его деятельность должна включать:
— помощь населению Югославии лекарствами, продовольствием, предметами первой необходимости;
— помощь беженцам и вынужденным переселенцам из СРЮ в трудоустройстве на территории России, Беларуси и стран СНГ;
— помощь гражданам и организациям СРЮ в восстановлении разрушенного в результате бомбардировок НАТО;
— информационная и культурно-социальная поддержка народа СРЮ, подвергшегося агрессии НАТО;
— содействие привлечению отечественных и зарубежных инвестиций в дело гуманитарной помощи и восстановления народного хозяйства СРЮ.
Попечительский Совет Фонда возглавил Ответственный секретарь Парламентского собрания Союза Беларуси и России Владимир Александрович Аксенов. Президентом Фонда избран Зоран Милёйкович, Генеральный директор строительной компании «MOW EWROSTANDART d.o.o» (СРЮ). В состав Попечительского Совета вошли известные политики, военные, общественные деятели и деятели культуры России, Беларуси и Югославии.
Создание Фонда поддержали Председатель Государственной Думы Российской Федерации Г. Н.Селезнев, Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко, направившие в адрес Фонда приветствия, а также мэр Москвы Ю.М.Лужков, распорядившийся оказать Фонду необходимое содействие.
На представительском собрании присутствовал Советник посольства Союзной Республики Югославии в России Светко Давидович. Политики, предприниматели, военные, представители Русской Православной Церкви, творческих союзов и общественных организаций говорили о солидарности народов России и Беларуси с братским народом Югославии, осуждали военную агрессию НАТО, призывали всех людей доброй воли откликнуться на боль и оскорбленность православного балканского государства. Общее чувство собравшихся с искренностью и полнотой непосредственного переживания выразила учительница из сербского города Нови-Сад Радойка Ковач:
«Я постараюсь собраться с силами и рассказать, как мой народ и я вместе с ним жили все эти дни — от начала натовских бомбежек и до моего приезда в Москву, когда я стала сербской беженкой. В среду 24 марта в нашей школе еще шли занятия. Дети спрашивали, будут ли нас бомбить. Я обещала им, что не будут, ведь мы ни в чем не виноваты, а если человек ни в чем не виноват, его не наказывают. Дети верят своим учителям, верили и мне… Вечером я пошла в кинотеатр — настолько сама была уверена, что не может быть бомбежек, потому что не ощущала никакой вины за собой, за своим народом. Мой народ никогда не был оккупантом, мы всегда были жертвами. И 24 марта опять стали жертвами. Школы, больницы, детские сады превратились в военные цели. На глазах наших детей рушились мосты. Мосты строят, чтобы они соединяли людей. Так мы учили наших детей. Мы воспитывали их в любви. А что они видят теперь? Они сидят в убежищах и ждут смерти каждую минуту. Сегодня третье июня. Позавчера, первого июня, был День защиты детей. А наших детей все равно бомбили. Кто подумал в этот день о сербских детях? Живя в Москве, я, сербская беженка, вижу по телевизору только албанских беженцев, страдания только албанских женщин, слезы только албанских детей. За это время я ни разу не видела по российскому телевидению страданий и слез сербских женщин и детей — того, чем полнится моя земля, чего я своими глазами успела насмотреться до приезда сюда. Между тем, по моим сведениям, в Югославии уже разрушено более трехсот школ…
Но я верю в нашу победу, потому что на нашей стороне правда и справедливость.
Спасибо всем, кто хочет помочь нашему народу, нашим детям. Если мы сегодня спасем наших детей, если они останутся жить, — будет жить и Сербия"…

«Чудеса немых искусств»
3 июня 1999 года, Третьяковская галерея (Лаврушинский переулок, 12)

В дни пушкинского юбилея состоялось немало выставок, посвященных памяти поэта. Пожалуй, одной из самых спокойных, настроенных на «уважение к минувшему» была экспозиция в Третьяковской галерее, названная строкой из пушкинских стихов — «Чудеса немых искусств». Произведения графики (акварель, рисунок, гравюра), портретной миниатюры и скульптуры, из-за своей хрупкости выставлявшиеся очень редко, некоторые — впервые, воссоздали атмосферу эпохи первой половины прошлого века.
Пейзажи, проходящие через всю экспозицию, — это Москва детства поэта, места, где он бывал, — Крым, Одесса, Казань, Кавказ. Наконец, Петербург. Гравюра, предоставленная Государственным музеем А.С.Пушкина в Москве, заняла целый зал. Панорама Невского проспекта (две его стороны от Дворцовой площади до Аничкова моста), исполненная в 1830-х годах Василием Садовниковым и гравированная мастерами И. Ивановым и П. Ивановым, о которых мы, кроме их имен, ничего не знаем. Это известное произведение, иллюстрации из него постоянно воспроизводятся, но редко удается увидеть панораму из 30 листов длиной 14 метров в полном объеме. Здесь же в зале экспонировался ящик типа диапроектора, дававший возможность просматривать панораму, накрученную на два вала. Подобный ящичек с панорамой отправил в свое время в Полтаву Гоголь.
Искусство литографии, возникшее в пушкинскую эпоху, было широко показано на этой выставке. Портреты поэта работы граверов Николая Уткина и Томаса Райта, по мнению современников, наиболее удачно запечатлели образ А.С.Пушкина. Кроме того, были выставлены работы Ореста Кипренского, Василия Тропинина, Петра Соколова, Карла и Александра Брюлловых, Александра Орловского, Федора Толстого. Пушкин был с ними хорошо знаком, ценил их творчество, рассказывал о них в письмах и стихах. Интересно, что многие произведения признанных мастеров сопровождались помещенными рядом рисунками самого поэта, воспроизводящими с «крылатой небрежностью» и «вольной простотой» тех же людей и те же события.
Научная библиотека Третьяковской галереи представила прижизненное издание сочинений Пушкина, экслибрисы читающей России того времени, а также немногочисленные экспонаты с выставки 1937 года, посвященной столетию со дня смерти поэта. Большая их часть в Третьяковскую галерею тогда не вернулась, став достоянием Пушкинского дома в Ленинграде (существовала идея собрать все наследие поэта в одном месте). Вот один любопытный из оставшихся в Москве экспонатов — телеграмма Остроухова дочери Третьякова, продолжавшей дело отца: «Сейчас купил для галереи тропининского Пушкина за 6 тысяч рублей».
Выставка, экспонировавшая около 200 уникальных произведений, сопровождалась музыкальным фестивалем «Одной любви музыка уступает». Останкинский музей специально предоставил фортепиано пушкинского времени. В зале звучали произведения известных композиторов, а также дилетантов — князей Салтыкова, Долгорукова, Мещерского в исполнении пианиста Александра Майкапара, скрипачек Ирины Павлихиной и Натальи Фокиной.

«Пашков дом в жизни Москвы»
15 июня 1999 года, Российская государственная библиотека (Воздвиженка, 3)

Так называлась выставка, состоявшаяся в конференц-зале РГБ. Экспозиция включила в себя большое количество документов, книг и гравюр, рассказывающих об истории создания библиотеки. На отдельной витрине были собраны фотографии, репродукции и открытки разных лет с изображением Пашкова дома — этой жемчужины русской архитектуры. С конца XVIII века здание украшает Москву и хранит имя первого его владельца — отставного гвардейского офицера П.Е.Пашкова, заказавшего проект известному зодчему В.И.Баженову.
В 1862 году здесь разместились Московский публичный и Румянцевский музеи с библиотекой. И сегодня РГБ считает главными своими ценностями замечательные памятники отечественной и мировой книжной культуры, которые собрал государственный канцлер, ученый и библиофил граф Н.П.Румянцев. Его библиотека насчитывала около 30 тысяч печатных книг, свыше тысячи оригинальных рукописных кодексов и различных копий, архив — около тысячи единиц хранения. Книгоиздательская деятельность Румянцева — около 50 превосходных объемных научных книг в великолепном полиграфическом исполнении. Завещанное на «благое просвещение» собрание приумножилось в сотни раз, стало одним из крупнейших в мире.
С первых дней библиотека, еще более полувека продолжавшая существовать вместе с музеями, стала объектом благотворительности. Жертвователями и дарителями были дворяне, купцы и крестьяне, члены императорского дома Романовых. Московский генерал-губернатор князь В.А.Долгоруков, например, отдал в дар Румянцевскому музею бесценную коллекцию подарков, врученных ему в честь юбилея (в 1921 году 13 пудов серебра, 1,4 килограмма золота и 15 каратов драгоценных камней из этой коллекции были переданы в помощь голодающим).
Активное общественное движение, направленное на сохранение, пополнение и научное изучение рукописных печатных памятников культуры, выражалось не только в дарениях, но и в непосредственном участии известных людей в деятельности библиотеки. Работали попечительский совет, кружки, комитеты, общества, в 1913 году было создано Общество друзей Румянцевского музея. Библиотека к этому времени стала подлинным центром культуры, ее постоянными читателями были Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский, А.П.Чехов, Д.И.Менделеев, К.Э.Циолковский. Здесь служил философ Н.Ф.Федоров, директорами музеев и библиотеки были В.А.Дашков, М.А.Венивитинов, И.В.Цветаев, В.Д.Голицын.
Изменилось время, и ушли из Пашкова дома в Третьяковскую галерею и Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина музейные сокровища. В 1938 году были переданы Пушкинскому дому в Ленинграде все рукописи великого поэта, завещанные Румянцевскому музею.
Сегодня Пашков дом — как архитектурное сокровище и как место хранения сокровищ не менее ценных — переживает тяжелые дни. Он на грани разрушения; средств, выделяемых Московским Правительством на поддержание здания, категорически не хватает. Между тем — это объект федерального значения.
Об этом и говорили на открытии выставки в РГБ ученые и писатели, деятели культуры: директор библиотеки В.В.Федоров, член-корреспондент РАН, председатель Румянцевского общества друзей библиотеки Н.В.Карлов, писатель В.Я.Лазарев, историк-библиограф Г. А.Галин, старейший сотрудник РГБ В.С.Гречанинова.
Многие материалы на этой выставке демонстрировались впервые, чтобы еще и еще раз напомнить об уникальности Пашкова дома, Румянцевской библиотеки, о необходимости сбережения ценнейшего национального наследия.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru